Неправомерно распространяя частные выводы своей клинической практики на человечество в целом (по Фрейду, отличие невротика от здорового человека нс имеет принципиального значения), он возвел эти выводы в догму своей метапсихологии и провозгласил сексуальный инстинкт основной дстсрминантой человеческой деятельности.
89
По мнению Фрейда, подавление и реализация сексуального инстинкта, состоящего из парциальных инстинктов, проистекающих из разнообразных органических источников, составляют основу всех проявлений психической деятельности, а также формирования личности, мотивации ее поведения и складывания наиболее существенных черт человека.
Пытаясь обосновать эти воззрения, Фрейд выдвинул еще несколько гипотез, призванных объяснить механизмы полового инстинкта и причины исключительного влияния его на формирование и функционирование личности.
По Фрейду, носителем полового инстинкта является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод.
В теории Фрейда концепции либидо принадлежит весьма важная роль. Учитывая это, необходимо отметить, что Фрейд не сумел выработать однозначной трактовки либидо и в зависимости от тех или иных поворотов теоретических изысканий истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле.
В одних случаях Фрейд говорил о либидо как о меняющейся количественно силе и заявлял, что это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных процессов [69. Кн. II. С. 82). В других - утверждал, что либидо в глубочайшей основе своей и в конечном результате составляет только продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике. Он определил либидо как половой голод, отражающий половые потребности человека и животных, как всеобщую сексуально окрашенную психическую энергию. (Позже Фревд предположил также существование другого важного момента психической жизни - мор-тидо - влечения к смерти, агрессивного влечения.)
Фрейд трактовал либидо как исключительно мощное мотивационное начало, оказывающее решающее воздействие на поведение человека. Он считал, что энергия сексуального влечения может сублимироваться (преобразовываться и переноситься) на различные объекты и находить выход в многообразных видах человеческой деятельности, приемлемых индивидом и обществом. При этом Фрейд приписывал формам проявления либидо исключительно широкий диапазон - от элементарных физиологических актов до научного и художественного творчества Впоследствии энергия сексуального влечения и механизм сублимации были провозглашены Фрейдом основой и двигателем человеческой жизнедеятельности.
Это положение предопределило характер его учения, одной из отличительных черт которого стал пансексуализм - объяснение феноменов человеческого существования преимущественно или исключительно сексуальными устремлениями индивидов.
90
Существенно важной частью учения Фрейда стала его теория комплексов. Заимствовав у К. Юнга идею комплекса как группы представлений, связанных одним аффектом, Фрейд разработал концепцию комплексов как совокупности неосознаваемых эмоционально окрашенных представлений, влияющих на поведение и здоровье человека.
Считая, что источником психоневрозов являются особенности переживания и подавления эротического влечения, Фрейд уделил значительное внимание разработке комплексов Эдипа, кастрации и неполноценности.
По мысли Фрейда, наиболее важную роль в формировании и жизнедеятельности человека играет комплекс Эдипа. Исследуя сновидения своих пациентов, Фрейд обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о сновидениях, основным мотивом которых была половая связь с матерью.
Усмотрев в этом определенную тенденцию, 3. Фрейд предположил, что подобные сновидения дают известные основания считать, что первое социальное побуждение человека направлено на мать. в то время как первое насильственное желание и ненависть направлены на отца.
Эту предполагаемую неосознаваемую установку, основным содержанием которой считалось эротическое влечение ребенка к матери и связанное с ним агрессивное чувство к отцу. Фрейд назвал комплексом Эдила (Эдиповым комплексом) Наименование, данное Фрейдом этому комплел-су, не случайно. Оно связано с его психоаналитическим толкованием греческого мифа о царе Эдипе в одноименной трагедии Софокла, когда фи-ванскии царь Эдип, вопреки своей воле и не ведая того, убивает отца (Лаия), женится на матери (Иокасте) и становится отцом дегеи, которые в то же время являются его братьями по материнской линии.
Основная идея фрейдовской интерпретации Эдиповой ситуации предельно проста: действия царя Эдипа представляют собой лишь осуществление желаний нашего детства По мысли Фрейда, Эдипов комплекс извечно тяготеет над всеми мужчинами - каждый мальчик испытывает сексуальное влечение к матери, воспринимая своего отца как сексуального соперника, которого он боится и ненавидит. При этом необходимо подчеркнуть, что данные тенденции и влечения по своему характеру субли-минальны, т. с. они не осознаются их носителями.
Таким образом, как полагал Фрейд, в психике человека существукп диаметрально противоположные осознаваемые и неосознаваемые чувства. направленные на один и тот же объект, что само по себе объясняет известную противоречивость психической организации человека.
Согласно психоаналитической теории, Эдипов комплекс есть биопсихический феномен, передающийся по наследству и проявляющийся в каждом человеке по достижении им определенного возраста. При этом предполагалось, что типическое проявление данного комплекса происходит то-
91
гда, когда сексуальное влечение достигает определенной степени зрелости и направляется уже не на собственный носитель, а на объект, в роли которого выступают родители. В этот период формирования психики и личности человека, по мысли Фрейда, вступает в действие механизм Эдипова комплекса, характеризующийся столкновением врожденных (сублими-нальных) и приобретенных (осознаваемых) установок, в зависимости от исхода которого возможно либо нормальное, либо анормальное развитие личности, сопровождающееся возникновением чувства вины и неврозов.
Именно в Эдиповой ситуации усмотрел Фрсйд-психопатолог комплексное ядро всех неврозов, представляющее собой существенную часть их содержания.
В комплексе Эдипа, как полагал Фрейд, «завершается инфантильная сексуальность, оказывающая решающее влияние своим действием на сексуальность взрослых. Каждому новорожденному предстоит задача одолеть Эдипов комплекс; кто не в состоянии это сделать, заболевает неврозом» [69. Кн. II. С. 91].
Важным следствием пожизненного действия Эдиповой ситуации Фрейд считал отпечаток, накладываемый ею на систему сексуальных компонентов мировосприятия и мышления, выражающихся в грезах, фантазиях и элементах поведения.
По мере разработки своего учения Фрейд придавал комплексу Эдипа все большее значение. В конечном счете в его трактовке Эдипов комплекс оказался чуть ли не субстанциональным началом и базисом человеческого бытия.
Важнейшим компонентом психосоциологической теории Фрейда является учение о трех принципах психической деятельности: принципе постоянства, принципе удовольствия и принципе реальности.
По мысли Фрейда, совокупное действие этих принципов обеспечивает формирование и функционирование личности, выступая в роли мощных чотивационных стимулов деятельности.
Исходя из предположения, что психический аппарат обладает тенденцией удерживать имеющееся в нем количество возбуждения на возможно более низком или, по меньшей мере, постоянном уровне [69. Кн. I. С 191], обнаруживая при этом бережливость в расходовании энергии, Фрейд постулировал существование своеобразного принципа постоянства, сущностное содержание которого заключается в тенденции поддерживать количество психического возбуждения на относительно постоянном уровне. Из этого принципа Фрейд вывел принцип удовольствия (наслаждения), который был провозглашен им высшей изначальной тенденцией человеческого организма. По Фрейду, сущностное содержание этого господствующего принципа психической жизни состоит в инстинктивном стремлении к дос-
92
тижению удовольствия (наслаждения), с одной стороны, и избеганию неудовольствия (боли, страдания и т л.) - с другой.
Любопытным и примечательным компонентом учения Фрейда о принципах психической деятельности является то обстоятельство, что, по его мысли, принцип удовольствия находится в подчинении инстинкту (влечению) смерти и действует согласованно с ним.
Провозглашая принцип удовольствия главенствующим принципом психической жизни, Фрейд вместе с тем отмечал, что он не может управлять течением всех психических процессов и поведенческих актов, поскольку ему противостоят различные другие силы или условия и, таким образом, конечный исход не всегда будет соответствовать принципу удовольствия.
В качестве основной силы, противостоящей принципу удовольствия, Фрейд рассматривал принцип реальности, обеспечивающий приведение в известное соответствие с требованиями внешнего мира (реальности) бессознательных индивидуалистических стремлений к получению удовольствия. По Фрейду, принцип реальности коренным образом отличается от других принципов психической жизни, поскольку он является тенденцией, формирующейся в процессе становления личности, в то время как принципы постоянства и удовольствия выступают имманентными тенденциями организма. По мнению Фрейда, основная направленность формирования и развития личности характеризуется противоречивым, но постепенным переходом ее от ситуации безоговорочного доминирования принципа удовольствия к частичной замене его принципом реальности. При этом предполагалось, что борьба тенденций удовольствия и реальности в значительной мере обусловливает конфликтную природу личности, которая существенно усиливается амбивалентной (полярно двойственной) природой человеческих чувств.