Согласно данной гипотезе Фрейда, все человеческие чувства противоречивы по природе своей и включают в себя борьбу противоположных сил и тенденций. Например, отношение субъекта к объекту характеризуется одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных чувств (симпатии и антипатии, любви и ненависти), объединенных в одной эмоции.
По мнению Фрейда, амбивалентность чувств особенно типична для лиц, страдающих различными невропсихическими заболеваниями.
Объясняя приобретенную амбивалентность высоким уровнем конфликтное™ социальных отношений, Фрейд подчеркивал, что противоречивость социального бытия усиливает наследуемую амбивалентность. Причем в результате действия социального фактора врожденная амбивалентность зачастую столь усиливается приобретенной, что в определенных случаях
врожденно-приобретенная амбивалентность чувств может обрести характер амбивалентного конфликта и выйти за рамки нормы.
Существенно важную роль в органичации человеческого поведения в норме и патологии Фрейд отводил «руководящим чувствам», к которым он относил страх смерти и чувство вины.
Таков в общих чертах психоаналитический эскиз картины природы и сущности человека. Конечно же, постоянное стремление Фрейда найти, исследовать и описать «универсальные механизмы», обусловливающие формирование, развитие и поведение человека, несомненно было позитивным. Но вместе с тем следует отметить, что, увлекаясь разработкой своего учения, Фрейд нередко вводил в него недостаточно проверенные, а иногда и просто неверные конструкты.
Представления Фрейда о конфликтной природе человека были развиты им в структурной теории личности. Согласно этой теории, личность являет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» н «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), содержание и действие которых отражает ее существо и многообразие.
Согласно учению Фрейда, структура личности обладает определенной сопряженностью со структурой психики. Главенствующая сфера личности -«Оно» - представляется Фрейдом как вместилище бессознательных, иррациональных реакций и импульсов, биологических по природе и психобиологических по проявлению. «Оно» - это неорганизованная сама в себе сфера личности, которая по отношению к другим ее частям все же выступает в качестве единой психоличностной силы, поскольку ее внутренние и внешние проявления регулируются и контролируются единым принципом -принципом удовольствия (наслаждения).
Фрейд полагал, что в «Оно» идет бескомпромиссная борьба Эроса и Таиатоса, которая обусловливает сущность этой сферы. Согласно Фрейду, «Оно» является источником и поставщиком энергии для других сфер личности и, образуя движущие силы личности, выражается, как правило, в желаниях и влечениях.
Вторая сфера личности - «Я», по мысли Фрейда, происходит от комплекса Эдипа и, обособляясь от «Оно», в известной мере являет собой разумность и рассудительность. В общих чертах «Я» предстает как организованное начало личности, руководствующееся в своей деятельности принципом реальности, что позволяет ему отчасти контролировать слепые, иррациональные импульсы «Оно» и приводить их в известное соответствие с требованиями внешнего мира.
Третья сфера личности - «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идсал»), согласно Фрейду, возникает на основе «Я» и выступает как продукт культуры, складывающийся из комплекса совести, моральных черт и норм поведения, которые контролируют действия «Я» и предписывают ему моральные
94
образцы подражания и деятельности в контексте высших социальных чувств.
Согласно учению Фрейда, сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают значительное влияние на функциональную деятельность друг друга. Одно из важнейших отношений такого рода -взаимоотношение «Оно» и «Я» - описывалось Фрейдом следующим образом: «Функциональная важность «Я» выражается в том, что в нормальных случаях оно владеет подступами к подвижности. В своем отношении к «Оно» оно похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня, разница в том, что всадник пытается сделать это собственными силами, а «Я» - заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет; так и «Я» превращает волю «Оно» в действие, как будто бы это бьша его собственная воля» [69. Кн. I. С. 363].
Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается, по Фрейду, специальными «защитными механизмами» («механизмами защиты»), образовавшимися в результате эволюции человека. Важнейшими из неосознаваемых «защитных механизмов», призванных обеспечить известную целостность и стабильность личности в условиях конфликта противоречивых импульсов и установок, Фрейд считал «сублимацию» (процесс преобразования и переадресования сексуальной энергии в различные формы деятельности, приемлемые индивидом и обществом), «вытеснение» (бессознательное устранение индивидом мотивов своих действий из сферы сознания), «регрессию» (переход на более примитивный уровень мышления и поведения), «проекцию» (неосознанное перенесение, «приписывание» собственных ощущений, представлений, желаний, мыслей, влечений и зачастую «поотьщных», бессознательных стремлений другим людям), «рационализацию» (бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию своих идей и поведения даже в тех случаях, когда они иррациональны), «реактивное образование» (изменение неприемлемой для сознания тенденции на более приемлемую или противоположную), «фиксацию поведения» (тенденцию «Я» к сохранению апробированных, эффективных стереотипов поведения, известное изменение которых может привести к патологическому навязчивому стремлению к повторениям) и пр.
Настаивая на изначальной противоречивости и конфликтное™ сфер личности, Фрейд особенно акцентировал динамические моменты бытия личности, что явилось сильной стороной его концепции.
Придавая важное значение всем сферам личности и механизму их взаимодействия, Фрейд вместе с тем стремился увязать с теорией личности свои многообразные концепции и гипотезы. Примером этого могут служить его концепции творчества и учение о характерах, которые (если
95
исходить из внутренней логики психоаналитического учения) действительно согласуются с его конструкцией личности и дополняют ее.
По Фрейду, источником творческой деятельности личности является психоличностный конфликт, в процессе протекания которого главенствующую роль играют бессознательные силы «Оно», мотивирующие творческую деятельность.
Понимание конфликта как источника творчества обусловило то обстоятельство, что в теории личности Фрейда творчество предстает как один из способов разрядки психических конфликтов и напряжений, функциональное преобразование которых обеспечивается одним из важнейших «защитных механизмов» - «Я»-сублимацией. По Фрейду, в результате сублимации бессознательные, сексуально окрашенные, подавленные, неудовлетворенные влечения и психические напряжения получают свое выражение в разнообразных творческих актах личности.
В общем, наличие определенной связи между сексуальностью и творчеством отмечалось многими исследователями. В этом плане позиция Фрейда отличалась от позиции.других ученых главным образом абсолютизацией и фетишизацией этой связи. Вместе с тем следует отметить, что исследование Фрейдом вопроса о связи творчества и невроза позволило ему не только установить их общие корни и взаимосвязи, но и показать значение творческой деятельности как эффективного средства психотерапии.
Разрабатывая учение о характере в общем контексте теории личности. Фрейд пришел к выводу, что характер человека формируется в основном в течение первых пяти лет жизни под воздействием факторов коиституцио-нального и индивидуального порядка. Подчеркивая исключительную роль детства в формировании характера личности, Фрейд высказал предположение о существовании различных видов характеров и их определенной связи с эрогенными зонами. Согласно Фрейду, эта связь выражается преимущественно в воздействии различных эрогенных зон на формирование характера в целом или отдельных черт характера- При этом следует подчеркнуть, что данная классификация вызвала сомнения и возражения даже среди сторонников психоанализа.
В целом теория личности Фрейда и дополняющие ее учения, концепции и доктрины, несмотря на наличие в них догматической психоссксуа-лиэации и множества спекулятивных истолкований, явились определенным шагом вперед по отношению к существовавшим доктринам западной социологии. Принципиально важным достижением была выработка нового взгляда на личность человека, как на изменяющееся во времени, структурированное, противоречивое динамическое образование.
По мере разработки психоаналитического учения Фрейд уделял всевозрастающее внимание собственно философско-социологическим лро-
96
блемам, среди которых заметное место занимали вопросы культуры, религии, межличностных отношений, психологии масс, конфликтного бытия человека в системе цивилизации.
Существенным элементом социологии Фрейда явилась его теория происхождения культуры и религии Опираясь на предположение Ч. Дарвина о том, что первоначальной исторической формой организации людей, возможно, была орда, над которой неограниченно властвовал сильный и жестокий самец, Фрейд стремился доказать, что судьба этой орды оставила неизгладимые следы в истории человечества, что возникшие в ней первые стереотипы социального поведения людей обусловили и непосредственно повлекли за собой происхождение важнейших культурных установлении. государственных порядков, нравственности, религии и других социальных феноменов человеческого существования