функциональная трактовка социальных отношений и ряд фундаментальных понятий, введенных Визе в научный оборот («социальные отношения», «социальная дистанция», «социальная позиция», «социальная ситуация»), оказали большое влияние на социологию. Ныне это признается почти всеми ее ведущими представителями.
1.9. Социологическая концепция Э. Дюркгейма
D конце XIX века в различных областях духовной культуры Франции заметно усилилось влияние контовского позитивизма. В кругах социальных реформаторов постепенно стала находить поддержку идея социологии как самостоятельной науки, которая могла бы выработать основы научной реорганизации общества.
Теоретическим обоснованном идеологии и политики буржуазного ре-форматорства явилась концепция так называемого социологизма, получившая наиболее полное выражение в трудах Эмиля Дюркгейма (1858-1917), признанного в настоящее время классиком социологии. Идейно-теоретическим источником для Дюркгейма служили концепции просвещения, идеи Сен-Симона и Конта, этика Канта, психология народов Бунда, а
132
также идеи немецкой исторической школы права. Ему принадлежат следующие основные труды: «О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Теоретическое наследие Дюркгейма включает также обработки многочисленных курсов лекций, посвященных проблемам морали, педагогики, истории социалистических учений и др., а также статьи и выступления. В сотрудничестве со своими учениками и последователями Дюркгейм издает «Социологический ежегодник», оказавший большое влияние на развитие обществоведческой мысли во Франции и в Европе.
Социально-политические взгляды Дюркгейма носили реформаторский характер. Он выступил теоретиком буржуазно-либерального движения за всеобщую солидарность, классовый мир и согласие, в духе республиканской программы боролся против засилия клерикалов, за отделение церкви от государства и школы от церкви. Признавая социализм движением, имеющим большое общественное значение, Дюркгейм подчеркивал прежде всего его эмоциональный характер и отказывал ему в научности. Позитивно оценивая возможности развития капитализма, он зачислял общественные явления, на почве которых вырастал научный социализм, в разряд «социальной патологии», которую можно вылечить путем реформ, и сводил «социальный вопрос», т. е. вопрос о социальном неравенстве, к вопросу регуляции моральных отношений. Сутью социально-политической позиции Дюркгейма были поиски третьего пути между монархическо-клерикальной реакцией и революционным социалистическим движением, обоснование буржуазного рсформаторства. Для превращения социологии в самостоятельную науку необходимо, считал Дюркгейм, наличие особого предмета данной науки и соответствующего метода. Социология должна изучать, полагал он, социальную реальность, элементами которой являются социальные факты, в совокупности создающие общество.
В социально-философской концепции Дюркгейма социология занимает центральное место среди общественных наук. Она вооружает, по его мнению, все другие общественные науки методом и теорией, на базе которых должны вестись исследования в различных областях общественной жизни.
Соотношение социологии и философии в понимании Дюркгейма выражалось в требовании, с одной стороны, отделения социологии от философии, а с другой - нахождения новых видов связей между ними. Отпочковавшись от философии, социология получит возможность заняться своими собственными проблемами - социальной реальностью как таковой. При этом он имел в виду отпочкование от традиционной идеалистической метафизики, далекой от понимания действительности, конечным
133
результатом должно было быть создание социологически обоснованной, т. е. опирающейся на результаты социологических исследовании, философии.
В теоретическом понимании общества Дюркгеимом прослеживаются две главные тенденции: натурализм и социальный реализм. Первая уходит корнями в понимание общества и его закономерностей по аналогии с природой и связана с традициями Просвещения. Вторая предполагает понимание общества как реальности особого рода, отличной от всех других видов реальности (физической, химической, биологической, психологической), уходит своими корнями в концепции общества, развиваемые тради-циониотами (Бональд, де Местр), а также Сен-Симоном и Контом, и определяет социологизм как главную методологическую установку этого исследователя.
В теоретическом плане социологизм в противоположность индивидуалистическим концепциям утверждал принцип специфичности и автономности социальной реальности, более того, ее примата и превосходства над индивидами. В методологическом плане для социологизма характерен принцип объективности научного подхода, требование объяснения социального социальными же явлениями. В связи с этим - критика биологического и психологического редукционизма.
Отвергая психологизм, индивидуалистического толка, Дюркгейм проводил четкое различие между индивидуальным и коллективным сознанием. Стремясь выразить динамический аспект коллективного сознания, его спонтанный нерегулируемый характер, он ввел термин «коллективные представления» для обозначения эмоционально окрашенных общих идей и верований.
При рассмотрении генезиса коллективного или общего сознания социолог опирался на идеи непрерывного развития природы и «творческого синтеза» простого в сложное.
Социальные отношения истолковывались как отношения ассоциации, в результате которой возникает новое качество, а именно: социальная жизнь.
Однако наряду с ассоцианистским есть еще один немаловажный аспект дюркгеймовского понимания общества. Он называл общество богом, употреблял понятия бога и общества как синонимы с целью утвердить, взамен обветшалых религиозных представлений новые, якобы отвечающие критериям рациональности и светскости. Подчеркивая священность общества, наделяя его чертами одухотворенности, гиперспиритуалистич-ности, Дюркгейм хотел выразить идею морального превосходства общества над индивидами. Но тем самым он рисовал его в традиционных религиозных красках. При этом натурализм и рационализм Дюркгейма вполне сочетались не только с религиозно-спиритуалистической терминологией,
134
но и с идеалистической трактовкой общественной жизни. Общество объявлялось «композицией идей», верований и чувств всякого рода, которые «реализуются через посредство индивидов» (78. С. 85].
Характерно, что общество и его сознание рассматривались как явления одноплановые, они были не только взаимосвязаны и взаимно обусловливали друг друга, но и могли менять этимологическую последовательность при объяснении. И это не смущало Дюркгейма, а, напротив, преподносилось как признак научности.
Методология социологического исследования, разработанная Дюркгеимом, роднит его с идеями позитивизма. Он разделял натуралистические установки позитивистов, стремясь строить социологию по примеру естественных наук, с характерным для последних индуктивным методом и принципом объективного наблюдения. Оригинальна в этом плане его концепция социального факта.
Главными признаками социальных фактов являются их независимое, объективное существование и их принудительный характер, т. е. способность оказывать на индивида внешнее давление, это коллективные представления или факты коллективного сознания.
Последним Дюркгейм противопоставлял факты, понимаемые им как формы общественного бытия или так называемой социальной морфологии, которая изучает строение и форму отдельных «материальных» частей общества, его «анатомическую структуру».
Морфологические факты составляют как бы «материальный», количественный аспект общества, его субстрат, в то время как факты коллективного сознания, - «коллективные представления», которые являются его духовным, качественным аспектом.
Факты морфологического порядка наряду с коллективными представлениями Дюркгейм называл «внутренней социальной средой».
Подчеркивая способность коллективного сознания производить другие социальные факты и даже создавать общество, социолог придавал ему самодовлеющий автономный характер, никогда не ставя вопрос о границах этой автономии или ее относительном характере. Употребляемое понятие «материального субстрата» общества раскрывалось на основе анализа экологического, демографического и технологического материала.
Первое правило, которое должно было, по мнению Дюркгейма, обеспечить объективный подход к социальной действительности, вьфажалось в принципе:
«Социальные факты нужно рассматривать как вещи» [18. С. 421].
Трактовать социальные явления как «вещи», разъяснял социолог, означает признавать их не зависимое от субъекта существование и исследовать их объективно, так. как исследуют свой предмет естественные пауки. Цель социологической науки не сводится к описанию и упорядочению социальных фактов через наблюдаемые объективные проявления. С помо-
135
щью последних устанавливаются более глубокие причинные связи и законы. Наличие закона в социальном мире свидетельствует о научности социологии, которая этот закон раскрывает, о ее родстве с другими науками.
Стремление найти объективные закономерности социальных явлений обусловило высокую оценку возможностей применения статистики в социологии. Статистические закономерности заключения браков, колебаний рождаемости, числа самоубийств и многие другие, которые на первый взгляд полностью зависят от индивидуальных причин, казались Дюркгей-му наилучшим доказательством того, что в них проявляется некоторое коллективное состояние.