Важным моментом теоретических построений Морено было положение о том, что через раскрытие социально-психических механизмов и психических структур сообществ социометрия получает возможность установления социального контроля над поведением личностей и социальных групп.
Среди существенных инструментов социометрического анализа наибольшей популярностью пользуются социометрические тесты, социомат-рицы и различного рода социограммы, на которых во многом и базируется социометрический метод.
Под соцгюметрическим тестом в мнкросоциологии понимается один из приемов опроса людей, в ходе которого выполняется задание стандартной формы, позволяющее получить как бы «коллективное самовыражение опрашиваемых», т. е. количественно измеримые характеристики межличностных отношений в социальной группе
Вторым таким инструментом социометрии считается социоматрица -таблица, в которую при помощи графических и числовых обозначений заносятся полученные в результате исследований данные, характеризующие систему взаимоотношений людей в изучаемой группе.
Третий инструмент - социограммы - дает соответствующее графическое (схематическое) выражение социальных отношений людей преимущественно в малых группах.
Наряду с ними в социометрии широко используются разнообразные индексы, коэффициенты и пр., позволяющие дать количественную характеристику изучаемым явлениям социального взаимодействия.
По мнению Морено, причиной общественных изменений являются взаимоотношения индивидов, складывающиеся из особых «микроэлементов». которые именуются «социальными электронами», или «телеэлементами» Морено охотно использовал понятие «теле», или «социо-гравитационный фактор», с помощью которого он пытался объяснить различные чувства, возникающие в процессе общения людей друг с другом. При этом понятие «теле» Морено определял как простейшие единицы чувства. излучаемые человеком и направленные от индивида к индивиду.
235
Интенсивное излучение «теле» «со знаком плюс», согласно утверждениям Морено, вызывает симпатию, а излучение «теле» «со знаком минус» -антипатию.
Микросоциологня уделяет большое внимание анализу количественной стороны психологических отношений людей, которые определяются со-циометристами в терминах безразличия, симпатии (притяжения) и антипатии (отталкивания).
Для определения параметров психологического взаимодействия людей в больших группах Морено пользовался понятием «психосоциальных сетей», которые, по его мнению, объединяют самые сложные линии взаимоотношений микроэлементов общества. К этим микроэлементам он относил в первую очередь так называемый социальный атом - непосредственное сосуществование индивидов, которое он считал наименьшим элементом общества. «Ядро отношений вокруг каждого индивида, - писал Морено, - является более плотным вокруг некоторых индивидов и более «тонким» вокруг других. Это ядро отношений является наименьшей социальной структурой в коллективе, социальным атомом» [42. С. 56).
Важнейшей идеей Морено было положение о том, что помимо внешней структуры каждая группа имеет в своей основе невидимую, неофициальную структуру, которая, однако, более реальна, нежели структура официальная (формальная). .
В этой связи Морено сформулировал одно из фундаментальных положений социометрии, согласно которому социальные процессы, происходящие в группе и обществе, могут быть правильно поняты лишь с учетом существования микро- и макроструктур. Под микроструктурой он понимал совокупность психических отношений людей, их желания, чувства, представления и т. д., а под макроструктурой - пространственное взаимоположсние и взаимоотношение людей при выполнении ими производственных функций.
Большую известность получил эксперимент Морено с группой девушек из интерната, находящегося вблизи Нью-Йорка. Располагая сведениями о том, что в группе, занимающейся стиркой белья, происходят постоянные ссоры, а производительность труда падает. Морено исследовал их взаимоотношения. Он пришел к выводу, что макроструктура этой группы не соответствует микроструктуре, то есть некоторые из рядом работавших недолюбливали друг друга и хотели бы работать рядом с другими. Перестановка работающих с учетом их симпатий и антипатий привела к прекращению ссор и росту производительности труда. Эти и другие исследования различных противоречий между людьми привели Морено к выводу, что основным источником напряженности и социальных конфликтов является несоответствие микро- и макроструктур группы или общества.
Данные исследования и их интерпретация подтолкнули Морено к обобщениям. Одним из них стал так называемый «универсальный микро-
236
закон», согласно которому социальные конфликты и напряжение увеличиваются прямо пропорционально социодинамической разнице между микро- (социометрической матрицей) и макроструктурой (официальным обществом) [42. С. 181]. Из этого «закона» уже чисто логически вытекало положение о том, что основным путем для ликвидации конфликтов в обществе является приведение в соответствие микро- и макроструктур.
Это означало, что социальная напряженность и различного рода конфликты могут быть ликвидированы путем реорганизации макроструктуры (перегруппировки людей в пространстве) таким образом, чтобы во всех случаях рядом оказывались люди, симпатизирующие друг другу. Так Морено пришел к одному из наиболее утопических выводов своей теории - о возможности «улучшения» человеческих отношений в рамках любой общественной системы.
Среди других законов, сформулированных Морено, особой популярностью в ряде школ современной западной социологии пользуется так называемый «закон насыщения», который наиболее консервативные сторонники социометрии пытаются выдать за один из основных законов общественных отношений людей. Согласно «закону насыщения», подобно тому, как в химических растворах существует точка насыщения, за пределами которой остается нерастворимый осадок, так в национальных и межнациональных отношениях также существует подобная точка, превышение которой ведет к «перенасыщению» или, иными словами, к национальным и расовым конфликтам, розни и войне.
В числе иных социометрических законов Морено можно упомянуть со-цчогенетическчй и соцчодинамчческий законы. Социогенетический закон констатировал, что высшие формы любой коллективной организации развиваются из простейших форм, а социодинамический закон утверждал, что человеческие привязанности внутри любой группы распределяются неравномерно. В целом оба этих положения подтверждаются многочисленными исследованиями, и их правомерно считать позитивными достижениями социометрии Морено.
В связи с формулировкой социодинамического закона Морено указывал, что большая часть эмоциональных влечений («предпочтений») приходится на немногих членов группы («звезд»), в то время как большинство участников ее оказываются как бы «эмоционально обездоленными» (такие зачислялись Морено в разряд «социометрического пролетариата»).
Одним из важнейших методов социометрии Морено считал вовлечение исследуемых лиц в активный терапевтический процесс, который он именовал «психодрамой». Как отмечал Морено, «психодрама началась, когда я отказался от кушетки и приема свободной ассоциации и заменил их открытым пространством многих измерений» [42. С. 157].
Основным моментом этого терапевтического приема является организация сценического действия, в рамках которого действуют режиссер, ак-
237
теры (пациенты), терапевтические помощники и публика. Целью психодрамы как терапевтического приема выступает предоставление личности свободы самовыражения для освобождения ее от напряженности современной реальной жизни. В ходе такого терапевтического сеанса пациент -участник психотерапевтического действия - получает задание: изобразить в «терапевтическом театре» совместно с другими людьми свой внутренний мир, спонтанно разыграть различные ситуации, в которых бы изживались тревожащие его проблемы.
По существу «психодрама» становится дальнейшим развитием терапевтических приемов психоанализа, и сам Морено подчеркивал эту связь.
Выступая, как правило, в роли респектабельного и корректного социального инженера. Морено тем не менее не всегда мог удержаться на этой позиции и иногда становился эмоциональным проповедником, вещающим о грядущей «социометрической революции», которая должна быть осуществлена путем специфического революционного действия.
Морено полагал, что в истории человечества существует три типа революции: христианский, марксистский и социометрический (или всеобщий). Эта довольно необычная типологизация была осуществлена Морено на основе гипотезы, согласно которой главным критерием, отличающим один тип революции от другого, является степень изменений, которые вносят эти революции в социальную жизнь.
По мнению Морено, «социометрчческая революция», «применимая к любому типу общества прошлого и будущего», должна начаться с изменения психологии и сознания людей, а осуществление ее выразится в том, что огромные массы людей будут перегруппированы в пространственном отношении в соответствии с их симпатиями и антипатиями. Социометри-ческая революция представляет собой революцию всех классов, всего человечества, всех людей, всех индивидуумов и всех групп без исключения, законных или незаконных, официальных или неофициальных, больших или малых, всех наций и государств, суверенных и непризнанных [42. С 220].