Таким образом, человеческое действие тогда приобретает характер социального действия, когда оно ориентировано на других, когда оно предполагает прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми. Напомним, эта ориентация может осуществляться как на конкретное лицо, так и на группу своих знакомых, незнакомых (поведение в автобусе); на сообщество, членом которого он является (коллектив, нация), или на все общество; может иметь в виду как прошлое (месть), так и настоящее или ожидаемое будущее (упреждающие действия).
Означает ли сказанное, что всякое столкновение людей есть социальное действие? Нет, не всегда. Представим житейскую ситуацию, как бы зафиксированную в кадрах кинопленки. Кадр первый: прохожего обрызгала из лужи машина; кадр второй: прохожий в сердцах (или вслух)проклял водителя за то, что он игппг.тч.. г. о-/.. ..».....". -----
третий: водитель, увидев, что он не умышленно натворил, останавливает машину, выходит из машины, намереваясь извиниться перед прохожим. Кадр четвертый: между прохожим и водителем состоялся небольшой обмен любезностями. Кадр первый — в действии водителя нет социального действия (если он не умышленно сделал это). Кадр второй — прохожий совершил социальное действие. Кадр третий — водитель совершил социальное действие. Кадр четвертый — и водитель, и прохожий вошли в социальный контакт.
И еще одна ситуация, о которой упоминал еще М.Вебер. ...Внезапно пошел дождь, прохожие все открыли зонты. Здесь нет социального действия. Хотя внешне, казалось бы, что прохожие сговорились, или открыли зонты по команде.
В социальном действии как в капле отражаются основные проблемы социальной жизни и, следовательно, социологии. Какие проблемы, на какой вариант их решения указывает анализ социального действия? Это, на наш взгляд, проблема потребностей как источника социального развития и проблема мотивации как смыслообразующего начала деятельности. Рассмотрим их последовательно.
Ориентация на других возникает как важнейшее средство, условие удовлетворения потребностей Деятеля, реализации его жизненных целей. Необходимо различать потреб-ностно-целевые моменты деятельности и инструментально-социальные условия, средства их достижения. Крайняя затруднительность (а для современного человека невозможность) удовлетворения своих потребностей без взаимодействия с другими фактически принуждает Деятеля к учету интересов других, возможной их реакции на его действия. Иначе — хаос, который вреден всем. Ориентация на других, выполнение ожиданий-обязательств — своеобразная плата, которую Деятель должен платить за спокойные, надежные цивилизованные условия удовлетворения своих потребностей.
Вместе с тем, модель социального действия позволяет выявить качественный критерий эффективности организации социальных связей. Этот критерий в том, насколько данный акт взаимодействия (и шире — система социальных связей) обеспечивает удовлетворение потребностей, достижение целей Деятеля. Не будем заранее обвинять Деятеля в
индивидуализме. Как мы покажем чуть ниже, индивидуализм — это крайняя и в общем-то нежизнеспособная форма мотивации. В том случае социальная среда, конкретные связи с людьми могут быть признаны Деятелем разумными, если они позволяют удовлетворять потребности (безразлично какие, — витальные, нравственные и т.д.), реализовать его цели. Если данная сеть взаимосвязей не позволяет этого достичь, формируется неудовлетворенность, побуждающая к перестройке данной системы социальных связей. Изменение социальных связей может ограничиться незначительными корректировками, а может потребовать и кардинальных изменений всей системы связей.
... Китайские студенты, выйдя на площадь Тяньаньмэнь, стремились реализовать политические цели, связанные с потребностями личной свободы и т.д. Побудило их к пересмотру традиционных конфуцианских принципов социальной жизни с их подчинением власть предержащим сравнение своей жизни с жизнью граждан демократических стран, что породило неудовлетворенность своим положением, вызвав активные действия.
Возьмем нашу страну, где мы, побуждаемые стремлением повысить уровень жизни, добиться большей свободы и т.д., вначале стремились изменить систему социальных связей, не проводя ее коренного преобразования. Но когда выяснили, что, видимо, попытки решить эти проблемы в рамках сохранения социалистических принципов не дадут искомого результата, в обществе стали нарастать настроения в пользу более радикального изменения системы общественных отношений, которые у нас и происходят.
В данном случае для нас важно проанализировать самую основу социального действия как некоего идеального типа, элиминируясь (отвлекаясь, забывая) от регуляторов, критериев, по каким Деятель будет взвешивать пользу и вред, от влияния культурных традиций на восприятие того, что такое добро, а что такое зло. Все это нас ждет впереди: при рассмотрении социальных связей и взаимодействии,регуляции прямых и опосредованных социальных связей, культуры, источников ее развития и т.д. Сейчас же речь идет лишь об анализе некоего идеального первокирпичика социальной жизни — элементарном социальном действии.
Человек наиболее значимые поступки совершает осмысленно. Это в наибольшей мере касается социальных действий. Поэтому понимание социальных действий (как индивида, так и группы людей) невозможно без учета мотивации, того внутреннего идеального смысла, который вкладывает Деятель в свои усилия.
Мотивация социального действия содержит в себе два начала: — индивидуальную цель, воспроизводящую потребность человека (в данном случае безразлично, идет ли речь о потребности в еде, или в образовании, потребности в утверждении собственного достоинства, чести );
— ориентацию на другого, «ожидание», учитывающее возможную ответную реакцию окружающих.
Соответственно индивидуальная «цель» и «ориентация на другого» в своем синтезе образуют мотив социального действия.
К примеру, научный-работник хотел бы удовлетворить свою потребность в расширении научных исследований. Индивидуальная цель ясна. Но нет необходимых материальных возможностей, нужна поддержка руководства и т.д. Что предпримет ученый, каков смысл его действий — убедить своих руководителей в перспективности этого направления, а сегодня, скорее всего, еще и поискать спонсора и т.д.
Другими словами мотив социального действия представляет собой индивидуальную цель, осмысленную сквозь призму социальных отношений, связей, ожиданий. Следовательно, конкретное содержание, направленность мотива будет определяться тем, как эти два начала будут соотноситься, взаимодействовать.
Т.Парсонс выделил так называемые типовые переменные действия — систему основных ориентации, «срабатывающих» в процессе выбора варианта действия. Это пары, характеризующие возможности альтернативного выбора, в частности, между:
(1) — действием исключительно в собственных интересах или необходимостью учета в своем поведении потребностей коллектива («ориентация на себя — ориентация на коллектив»);
(2) — стремлением к удовлетворению непосредственных, сиюминутных потребностей или отказом от последних ради перспективных и важных целей;
(3) — ориентация на социальные характеристики другого индивида или имманентно ему присущие качества (пол, возраст, внешний вид);
(4) — подчинением индивидом своего поведения какому-то общему правилу или учетом специфических моментов данной ситуации; и т.д.
Достаточно скрупулезно выделенные Т.Парсонсом основные альтернативы (в реальной жизни их значительно больше) свидетельствуют о многомерности мотивации конкретного социального действия, о том, какое многообразие ракурсов анализа путей достижения цели в конкретных социальных условиях сплетается подчас в одном элементарном мотиве.
Вернемся к научному работнику, желающему продолжить свои исследования... Он пришел к директору своего НИИ. Как поведет себя директор? С одной стороны, он знает, что средств для продолжения исследований а институте крайне мало (тем более в современных условиях), только бы продержаться, сохранить людей, с другой сто роны, он знает, что данное направление перспективно, а у сидящего напротив ученого есть неплохие заделы, первые результаты (2 альтернатива}. Вместе с тем, директор испытывает к этому ученому личную неприязнь, поэтому, хотя достаточно высокий статус научногоработника (доктор наук и т.д.) позволяет ему рассчитывать на развитие исследований, но, ... (3 альтернатива). Однако, стоит ли обращать внимание наличную неприязнь и обиду, если эти исследования могут наверняка принести НИИ успех, признание ( 1 альтернатива)...
Каждая из предложенных альтернатив, как видим, вносит свою лепту в мучительный выбор мотива. В конкретный мотив, как в воронку, сливаются и иерархия ценностей, и интеллектуально-культурная готовность личности анализировать ситуацию. Сказываются и особенности темперамента личности, его ригидность (непреклонность, упрямство), волевые качества, эмоциональная близость к данному человеку и т.д.
Борьба мотивов — так называют социологи ситуацию, аналогичную нами обрисованной, — порождает достаточно острые, чаще всего, невидимые со стороны внутренние пе-
реживания личности. В данном случае нам важно обратить внимание на то, в каких многообразных аспектах, ярусах может проявляться альтернатива на достижение личной цели и ориентации на другого, изначально определяющая внутреннюю драму мотивационной сферы личности. И разработать какую-либо формулу, по которой можно было бы рассчитать выбор мотива данной личностью в данной конкретной ситуации, — скорее всего невозможно. Но в целом, если брать целостную систему действий, определенная направленность конкретной личности прослеживается.