Смекни!
smekni.com

Курс социологии (стр. 62 из 70)

Особую роль играют генеральные (всеобщие) статусы. Первый — статус человека, его права и обязанности. Другой генеральный статус — статус члена данного общества, государ­ства (гражданина). Генеральные статусы являются фундамен­том статусной позиции личности. Но им мы не будем уделять в данном случае пристального внимания, сосредоточившись на статусах, дифференцирующих конкретное общество.

Статус можно обрести от рождения. Это национальность (русский, казах, башкир и т.д.), социальное происхождение

218

(из рабочих и т.д.), место рождения (москвич, минчанин одессит). Подобные статусы называются предписанными.

Другие статусы мы приобретаем, достигаем, т.е. это ста тусы приобретенные, достигнутые. Это статус учителя ил1 футболиста, пианиста или жены.

Статусы могут быть формализованными или неформа лизованными, что зависит от того, в рамках формализован ных или неформализованных социальных институтов вы полняется та или иная функция. (Статус лидера компанш близких товарищей — статус директора завода). Множест венность статусов не означает их равнозначности. Они на ходятся в определенной иерархии по степени важности со циального института, в рамках которого сформирован это статус. Безусловно, что во всех случаях особое значени имеет статус личности, связанный с работой, профессией Хотя следует отметить, что иерархия статусов может ме няться. Видимо, следует различать основную, общую иерар хию статусов данной личности, которая срабатывает в боль шинстве случаев, а также в решающих жизненных сферах, специфическую, проявляющуюся в особых условиях. К при меру, основная общая иерархия статусов в качестве главны всегда будет выделять статусы, связанные с имущественны положением, профессией, этническими признаками и т.д. Н эти статусы могут быть малозначимыми в условиях неформал! ной компании друзей, здесь будет важнее лидерство.

Выделение главного статуса хотя и сложно, но важж так как именно он определяет и, что не менее важно, самс определяет человека социально. Причем, не всегда тот ст< туе, который в качестве главного выделяет общество в дар ном человеке, совпадает с тем статусом, какой выделяет себе как главный сама личность. На этой почве возникае немало драматических противоречий внутреннего ми[ личности, неадекватно представляющей свое место в общ< стве, в общественном мнении. Так, предприниматель мож< надеяться, что главное в его социальной характеристике -имущественное, материальное положение. Но в обществе! ном мнении, среди «значимых для него других» — родстве! ников, приятелей и т.д. решающее значение может прио! рести уровень его образования, культуры. Специалист -

представитель национальных меньшинств — будет надеять­ся, что в первую очередь оценят его профессионализм, но при решении определенного круга проблем (кадрового про­движения и т.д.) могут обратить внимание прежде всего на его национальность.

Принятая иерархия статусов представляет собой основу социальной стратификации данного общества, о чем будет сказано в специальном разделе. Когда мы говорим о ранжи­ровании статусов, мы имеем в виду социальный престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж, по сути, представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении. В обществах бюрократизированных, где роль госу­дарства традиционно высока — статус начальника, руково­дителя, чиновника и т.д. всегда более значим, чем в странах, •где роль государства менее заметна.

Сама иерархия, и соответственно, престиж статусов формируются под влиянием двух факторов: а) реальной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его основных структур и б) системы цен­ностей, шкалы предпочтений, учитываемой в данной куль­туре при «взвешивании» социальных функций. Эти два фак­тора, тесно взаимодействуя, в то же время обладают ощути­мой независимостью. Нередко значимость определенных функций на данный момент может быть завышенной, не соответствовать социальной целесообразности. Возможно, что когда-то престиж данного статуса был вполне оправдан, обоснован, но впоследствии поддерживался преимущест­венно силой социальной инерции и т.д. К тому же, нередко социальная система, основанная на ценностях, обеспечива­ющих высокий престиж данного статуса, стремится поддер­жать этот уже функционально нецелесообразный престиж. Общество, в котором существует необоснованная престиж­ность одних статусов, и наоборот, необоснованная занижен-ность других (например, в нашей стране — статусов учено­го, учителя, врача), неспособно обеспечить свое нормаль­ное функционирование. Утрачено равновесие статусов. На­личие необоснованно-высокого престижа статуса означает,

220

что люди, выполняющие его, вознаграждаются системой социальных связей щедрее, чем платят ей.

Социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов, энергии, в особенности молодежи (но не только). Это своеобразный магнит. В зоне влияния «магнитных волн» престижного ста­туса создается особое социальное напряжение, сосредото­чиваются наиболее активные, подготовленные, амбициоз­ные Члены общества. И в этом плане престиж того или иного статуса оказывает существенное влияние на самовосприя­тие, утверждение собственного «Я». Самовосприятие есть своеобразное зеркало восприятия другими твоего статуса. И последнее не менее, если не более значимо.

Статус оказывает немалое влияние на восприятие человека со стороны окружающих.

Один американский исследователь представлял учащимся не­скольких классов своего колледжа одного и того же мужчину. В одном классе этот мужчина был представлен как «студент из Кембриджа», во втором — как «лаборант», в третьем — как «преподаватель пси­хологии», в четвертом — как «доктор наук, доцент из Кембриджа», i последнем — как «профессор из Кембриджа». После того, как ино­странный гость ушел, студентов попросили максимально точно оце­нить его рост. Оказалось, что по мере своего подъема по лестниц/. академических званий гость неизменно «увеличивался и вроете», так 4mt последняя группа оценила его рост на 5 дюймов выше, чем первая. Межд тем рост преподавателя, который ходил вместе с гостем и звание кото­рого не менялось, во всех классах оценили совершенно одинаково...

...Представьте, что перед Вами стоит небрежно, неаккуратно оде тый человек средних лет. Если Вам скажут, что это известный ученый -Вы его небрежность объясните занятостью, углубленностью в иссле дования. Если же представят как рядового инженера, то этот «роман тичсский» аргумент наверняка будет сменен на более жесткий...

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ КАК МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Социальные роли

...Когда нам становится известно, что такой-то являете:

студентом, мы достаточно быстро набрасываем штрихи eri социального портрета. Это — человек, наверное, достаточ но образованный, обладающий необходимой культурой кругозором. Для него характерен определенный тип взаи

стей. Функциональная целесообразность порождает много общих черт, в частности, в социально-профессиональных ролевых образцах. Учителя, к примеру, повсеместно долж­ны быть интеллигентными людьми, для них должен быть характерен определенный тип поведения, обеспечивающий эффективность воспитания и обучения. Но что касается социокультурного аспекта роли, то здесь часто возникают различия, и причем достаточно серьезные. Это связано как с особым «ароматом» каждой культуры, так и конкретно с тем, насколько высок престиж того или иного статуса в данном обществе. Учитель, его статус в некоторых странах всегда стоял высоко и его социальная роль это выражает. В других странах учитель — неудачник, интеллигент-черно­рабочий. Социальная роль ребенка как члена семьи в стра­нах, где развиты либеральные ценности, будет усматривать­ся в одном, в странах, где в регулировании отношений в семье, между поколениями доминируют патриархальные ценности — в другом.

* * *

ft

Социальная роль как средство описания взаимосвязи личности и общества позволяет во многом по-новому ос­мыслить социальную жизнь, установить научно-логически­ми способами механизмы подключения личности к слож­ным социальным образованиям. В умозрительных доктри­нах на одном полюсе стоит личность, точнее — общие рас­суждения о ее призвании, долге, месте в обществе, а на другом полюсе — класс, общество как некие монстры, не­известно как и откуда возникшие. Социальная роль как деиндивидуализированное описание черт личности, выпол­няющей определенные функции в системе социальных свя­зей, позволяет конкретно увидеть стыковку личности со сложными социальными образованиями. И в этом немалая заслуга социологической теории социальных ролей.

Вместе с тем, нас не покидает и определенное опасение:

не превращена ли личность в некоего робота, которому уготовано двигаться по заранее намеченной, проложенной колее — роли.

Ролевые конфликты

' Мы выше упомянули, что роль дает достаточно полное, выразительное, но все-таки не всеохватывающее описание черт личности. Следует иметь в виду, что роль уже статуса, к которому она привязана. Каждый статус «обслуживается» веером ролей. Директор завода в одной роли выступает перед вышестоящими руководителями, в другой роли — перед своими коллегами, в третьей роли — перед подчинен-нами, в четвертой — как отец. Везде он остается директором завода — в этом его главный статус. Но во всех этих ролях, в том числе директора-отца, он выступает в новом ракурсе. Р.Мертон совокупность ролей, вытекающих из данного ста­туса, назвал ролевым набором. И если мы выше отмечали, что человек обладает сразу несколькими статусами, то ро­лей, которые он исполняет, бесконечное множество. Если же роль «привязана» к формализованному статусу, т.е. функ­циям, которые Вы исполняете в рамках формальных социаль­ных институтов, эта роль формализированная, наиболее стро­го регулируемая, контролируемая. Ролевой набор, как прави­ло, включает формальные и неформальные роли, завязанные на соответствующий статус. Так, от преподавателя вуза будут ожидать не только по форме высокой квалификации, научной / степени и т.д., но и неформального определенного стиля взаи­моотношений, принятого в научной среде, манер и т.д.