Смекни!
smekni.com

Курс социологии (стр. 66 из 70)

Несводимость общества к сумме индивидов составляет главную проблему его изучения. Неизбежно приходится отвлекаться от жизнедеятельности конкретных людей, что­бы за своеобразием и оригинальностью каждого человека не потерять того повторяющегося, устойчивого, что связывает людей, заставляет действовать определенным способом не­смотря на самые яркие черты индивидуальности. Схватить, уловить, проанализировать устойчиво-повторяющееся, ти­пическое в жизни общества составляет главную задачу нау­ки об обществе, и наиболее продуктивным методом здесь может быть системный анализ.

ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

Рассмотрение общества как системы характерно для многих видных социологов. Однако сопоставление их исс-

261

ледований может поставить в недоумение неискушенного читателя, слишком они разноречивы и разноплановы. Глав­ная причина этой разноголосицы — в неоднозначности ме­тодологических позиций авторов.

Как известно, система — это такое целое, которое не сводимо к сумме своих элементов. Уникальность целого обеспечивается особым способом, порядком взаимосвязи и взаимозависимости его частей. Исследование системы мо­жет быть начато с изучения ее основных структурных ком­понентов, механизмов их функционирования и взаимодей­ствия. В этом случае многое определяется выбором основ­ного системообразующего элемента, того первокирпичика, который лежит в основе теоретической конструкции.

Для Э.Дюркгейма главным смыслообразующим эле­ментом общества, целостность которого обеспечивается коллективным сознанием, является «социальный факт», под которым он понимает «всякий способ действия, устоявший­ся или нет, способный оказывать на индкчида внешнее при­нуждение» (7,с.421). «Социальные факты», по мнению Э.Дюркгейма, являются той реальностью, которую можно наблюдать, а следовательно, изучать. «Социальные факты» многообразны и включают все социальные образования, которые вынуждают людей принимать обычаи страны, за­коны, подчиняться денежной системе, нормам, правилам и т.д. Рассматривая общество как систему «социальных фак­тов», можно, считал Э.Дюркгейм, понять механизм его фун­кционирования, определить рычаги его воздействия на ин­дивидов.

У К.Маркса ситемообразующим элементом является со­циальное отношение как непосредственное выражение ус­тойчивых связей, складывающихся между людьми в процес­се их жизнедеятельности: общество, по гго мнению, не со­стоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отноше­ний, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Харак­тер социальнгых отношений определяет специфику как са­мого общества, так и сущностных качеств самих людей.

М.Вебер рассматривает общество как сложную систему социального взаимодействия. Он выделяет четыре вида со­циального действия: целерациональное, ценностно-рацио-

262

нальное, аффективное и традиционное, которые, по его мнению, составляют основу социальной жизни. В обществе, как правило, доминируют определенные виды социального действия, которые определяют складывающиеся отношения господства-подчинения, а также характер самого общества. Оно может быть традиционным, если в нем преобладают традиционный и аффективный виды ориентации действия;

индустриальным, если доминирующими становятся целера­циональное и ценностно-рациональное поведение.

Наличие разных подходов к структурированию обще­ства объясняется сложностню самого феномена. Перечис­лим только основные виды организации социальной жизни, совокупность которых собственно и составляет общество:

социальные связи и отношения, социальные институты, со­циальные общности, группы, страты, социальные организа­ции, ценности, нормы, социальные роли. Каждый из этих компонентов привносит в социальную жизнь организующее начало и, следовательно, может быть рассмотрен как на­чальное звено в логических построениях исследователя.

Следующим шагом в рассмотрении общества как систе­мы становится определение способа организации его эле­ментов. Проблема непростая, потому что речь идет о поиске зависимостей между элементами, подчас не соприкасающи­мися друг с другом. Действительно, ну что может связывать религию и органы государственного управления, особенно в стране, где церковь отделена от государства? Что объеди­няет производственные и семейные отношения в современ­ном обществе, где семья за редким исключением уже не является производственной структурой? Как найти взаимо­связь между социально-профессиональными статусами (ро­лями) инженера и фермера? Наконец, что общего у завода, производящего автомобили, и у театра? Ответы на все эти вопросы лежат в области функционального анализа. Каж­дый из перечисленных элементов выполняет в обществе определенную функцию, служит удовлетворению опреде­ленной группы потребностей индивидов. Общество объеди­няет свои структурные единицы не путем установления между ними непосредственного взаимодействия, а на основе их функциональной зависимости.

263

Функциональная зависимость — это то, что придает совокупное ги элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один из них. И вот Т.Парсонс попытался анализ социальной системы начать не с выявле­ния структурных элементов, а с определения основных фун­кциональных требований, без которых система как таковая существовать не может.

Общество как система, считал он, может функциониро­вать только при выполнении следующих требовании (фун­кций): 1) она должна обладать способностью к адаптации, приспособлению к изменившимся условиям и возросшим материальным потребностям людей, уметь рационально ор­ганизовывать и распределять внутренние ресурсы; 2) она должна быть целеориентированной, способной к постановке основных целей и задач и к поддержанию процесса их до­стижения; 3) она должна сохранять устойчивость на основе общих норм и ценностей, усваеваемых индивидами, и сни­мающих напряжение в системе; 4) она должна обладать способностью к интеграции, к включению в систему новых поколений.

Определив основные функции системы, Т.Парсонс ищет реальных исполнителей этих функций в обществе. Вначале он выделяет четыре подсистемы (экономика, политика, культура " родство), ответственные за выполнение каждой из этих функций. Далее указывает те социальные институ­ты, которые в рамках каждой подсистемы осуществляют непосредственное регулирование адаптационными, целепо-лагающими, стабилизирующими и интеграционными про­цессами (заводы, банки, партии, государственный аппарат, церковь, школа, семья и др.). И, наконец, дает совокупность социальных ролей, выполнение которых основывается на соблюдении норм, вытекающих из фундаментальных цен­ностей и в конечном итоге соответствующих основным фун­кциональным императивам системы.

Чем последовательнее осуществляется функциональное разделение деятельности на уровне институтов и социаль­ных ролей, тем стабильнее сама социальная система. И, напротив, выполнение каким-либо институтом несвойст­венных ему функций порождает хаос, усиливает внутрен­

нюю напряженность системы, ведет к росту социальной энтропии. Понятие энтропии в социологии противопо­ложно понятию социального порядка. Под последним по­нимается такой уровень упорядоченности и организации социальных связей и взаимодействий, который позволяет говорить о взаимной согласованности и предсказуемости действий людей. Любая социальная система, и прежде всего общество, должны обладать достаточным уровнем внутренней упорядоченности, которая, по мнению Т.Парсонса, достигается главным образом за счет функ­циональной целесообразности действий индивидов и со­циальных институтов.

К выделению функциональных подсистем социологи склонялись задолго до Т.Парсонса. Разногласия заключа­лись только в определении их количества и функциональ­ного предназначения. Так, в нашей отечественной науке принято выделять экономическую подсистему, обеспечива­ющую производство товаров, необходимых для удовлетво­рения материальных потребностей индивидов; духовно-культурную, позволяющую человеку реализовывать свои духовные потребности и способствующую нормативному регулированию общества в целом; социальную, регламен­тирующую потребление и распределение всех благ, и пол­итическую, осуществляющую общее руководство и управ­ление обществом.

Выделение функциональных подсистем поставило воп­рос о том, какая же из них определяет облик общества в целом. Поиск основания, придающего всему зданию непов­торимый облик, растянулся в социологии на многие десяти­летия и не завершился принятием единого решения.

Как известно, К.Маркс отдавал предпочтение экономи­ческой системе. Согласно его взглядам именно способ про­изводства материальной жизр" обусловливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще. Однако Великая Октябрьская социалистическая революция в Рос­сии, осуществленная большевиками под флагом верности марксизму, нарушила все постулаты экономического детер­минизма: политический переворот стал не итогом, а началом изменения экономического базиса. Воздействие политики

ч^ч

на социальную жизнь было настолько сильным, что вскоре все сферы общества оказались под ее тотальным контролем.

Идея примата политики имеет более древние корни. Еще у Платона и. Аристотеля отмечалась склонность к отождест­влению политического и социального, к подчеркиванию крайне важного значения государственного устройства для развития общества. Современные исследования такого яв­ления как. тоталитаризм также подтверждают огромную роль способа организации политической жизни в обществе. Политика, государство при определенных условиях могут стать решающим фактором, полностью контролирующим все социальные сферы.