Смекни!
smekni.com

Курс социологии (стр. 68 из 70)

ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ

При изучении любого феномена важно не только выде­лить его характерные черты, отличающие его от других социальных образований, но и показать многообразие его проявления, развития в реальной жизни. Даже поверхност­ный взгляд позволяет охватить многокрасочную картину современных обществ. Отличия проявляются как явно (язык общения, культура, географическое положение, пол­итический строй, уровень благосостояния), так и не столь открыто (уровень стабильности, степень социальной интег­рации, возможности для самореализации личности).

Научное сравнение предполагает выделение основных параметров, на основе которых создается классификация основных видов конкретных проявлений изучаемого фено­мена. Поскольку общество является крайне сложным, мно­гоуровневым образованием, то здесь невозможна какая-ли­бо универсальная классификация. Исследователь вынужден из многообразия признаков, характерных для общества, вы-

бирать часть, делать их типообразующими и на этой основе создавать свою типологию. Познакомимся с некоторыми наиболее интересными подходами.

Устойчивым в социологии является деление общества на традиционное и индустриальное. Под традиционным пони­мается общество с аграрным укладом, с малоподвижными структурами и с основанным на традиции способом соц-иокультурной регуляции. В нашем сегодняшнем понимании традиционное общество воспринимается как примитивное и отсталое. Действительно, для него характерны крайне низ­кие темпы развития производства, которые могли удовлет­ворить потребности лишь на минимальном уровне, а главное — большая инерционность, невосприимчивость к нововве­дениям, обусловленная особенностями е; о функционирова­ния. Поведение индивидов строго контролируется, регла­ментируется обычаями, нормами, социальными института­ми. Более того, перечисленные социальные образования, освященные традицией, считаются незыблемыми, крамоль­ной была бы даже мысль об их возможном преобразовании, изменении. Выполняя свою интегративную функцию, куль­тура и социальные институты подавляли любое проявление свободы личности, являющееся необходимым условием ин­новационного процесса в обществе.

Термин «индустриальное общество» впервые ввел Сен-Симон, подчеркивая тем самым иную производственную основу общества. Другими важными чертами индустриаль­ного общества являются гибкость социальных структур, по­зволяющая им модифицироваться по мере изменения по­требностей и интересов людей, социальная мобильность, развитая система коммуникаций. Иными словами, это такой тип организации социальной жизни, который обеспечивает выполнение обществом интегративной функции не на осно­ве жесткого контроля за индивидами и их унификации, а путем создания гибких структур, позволяющих разумно сочетать свободу и интересы индивида с общими принципа­ми, регулирующими их совместную деятельность.

В теоретических построениях различных авторов могут вводиться дополнительные штрихи к описаниям традицион­ного и индустриального обществ. Возможны и иные вариан­

ты названий. К.Поппер использует понятия закрытого и открытого обществ, в основе различий между которыми лежит уже упоминавшееся соотношение социального конт­роля и свободы индивида. Магическое, племенное или кол­лективистское общество, по мнению К.Поппера, представ­ляет собой закрытое общество, а общество, в котором инди­видуумы вынуждены принимать личные решения, — откры­тое общество.

В 60-е годы две ступени в развитии общества дополня­ются третьей. Появляется концепция постиндустриального общества, активно разрабатываемая в американской (Д.Белл) и западноевропейской (А.Турен) социологии. Причина появления этой концепции — структурные изме­нения в экономике и культуре наиболее развитых стран, вынуждающие по-иному взглянуть на само общество в це­лом. Прежде всего, резко возросла роль знания и информа­ции. Получив необходимое образование, имея доступ к но­вейшей информации, индивид получал преимущественные шансы в продвижении по лестнице социальной иерархии. Плодотворный творческий труд — дитя свободы — стано­вится основой успеха и процветания как человека, так и общества.

Однако на базе технологического, информационного прогресса развились процессы, вызвавшие серьезную тре­вогу. Государство, правящая элита, благодаря преимущест­венному доступу к важнейшей социально-политической ин­формации, близости к электронным средствам коммуника­ции стали обладателями колоссальной возможности влия­ния на массы. Именно на эту опасность возрастания роли технократического государства и постепенного подчинения ему гражданского общества указывал А.Турен в своей книге «Постиндустриальное общество». То есть постиндустриаль­ное общество — это не просто качественно иная комбинация социальных институтов и норм, обеспечивающих, в частно­сти, приоритет знаний и образования, но и нарастание реа­льной угрозы усиления социального контроля, причем в более изощренной, скрытой, а потому более опасной форме.

Марксизм в основу типологизации кладет различия про­изводственных отношении. Соответственно выделяются

18 - 2659

273

общества с примитивно-присваивающим способом произ­водства (первобытнообщинные), с азиатским способом про­изводства, характеризующимся наличием особого вида кол­лективной собственности на землю, рабовладельческие об­щества, специфической чертой которых является собствен­ность на людей и использование труда рабов, общества фе­одальные с производством, основанным на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян, общества буржуазные, отличающиеся переходом к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда, и, нако­нец, общества коммунистические или социалистические, в которых предполагалось установление равного отношения всех к собственности на средства производства путем лик видации частно-собственнических отношений.

Ряд исследователей обращаются к системе политиче­ских отношений, формам государственной власти, считая их определяющими для характеристики различных видов об­щества. По типу государственного устройства различаются, как например, у Платона и Аристотеля, монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии. В современном вари -анте тот же подход расширяется за счет перехода от рассмот­рения собственно государства к осмыслению системы его взаимоотношения с обществом в целом. Соответственно отмечается существование тоталитарных обществ, где госу­дарство определяет все основные направления социальной жизни, демократические общества, где население может влиять на государственные структуры и авторитарные обще­ства, сочетающие элементы тоталитаризма и демократии.

Мы привели различные точки зрения, чтобы показать:

типология такого сложного социального образования, ка­ким является общество, не может быть единой и универсаль­ной. Она определяется методологическим подходом иссле­дователя, тем отправным пунктом, который он, исходя из собственного видения проблемы, принимает за базовый в своих рассуждениях. Вот почему, знакомясь с какой-либо типологией обществ, в частности, с той, которая из-за недо­статка места не приведена здесь, не следует сразу отбрасы­вать ее, объявлять незаслуживающей внимания. Постарай­тесь понять, какую научную познавательную задачу пытал-

274

ся решить тот или иной автор и насколько предложенная им типология продвинула его в этом творческом поиске.

ЭВОЛЮЦИЯ, ИЗМЕНЕНИЕ, РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

Даже элементарное знакомство с историей формирует представление об изменчивости, развитии общества. У соц­иолога это представление перерастает в потребность вскрыть основные тенденции социальной эволюции, разо­браться в причинах, определить основные этапы. Так скла­дывались и складываются различные социологические ин­терпретации изменения и развития общества.

В XIX веке под влиянием дарвинизма прочные позиции в социологии занял эволюционизм, система взглядов, при­знающая объективный характер социального развития. Ес­ли эволюция общества — естественноисторический про­цесс, то роль ученого виделась в выявлении основных пара­метров происходящих трансформаций, в поиске того реша­ющего звена, модификация которого влечет за собой изме­нение всего облика общества.

О.Конт таким определяющим фактором считал прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифици­рованной формы к позитивной, научной, считал он, обус­ловливает переход человека от военного общества, основан­ного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, осуществляющему благодаря человеческому разуму иной уровень производства и удов­летворения потребностей.

Г.Спенсер видел сущность эволюции в усложнениии об­щества, в усилении его внутренней дифференциации, сопро­вождающейся ростом интеграционных процессов, восста­навливающих единство социального организма на каждом новом этапе развития. Движение общества от гомогенности к гетерогенности сопровождается ростом свободы индиви­дов, общество перестает жестко контролировать своих граж­дан и начинает все больше и больше обслуживать их инте­ресы. Усложнение общества, ведущее к росту самостоятель­ности граждан, — таково понимание Г.Спенсером социаль­ного, прогресса.