Смекни!
smekni.com

Глобальная социология:актуальные проблемы всемирного развития (стр. 3 из 5)

4)третичные,дочерние цивилизации(православно-христианская,рус­ская,западная,арабо-мусульманская,дальневосточно-японская;

5)застывшие цивилизации(эскимосская,кочевая,османская,спартан­ская);

6)неразвившиеся цивилизации(дальневосточная-христиан-

ская,дальнезападно-христианская).

При объяснении причин становления и развития цивилизаций

А.Тойнби отвергал расовые теории и теории среды обитания.Решаю­щая роль,по его мнению,принадлежит "Ответу" тех или иных народов на "Вызов",брошенный им обстоятельствами.Из этого вытекает и кри­терий общественного развития.Серия последовательных ответов на последовательные вызовы должна истолковываться как проявление роста,по его мнению,если по мере развертывания процесса наблю­дается тенденция к смещению действия из области внешнего окруже­ния - физического или человеческого - в область внутреннего.По мере роста все меньше и меньше возникает вызовов,идущих из внеш­ней среды,и все больше появляется вызовов,рожденных внутри дей­ствующей системы или личности.Основной же критерий роста - это прогрессивное движение в направлении самоопределения(А.Той­нби.Постижение истории.М.,1991,С.250)

Своеобразную концепцию культурно-исторических типов развивал

П.А.Сорокин.В качестве таких типов он рассматривал социокультур­ные суперсистемы.В основе организаций этих суперсистем лежит ми­ровоззрение,которое формируется на базе определенного способа познания.П.А.Сорокин видел три типа суперсистем:

1) спиритуалистическая,в которой на первом месте стоят сверхчув­ственная реальность и истина;

2) сенсуалистическая,в которой источником и мерой всех вещей признается чувственность,ощущение;

3) идеалистическая,основанная на синтезе интуиции,разума и чув­ственности.

Данные суперсистемы не могут быть сведены к физической реальности.Они существуют идеально,но исторически объективизи­руются в материальных "средствах".

П.А.Сорокин считал,что в социокультурных процессах можно выч­ленить ограниченное во времени линейное движение,а также устано­вить некоторые повторяющиеся ритмы смены одних социокультурных суперсистем другими.Доминирующее мировоззрение и обусловленные им основные принципы восприятия действительности постепенно исчерпы­вают свои возможности и заменяются одним из двух других альтерна­тивных мировоззрений.Соответственно сменяются и типы социо­культурных суперсистем.Основные причины изменения,согласно

П.А.Сорокину,находятся внутри суперсистем.В качестве одного из важных источников изменений П.А.Сорокин называет по необходимос­ти неполное состояние интеграции этих суперсистем.

2.Единство мира.

Теория культурно-исторических типов П.А.Сорокина принци­пиально отличается от теорий подобного типа О.Шпенглера и А.Той­нби тем,что Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии и отмечал определенные черты новой формирующейся цивили­зации ,объединяющей все человечество.В настоящее время эта идея о становлении единой цивилизации на всей нашей планете получила ши­рокое распространение и развитие.Ее укреплению в науке и в общес­твенном сознании способствовало осознание глобализации со­циальных и культурных процессов в современном мире.Что понимать под термином "глобализации социальных и культурных процессов"? Этимологически термин "глобализация" связан с латинским термином "глобус" - то есть Земля,земной шар,и означает общепланетарный характер тех или иных процессов.Однако глобализация процессов - это не только их повсеместность,не только то ,что они охватывают весь земной шар.Глобализация связана,прежде всего,с интернациона­лизацией всей общественной деятельности на Земле.Эта интернацио­нализация означает,что в современную эпоху все человечество вхо­дит в единую систему социально-культурно-экономических,политичес­ких и иных связей,взаимодействий и отношений.Таким образом,в сов­ременную эпоху по сравнению с прошлыми историческими эпохами неизмеримо возросло общепланетарное единство человечества,кото­рое представляет собой принципиально новую суперсистему,спаянную общей судьбой и общей ответственностью.Поэтому,несмотря на рази­тельные социально-культурные,экономические,политические контрас­ты различных регионов,государств и народов,социологи считают пра­вомерным говорить о становлении единой цивилизации.

Такой глобалистический подход уже ярко обнаруживается в рас­смотренных ранее концепциях "постиндустриального общества","тех­нотронной эры" и др.Эти концепции акцентируют внимание на том факте,что всякий технологический переворот приводит к глубоким изменениям не только в производительных силах общества,но и во всем образе жизни людей.Особенность же современного технологичес­кого переворота,связанного с информатизацией общества,состоит в том,что он создает принципиально новые предпосылки для универса­лизации и глобализации человеческого взаимодействия.Благодаря ши­рокому развитию микроэлектроники,компьютеризации,развитию средств массовой коммуникации и информации ,углублению разделения труда и специализации,человечество объединяется в единую социокультурную целостность.Существование такой целостности диктует свои требова­ния к человечеству в целом и к отдельной личности,в частности.В этом обществе должна доминировать установка на информационное обогащение,приобретение нового знания,овладение им в процессе непрерывного образования,а также его технологическое и человечес­кое применение.

Чем выше уровень технологического производства и всей челове­ческой деятельности,тем выше должна быть степень развития самого человека,его взаимодействия с окружающей средой.Соответственно должна сформироваться новая гуманистическая культура,в которой человек должен рассматриваться как самоцель общественного разви­тия.Отсюда и новые требования к личности:в ней должны гармоничес­ки сочетаться высокая квалификация,виртуозное овладение техни­кой,предельная компетенция в свой специальности с социальной от­ветственностью и общечеловеческими нравственными ценностями.

Однако глобализация социальных,культурных,экономических и по­литических процессов в современном мире,наряду с позитивными сто­ронами,породила ряд серьезных проблем,которые получили название "глобальных проблем современности" :экологических,демографичес­ких,политических и т.д.Совоокупность этих проблем поставила пе­ред человечеством глобальную проблему "выживания человечес­тва".

Глобальные проблемы:

- проблема экологии

- сохранения мира

- освоения космоса и Мирового океана

- продовольственная проблема

- проблема народонаселения

- проблема преодоления отсталости

- проблема сырья

Особенности глобальных проблем:

1) Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира.

2) Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.

3) Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.

4) Требуют коллективных усилий всех государств, совместных дей­ствий народов.

Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с гло­бальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним прежде всего следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности.

Но после второй мировой войны, благодаря невиданным масшта­бам преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира и обозначающие с небывалой силой необходимость сотрудничества и единения всех людей Земли.

В наше время глобальные проблемы:

- с одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств;

- а с другой - выявляют глубокую противоречивость этого единства. Развитие человеческого общества всегда было противоречивым. Оно постоянно сопровождалось не только установлением гармонической связи с природой, но и разрушительным воздействием на нее.Остро­та этих проблем ощущалась каждым народом по своему, и пути их ре­шения никогда прежде не выходили за пределы границ отдельных го­сударств.

Между тем из истории известно, что неуклонно растущие взаимо­действия между народами, обмен продуктами промышленного и сельскохозяйственного производства, духовными ценностями постоян­но сопровождались острейшими военными столкновениями. За период с 3500 года до н.э. произошло 14530 войн. И только 292 года люди жили без войн.

В войнах погибло (млн. человек) XVII век 3,3 XVIII век 5,5 XIX век 16

В первой и второй мировых войнах лишились жизни около 70 мил­лионов человек. Это были первые мировые войны во всей истории че­ловечества, в которых участвовало значительное большинство стран мира. Они-то и обозначили начало превращения проблемы войны и ми­ра в глобальную.

А что же породило глобальные проблемы? Ответ на этот вопрос, в сущности, довольно прост. Глобальные проблемы явились результа­том: С одной стороны огромных масштабов человеческой деятельнос­ти, радикально изменяющей природу, общество, образ жизни людей. С другой стороны неспособности человека рационально распорядиться этой могучей силой.

Экологическая проблема.

Хозяйственная деятельность в ряде государств сегодня развита настолько мощно, что она воздействует на экологическую обстанов­ку не только внутри отдельной страны, но и далеко за ее границами.

Характерные примеры:

Великобритания "экспортирует" 2/3 своих промышленных выбро­сов. 75-90% кислотных дождей Скандинавских стран имеют загранич­ное происхождение. От кислотных дождей в Великобритании страдает 2/3 лесных массивов, а в странах континентальной Европы - около половины их площадей. В США не хватает того кислорода, который естественно воспроизводится на их территории. Крупнейшие реки, озера, моря Европы и Северной Америки интенсивно загрязняются промышленными отходами предприятий самых различных стран, ис­пользующих их водные ресурсы. С 1950 по 1984 год производство ми­неральных удобрений возросло с 13,5 млн. тонн до 121 млн. тонн в год. Их использование дало 1/3 прироста сельскохозяйственной про­дукции. Вместе с тем резко возросли в последние десятилетия ис­пользование химических удобрений, а также различных химических средств защиты растений стало одной из важнейших причин гло­бального загрязнения окружающей среды водой и воздухом на огром­ные расстояния, они включаются в геохимический круговорот ве­ществ по всей Земле, нанося нередко значительный ущерб природе, да и самому человеку. Весьма характерным для нашего времени стал быстро развивающийся процесс вывода экологически вредных пред­приятий в слаборазвитые страны. Огромные и все более расширяющие­ся масштабы использования природных минеральных ресурсов привели не только к истощению сырья в отдельных странах, но и к сущес­твенному обеднению всей сырьевой базы планеты.