Эти вопросы открыты. Быть может, жизнь подскажет нам, как их нужно решать. Каждый последующий шаг в истории открывает нам новые горизонты. Нужно уметь прислушаться к пульсу истории, чувствовать ее дыхание. И тогда она подскажет правильное направление мысли и действия, убережет от догм и беспочвенных новаций.
Глобальные проблемы - вызов человеческому разуму.
Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Причем преодолевать усилиями каждого человека и каждой страны в жестком сотрудничестве ради великой цели сохранения возможности жить на Земле. История эволюции жизни на Земле - это история гибели огромного количества видов животных и растений, которая происходит в результате того, что возникает несоответствие между выработанными ор к окружающей среде и самой этой средой. Гипертрофия разума ни в чем не отличается от гипертрофии различных органов у каких-нибудь рептилий. И сегодня ,полагал И.С. Шкваловский, мы являемся свидетелями того, как человечество неминуемо идет к своему концу. Разве не являются современные арсеналы ядерного оружия такой же чудовищной гипертрофией, как клыки у саблезубого тигра? И не свидетельствует ли о близком конце цивилизации со зловещей скоростью нарастающее разрушение человеком природной среды? Гибель советского танкера у берегов Японии. Разлилась нефть, что привело к гибели различных видов рыб, птиц и животных. Подготовка к ядерной войне в Ираке. А ведь это будет III мировая война и т.д. Мы не можем игнорировать сегодня так тревожащую нас возможности самоуничтожения человечества. Видимо не существует фатальной неизбежной ни перехода человечества в царство гармонии, как утверждал В.И. Вернадский, ни его гибели от собственного разума, как считал Шкваловский. Будущее открыто перед людьми. За него надо бороться, и оно во многом зависит от нас самих. Судьба биосферы Земли в большей степени зависит от деятельности людей. Старость человека является естественным завершением его жизни. Но нередко люди уходят из жизни молодыми и иной раз даже по собственной воле. История дает нам немало примеров гибели не только целых нар Конечно, никаких независимых от опыта гарантий, что человечество не погубит и себя и природу, нет и быть не может. Вернадский один из первых обратил внимание на то, что деятельность человечества в наше время стало геологической силой, меняющей лик Земли. Его концепции геологические последствия деятельности людей представляет собой проявление закономерностей развития природы и независимы от особенностей исторического процесса. Но именно специфика развертывания истории, ее закономерности приводят к тем или иным результатам воздействия человека на природу. Человеческая деятельность, а так же ее продукты сегодня, как никогда, насыщаются научными познаниями, разумом. Развитие биотехнологии, робототехника, лазерная техника, освоение атомной и термоядерной энергии, создание новых конструктивных материалов, техническое использование высокотемпературной сверхпроводимости компьютер всей нашей жизни открывают огромные перспективы в решении проблем, стоящих перед современным обществом. Можно с достаточным основанием утверждать, что широкое использование компьютеров, построение компьютерного общества выведет человечество на принципиально новый уровень в развитии цивилизации Успехи современной науки демонстрируют ее колоссальные возможности. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, системы управления, образования, здравоохранения, спорт - все в современном обществе опирается на достижения науки.
Мир, несомненно, стал более насыщенным многообразными связями и отношениями, а вместе с тем и стрессовыми ситуациями. Динамизм, интенсивность деятельности людей как в природе, так и социальной среде, все возрастающая ее мощность и масштабы создают невиданные прежде, новые для человечества проблемы.
Уменьшается продолжительность жизни людей, ухудшается качество жизни, возрастает число сердечных, раковых, аллергических заболеваний; зловеще распространяется эпидемия СПИДА; чаще встречаются случаи патологии психики; увеличивается количество наследственных заболеваний, ухудшающих генофонд человечества; человека постоянно подкарауливает опасность связанная с использованием сложных технологий на производстве, особенно в химической и атомной промышленности; огромное количество людей становится жертвами несчастных случаев на предприятиях, на дорогах; а как ухудшилось из-за химизации качество продовольствия; во всем мире резко обостряются межнациональные отношения; неудержимо растет преступность.
Основатель международного исследовательского центра "Римско-
го клуба" ,изучающего перспективы человечества перед лицом современных глобальных проблем,А.Пиччели так сформулировал сущность этой проблемы:"Истинная проблема человеческого вида на данной ступени его эволюции состоит в том,что он оказался полностью неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям,которые сам внес в этот мир".Поскольку проблема,возникшая на этой критической стадии его развития,находится внутри,а не вне человеческого существа,взятого как на индивидуальном,так и на коллективном уровне,то и ее решение,по мнению Печчеи,должно исходить прежде всего,и,главным образом,изнутри его самого.И если мы хотим обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному его будущему,то нам необходимо,прежде всего,подумать об изменении самого человека,о революции в самом человеке.(Печчеи А. "Человеческие качества"
М.1982,с.42)
А.Печчеи,конечно же,имеет в виду,прежде всего,изменение социальных установок личности и общества,переориентации человечества с идеологии поступательного роста производства и потребительства материальных ценностей на духовное самосовершенствование.Но он не ограничивался такими абстрактными пожеланиями.По его инициативе ,по заказу "Римского клуба" были проведены широкомасштабные исследования и построены глобальные модели развития кризисных тенденций во взаимодействии между обществом и средой его обитания."Мир-2" Д.Форрестер(1971 г.) "Мир-3" Д.Медоуз(1978 г.),"Стратегия выживания" (М.Месарович и Э.Пестель (1974 г.) В 1974 г. параллельно с М.Месаровичем и Э.Пестелем группа аргентинских ученых во главе с профессором Эрера разработала так называемую латиноамериканскую модель глобального развития,или модель "Барилоге".В 1976 г. под руководством Я.Тинберга(Голландия)был разработан новый проект "Римского клуба"-"Изменение международного порядка" и т.д.
В глобальных моделях берется "мир в целом".Проводя с помощью системной динамики расчеты для мира в целом Форрестер и Медоуз пришли к выводу,что противоречия между ограниченностью земных ресурсов ,в частности,ограниченностью пригодных для сельского хозяйства площадей и растущими темпами потребления увеличивающегося населения,могут привести к середине XXI в. к глобальному кризису: катастрофическому загрязнению среды обитания,резкому возрастанию смертности,истощению природных ресурсов и упадку производства.В качестве альтернативы такому развитию выдвигалась концепция "глобального равновесия",согласно которой необходимо немедленно прекратить увеличение численности населения земного шара,ограничить промышленное производство,уменьшить примерно во сто раз потребление ресурсов Земли.
Модели Форрестера и Медоуза привлекли внимание к реально существующим проблемам глобального характера,заставили человечество задуматься о дальнейших путях своего развития.Однако заложенные в этих моделях методологические просчеты позволили подвергнуть сомнению содержащиеся в них выводы.В частности,указывалось,что при составлении модели отбор параметров осуществлялся по чисто конкретно-научным и прикладным критериям,позволяющим вести математическую обработку:средние величины производства и потребления,усуги и питания рассчитывались в среднем на душу населения.Только для демаграфических параметров вводилась дифференциация,но и то по чисто демаграфическому признаку:брались в расчет различные возрастные группы.Таким образом,все эти параметры "очищались от их конкретного социального содержания".
Модель Мессаровича и Э.Пестеля в какой-то мере попыталась учесть эту критику.В своем исследовании "Мир-3" они стремились проанализировать большее по сравнению с предшествующим проектом количество факторов,способных лимитировать развитие,исследовать возможности локализации кризисов,найти пути их предотвращения.Модель Мессаровича-Пестеля описывает мир не просто как одно целое,а как систему взаимосвязанных 10 регионов,взаимодействие между которыми осуществляется через экспорт-импорт и миграцию населения.Регион- это уже социокультурный параметр,подсистема в глобальной общественной системе.И хотя он выделяется по экономическим и географическим критериям,но с учетом некоторых социальных и культурных характеристик:ценностей и норм сообщества.
В модели Мессаровича-Пестеля предусмотрена возможность управления развитием(модель не замкнута).Здесь можно зафиксировать такие элементы социологического подхода,как цели организации,субъект управления,принимающий решения на основе определенных ценностей и норм.Авторы этой модели пришли к заключению,что миру угрожает не глобальная катастрофа,а целая серия региональных катастроф,которые начнутся значительно раньше,чем предсказывали Форрестол и Медоуз.Концепции "глобального равновесия" авторы модели "Мир-3" противопоставили концепцию "органического роста" или дифференцированного развития,различных элементов системы,когда в отдельные периоды интенсивный рост одних параметров в определенных регионах (например,уровень питания,сельскохозяйственный и промышленный капитал в регионах Азии и Африки) сопровождается органическим ростом в других (например,в странах Запада должен быть ограничен рост материального потребления).
Однако никакие глобальные модели не смогли предсказать тех колоссальных изменений,которые произошли во второй половине 80-х-начале 90-х в Восточной Европе и на территории СССР.Эти изменения существенно модифицировали характер течения глобальных процессов,поскольку они означали прекращени "холодной войны",интенсификацию процесса разоружения,существенно повлияли на экономическое и культурное взаимодействие.Несмотря на всю противоречивость этих процессов,огромные издержки для населения социальных-экономических и политических преобразований,можно предположить,что они будут в большей мере способствовать формированию единой глобальной общественной цивилизации.
Список использованной литературы
1.А.А.Радугин,К.А.Радугин,"Социология.Курс лекций",
Москва,"Владос",1995 г.
2.В.А.Зубаков,"Прошлое и будущее человечества глазами эколога",
"Общественные науки и современность",N 3,1997 г.
3."Политическая социология",
Ростов-на-Дону,1998 г.