высотных и временных отношений музыкальных звуков на основе лада и метра
образует мелодию, которая является важнейшим из выразительных средств музыки,
её душой. Объединяя в себе основные предпосылки музыкальной выразительности
(интонационность, высотная, ритмическая синтаксическая
организованность), мелодия реализует в концентрированном и
индивидуализированном виде .Рельефность и оригинальность мелодического
материала служат существенными критериями ценности музыкального
произведения, значительно способствуют его восприятию и запоминанию,
В каждом данном музыкальном произведении складывается в процессе их
объединения и соподчинения общая структура, состоящая
из совокупности частных структур. К последним относятся структуры мелодическая, ритмическая, ладогармоническая, фактурная, тембровая, динамическая
темповая и др. Особое значение имеет тематическая структура, элементами
которой служат музыкальные темы вместе с различными видами и стадиями
их изменения и развития. В большинстве музыкалльных стилей именно темы являются
главным материальными носителями музыкальных образов, и, следовательно,
тематическая структура музыкальной формы в значительной степени служит
внешним выявлением образной структуры содержания. Та и другая, сливаясь,
составляют образно-тематическую структуру произведения.
Все частные структуры музыкальной формы связываются воедино и координируются
Синтаксической структурой (объединяющей мотивы, фразы, предложения, периоды)
и композиционной (объединяющей партии, разделы, части и т. д.).
Последние две структуры образуют музыкальную форму
в узком смысле слова (иначе — композицию музыкального произведения).
Как и содержание, музыкальная форма развёртывается во
времени, являясь процессом. Каждый элемент каждой
структуры играет свою роль в этом процессе, выполня-
ет определ. функцию. Функции элемента в музыкальной форме
могут быть множественными.
Музыкальная деятельность человека подразделяется
на три основные разновидности: творчество,
исполнительство и восприятие. Им со-
ответствуют три этапа существования муз, произ-
ведения: создание, воспроизведение, слушание. На
каждом этапе содержание и форма произведения пред-
стают в особом виде.
Восприятие музыки — сложный многоуровневый процесс,
включающий физическое слышание музыки, её понимание, пере-
живание и оценку. Физическое слышание — это непосред-
ственно-чувственное восприятие внешней (звуковой)
стороны музыкальной формы, сопровождаемое физиологич.
Воздействием.
Способность слушателя осмысленно воспринять (по-
нять и пережить) то или иное муз. произведение, со-
держание его восприятия и оценка зависят как от
объекта (произведение), так и от субъекта (слуша-
тель), точнее, от соотношения между духовными по-
требностями и интересами, эстетическими идеалами, степенью
художественного, развития, музыкальным опытом слушателя и внутр.
качествами произведения. В свою очередь, потребно-
сти и др. параметры слушателя сформированы социаль-
ной средой, а его личный муз. опыт есть часть общест-
венного. Поэтому восприятие музыки так же обусловлено
социально, как и творчество или исполнительство
(что не исключает определённого значения врождён-
ных способностей и индивидуальных психологич.
свойств для всех видов муз. деятельности). В частно-
сти, социальные факторы играют ведущую роль в об-
разовании как индивидуальных, так и массовых истол-
кований (интерпретаций) и оценок муз. произведений.
Эти истолкования и оценки исторически изменчивы,
в них отражаются различия в объективном значении и
ценности одного и того же произведения для разных
эпох и социальных групп (в зависимости от его соот-
ветствия объективным требованиям времени и потреб-
ностям общества).
Три осн. вида муз. деятельности тесно связаны меж-
ду собой, образуя единую цепь. Каждое её последую-
щее звено получает материал от предыдущего и испы-
тывает его воздействие. Существует между ними и об-
ратная связь: исполнительство стимулирует (но, в из-
вестной мере, и ограничивает) творчество своими по-
требностями и возможностями; обществ, восприятие
прямо влияет на исполнительство (через реакции пуб-
лики при её непосредственном, живом контакте с ис-
полнителем и др. путями) и косвенно на творчество
(поскольку композитор вольно или невольно ориенти-
руется на тот или иной тип муз. восприятия и опирает-
ся на музыкальный язык, сложившийся в определён-
ном обществе).
Вместе с такими видами деятельности, как распро-
странение и пропаганда музыки с помощью разл. средств
информации, науч. исследование музыки,
критика (смузыка Критика музыкальная), подготовка кад-
ров, организационное руководство и т. д. и соответ-
ствующими им учреждениями, субъектами этой дея-
тельности и порожденными ею ценностями, творчество,
исполнительство и восприятие образуют систему — муз.
культуру общества. В развитой муз. культуре твор-
чество представлено многими пересекающимися разно-
видностями, которые могут быть дифференцированы по
разл. признакамузыка 1) По типу содержания: музыка лириче-
ская, эпическая, драматическая, а также героическая,
трагическая, юмористическая и т. д.; в ином аспекте —
серьёзная музыка и лёгкая музыка. 2) По исполни-
тельскому назначению: вокальная музыка и инстру-
ментальная музыка; в ином аспекте — сольная, ан-
самблевая, оркестровая, хоровая, смешанная (с воз-
можным дальнейшим уточнением составов: напр., для
симф. оркестра, для камерного оркестра, для джаза
и т.д.). 3) По синтезу с др. видами искусства и со сло-
вом: музыка театральная (смузыка Театральная музыка), хорео-
графическая (смузыка Танцевальная музыка), программная
инструментальная, мелодрама (чтение под музыку),
вокальная со словами. музыка вне синтеза — вокализы
(пение без слов) и «чистая» инструментальная (без про-
граммы). 4) По жизненным функциям: прикладная музыка
(с последующей дифференциацией на производственную
музыку, военную музыку, сигнальную музыку, развле-
кательную музыку и т. д.) и неприкладная. 5) По ус-
ловиям звучания: музыка для слушания в спец. обстанов-
ке, где слушатели отделены от исполнителей .
Введение
Музыка - вид искусства, который отражает действитольность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов.
Музыка всегда выражает важнейшие, типичные черты идеологии той или иной социальной группы. Музыка
нередко передаёт эмоциональный колорит, темп, ритм
эпохи в целом, мысли и эмоции, близкие не одному, а
нескоторым классам (идеи демократического преобразования общества, национального освобождения и т. п.) или даже всем людям (настроения, пробуждаемые природой, любовь и др. лирические, переживания), воплощает высокие общечеловеческие идеалы.
Однако, поскольку всеобщее в идейно-эмоциональном мире человека не оторвано от его общественного бытия, то и общечеловеческое в музыке неизбежно получает социальную направленность.
2. Музыка–универсальный язык социальной коммуникации
Музыка аналогична речи, точнее —речевой интонации,
где внутреннее состояние человека и
его эмоциональное отношение к миру выражаются
с помощью изменений высоты и др. характеристик зву-
чания голоса при высказывании. Эта аналогичность
позволяет говорить об интонационной природе музыки.
Вместе с тем музыка существенно отличается от речи,
прежде всего качествами, присущими ей
как искусству. В их числе: опосредованность отражения
действительности, необязательность утилитарных функ-
ций, важнейшая роль эстетических функции, художественная ценность как содержания, так и формы, т.е. индивидуальный характер образов и их воплощения.
В сравнении с универсальным средством звукового
общения людей — речью, специфика музыка проявляется
также в невозможности однозначно выразить конкретные понятия, в строгой упорядоченности высотных и временных отношений звуков, благодаря фиксированности высоты и длительности каждого из них, что намного увеличивает её эмоциональную и эстетическую выразительность.
Ведущее место в муз. содержании предопределяется интонационной и временной природой музыки, позволяющей ей, с одной стороны, опереться на многотысячелетний опыт внешнего выявления людьми своих эмоций, передачи их другим членам общества, прежде всего и главным образом, посредством именно звуков, и с другой — адекватно выразить переживание.
Музыка вполне доступны такие мысли-обобщения, которые выражаются в понятиях, относящихся к динамической стороне социальных явлений, к чертам характера человека и общества.
Музыка выполняет также коммуникативную функцию в плане передачи невербальной информации от одной группы общества к другой.
Музыка каждой нации в каждую эпоху характеризуется
опредея. комплексом устойчивых типов звукосочетаний
(интонаций) вместе с правилами (нормами) их употреб-
ления. Такой комплекс можно назвать (метафорически)
музыкальным «языком» этой нации и эпохи. В отличие от вербального (словесного) языка, он лишён некоторых су-
щественных признаков знаковой системы, т. к., во-первых,
его элементами являются не конкретные устойчивые
образования (знаки), а лишь типы звукосочетаний, во-
вторых, каждый из этих элементов обладает не одним
определ. значением, а множеством потенциальных зна-
чений, поле которых не имеет точно установленных гра-
ниц, форма каждого элемента неотделима