от его значений, она не может быть ни заменена дру-
гой, ни существенно изменена без того, чтобы не изме-
нилось значение; поэтому в музыке невозможен перевод
с одного музыкального языка на другой.
Поле потенциальных значений любого музыкально-языко-
вого элемента зависит, с одной стороны, от его физических
(акустических) свойств, а с другой — от опыта его упот-
ребления в музыкально-общественной практике и связей его, в результате этого опыта, с другими явлениями. Таковы внемузыкальные ассоциации (со звучаниями речи, природы и т. п., а через них с соответств. образами людей и природных явлений) к внутримузыкальным, которые, в свою очередь, подразделяются на внетекстовые ассоциации (с другими музыкальными произведениями) и внутритекстовые (возникают в пределах данного произв. на основе разного рода интонационнвх связей, тематических подобий и др.).
В формировании семантич. возможностей разл. элементов муз. языка огромную роль играет опыт их многократного
использования в бытовой музыке, а также в музыке со словом и сценическим действием, где складываются их прочные связи с жизненными ситуациями и с теми элементами содержания, которые воплощены внемузыкальными средствами. К повторяющимся элементам музыкальной формы, семантические
возможности которых зависят от традиций их употребле-
ния вна практике, принадлежат не только
типы интонаций, но и такие единства
музыкально-выразительных средств, какими являются жанры (маршевые, танцевальные, песенные и т. д.).
Потенц. значения каждого жанра во мно-
гом обусловлены его первичными бытовыми функция-
ми, т. е. его местом в жизненной практике.
Композитор может использовать в своих произв. как
общие закономерности музыкального «языка» нации и эпохи,так и его конкретные элементы.
Музыкальные языки различных эпох, наций, композиторов необычайно разнообразны, но всем им присущи и некоторые общие принципы организации тонов — высотной и временной. В подавляющем большинстве музыкальных культур стилей высотные отношения тонов организованы на основе лада, а временные — на основе метра.
В свою очередь, потребности и др. параметры слушателя сформированы социальной средой, а его личный муз. опыт есть часть общественного. Поэтому восприятие музыки так же обусловлено социально, как и творчество или исполнительство. В частности, социальные факторы играют ведущую роль в образовании как индивидуальных, так и массовых истолкований (интерпретаций) и оценок муз. произведений.
Эти истолкования и оценки исторически изменчивы,
в них отражаются различия в объективном значении и
ценности одного и того же произведения для разных
эпох и социальных групп (в зависимости от его соот-
ветствия объективным требованиям времени и потреб-
ностям общества).
Последние десятилетия XX в. ознаменовались масштабными экономическими, политическими и социальными процессами.
Меняется не только мир, но и его понимание. Ныне уже довольно сложно провести четкую границу, которая совсем недавно делила его на две противоположные системы.
Поэтому сейчас, как никогда ранее, становится актуальной тема объединения людей,а ничто так не объединяет людей, как музыка.
Кроме того, следует сказать, что музыка становится все более универсальным языком социальной коммуникации. Общение становится, как никогда ранее, важным элементом в жизни общества. Во всех странах мира люди организу-ются по интересам вне зависимости от социального статуса, возникает масса фан клубов, где проводят досуг, слушая рок – музыку, джаз – музыку, классическую музыку.
Заключение
1. Музыка — сложное явление, которое принадлежит не только человеческому обществу, но и миру, жизни в целом. Указанный вывод, на наш взгляд, фиксирует предложенное нами определение музыкального искусства как звукового отражения человека-мира/жизни.
2. Музыкальное искусство представляет собой единый развивающийся (эволюционирующий) «организм», образование которого в целом обусловлено эволюционным движением музыки по принципу: народная музыка — профессиональная музыка — народно-профессиональная музыка (джаз и рок); при этом, если народная музыка, главным образом,— продукт музыкальной деятельности творческого коллектива, то профессиональная музыка — отдельных творческих личностей (композиторов и исполнителей), а народно-профессиональная музыка (т. е. джаз и рок) — в равной степени коллективного и индивидуального субъекта творчества.
3. Художественную ценность музыкального искусства (музыкальных произведений, а также музыки вообще), в конце концов, предопределяют личностные качества деятелей музыкального искусства: композиторов и исполнителей,— причем адекватная оценка этой ценности в сущности зависит от уровня личностного развития слушателей.
4. Важнейшим показателем приобщенности человека к музыкальному искусству является обладание человеком музыкальной культурой личности. Музыкальная культура личности есть единство музыкального сознания и музыкальной деятельности человека, формирующееся в процессе его (человека) онтогенетического развития.
5. Музыка в состоянии воздействовать и на человека (с учетом трех его уровней: телесного, душевного, духовного), и на «живую» — биологическую, и на «неживую» — физическую природу, иными словами,— на мир, жизнь в целом.
6. Воздействуя на мир, жизнь, при этом в процессе своего собственного развития, музыка способна совершенствовать мир.
Список используемой литературы:
1) «Малоя Советская Энциклопедия», т. 10 М., 1960г.
2) А.С.Клюев «Музыка и жизнь». О месте музыкального искусства в развивающимся мире.- Монография - СПб.:
«Ut»,1997.
3) "Античная музыкальная эстетика",- М., 1960г.
4) П.Булез "Маэстро компьютер": В поисках новых звучаний // Курьер Юнеско.- 1980г.- №5
5) Б.Галеев «Человек, искусство, техника»: Проблема синестезии в искустве.- Казань 1987г.
6) Материалы Электронной глобальной компьютерной сети "Internet", .2000г.: