Исходя из вышеизложенного можно сделать некоторое предварительные обобщения.
1. Под социальными услугами в ФРГ понимаются услуги, оказываемые слабо защищенным в социальном плане слоям населения в некоммерческих учреждениях и направленные на выравнивание жизненного уровня граждан.
2. Типологию социальных услуг можно определить: в зависимости от их целей и задач; по правовому базису, т.е. что за организация или учреждение их оказывает; по виду и форме их оказания.
3. Гарантированная система социальных услуг существует для граждан с момента их рождения; иностранцы, проживающие в ФРГ, также пользуются социальными услугами.
4. Оказание социальных услуг в ФРГ опирается на правовую базу федерального законодательства и законодательства федеральных земель. Если возникают недоразумения, то в силу вступает закон.
Каковы же профессии социальной сферы?
Мы ограничимся их перечислением, сохраняя принятые в Германии обозначения*: помощник социального работника по уходу за пожилыми людьми; социальный работник по уходу за престарелыми; психотерапевт по детским и юношеским проблемам; дипломированный педагог; помощница по ведению домашнего хозяйства на селе; консультант по семейным вопросам; воспитатель; помощник по семейному быту; помощница в деле воспитания детей; социальный работник по уходу за инвалидами; воспитатель детского дома;
организатор досуга детей и молодежи; ответственный работнике молодежью на местах (лицо, отвечающее за воплощение молодежной политики ФРГ в местных органах самоуправления); работник по делам детей и юношества; консультант по вопросам реабилитации; социальный педагог; социальный работник по делам иностранцев.
Даже из этого перечня профессий социальной сферы можно сделать вывод, что ФРГ является одним из мощных европейских социальных государств. Но это вовсе не означает, что Германия не имеет проблем, тем более, что в последнее время наметились тенденции к ухудшению в социальной сфере. Что же мешает дальнейшему развитию социального государства, к чему стремятся немцы?
Проблемными для социальной работы в ФРГ являются следующие сложившиеся условия:
а) вступление страны в Европейский Союз и его последствия;
б) трудности социально-политического выравнивания новых и старых федеральных земель;
в) ухудшение социального положения граждан в ФРГ усугубляется ростом безработицы, нищеты, неблагоприятными тенденциями демографического развития страны, сокращением дотаций на жилье, высокой квартплатой, отсутствием необходимых мест в социальных учреждениях для временного пребывания детей;
г) в ФРГ, как и в других странах, профессия социального работника имеет преимущественно “женское” лицо. Она малооплачиваема, недостаточно престижна.
В заключение отметим, что объем материала не позволяет сделать более глубокого анализа социальной работы в ФРГ. Но даже изложенное о социальной сфере в Германии позволяет читателю создать определенное представление о социальной жизни и степени защищенности в этой высокоразвитой европейской стране.
В настоящее время экономические школы разных направлений единодушны в том, что безработица представляет собой серьезную социально-экономическую проблему для современного рыночно-капиталистического общества.
Общественное мнение на Западе в первые послевоенные годы еще находилось под сильным впечатлением Великой Депрессии 30-х годов с ее разрушительными последствиями, с одной стороны, и позитивным потенциалом социального согласия в военный период, с другой стороны.
В массовом общественном сознании преобладало растущее ожидание и крепла вера в возможность с помощью государства поддержать полную занятость. Не только в странах Западной Европы, но и в США, где всегда было сильно влияние традиций идеологии свободного предпринимательства и минимального государственного вмешательства в экономику, наблюдалась широкая инициатива по введению законов о полной занятости.
Так, еще не кончилась вторая мировая война, а Сенат США рассматривает законопроект "С 380" о полной занятости. Большинство экономистов опасалось, что сокращение государственных военных расходов может привести к безработице времен Великой Депрессии 30-х годов. Хотя класс предпринимателей выступил против такого закона, однако, общественное мнение послевоенных лет еще помнило ужасы массовой безработицы 30-х годов, и это было решающим фактором в продолжении рузвельтовского нового курса в первые послевоенные годы и принятии в 1946 г. Конгрессом США "Закона о занятости"1. Этот закон был воплощением идеи кейнсианства. В нем было записано, что федеральное правительство призвано применять все доступные средства, не противоречащие его нуждам и обязанностям и другим весьма важным соображениям национальной политики, чтобы координировать и использовать все возможности в области планирования функций и ресурсов в целях создания и поддержания условий, при которых обеспечиваются возможности эффективной, максимальной занятости, производства и покупательной способности.
Закон о занятости 1946 г. нарекли Великой хартией вольности правительственного планирования полной занятости, ибо он свидетельствовал о повышении экономической роли американского государства.
Воспоминания американцев о Великой Депрессии и приверженность их к регулируемой, не знающей безработицы экономике, еще долго сохранялись. Поэтому не случайно в 1978 г. Конгресс принял Закон о полной занятости и сбалансированном росте (известный как закон Хэмфри-Хоукинса), вступивший в силу в 1983 г. Этот закон придавал борьбе с безработицей характер главного приоритета экономической политики. Он признавал необходимость для достижения полной занятости широкого использования экспансионистской макроэкономической политики государства, а также непосредственных мер по борьбе с безработицей — усиление работы по профориентации, профессиональному обучению, переподготовке и т.д.
Однако с ростом численности среднего класса и улучшением материального положения широких слоев народа в общественном сознании постепенно стали выветриваться воспоминания о кошмаре Великой Депрессии, и общественные настроения становились более консервативными. Весьма распространенными стали взгляды о том, что государственная интервенция в рыночную экономику означает покушение на гражданские права человека.
К тому же в конце 70-х и начале 80-х годов, вера в кейнсианство было подорвана тем, что его сторонники не могли дать убедительного обоснования причин возникновения Стагфляции. Все очевидней становилось, что безработица представляет собой сложное общественное явление, и что она находится в определенной зависимости от инфляции и объема производства. В настоящее время экономисты-теоретики, независимо от идеологических воззрений, единодушны в том, что определенные вицы безработицы (фрикционная и в какой-то мере структурная) зависят преимущественно от факторов, лежащих на стороне индивида и его семьи, находятся вне сферы непосредственного воздействия макроэкономической политики государства.
Хотя безработица в любом виде представляет собой недоиспользование трудового потенциала и недопроизводство материального богатства, фрикционная безработица выражает общественно признанное право человека на свободу выбора профессии, рода занятий и места работы. Не случайно уровень незанятости, обусловленный личными и семейными обстоятельствами, принято включать в понятие естественного уровня безработицы. Общество вынуждено считаться с потерями, которые оно несет из-за естественной безработицы, ибо в конечном счете речь вдет о соблюдении прав человека. Предпочтение отдается человеку как гражданину, политическому человеку, а не экономическому человеку. Разумеется, естественная безработица не представляет собой сугубо изолированное от производственных и экономических процессов явление. Оно является динамическим процессом, который испытывает определенные влияния социума и экономики в целом. В частности, состояние трудовой морали и постановка дела с профориентацией в стране сказывается на уровне естественной безработицы. Попытка "лобового" прямого решения проблемы естественной безработицы государством, как показывает современная практика, сопряжена с введением определенных административных регламентации и, следовательно, требует от общества определенных экономических издержек.
Иными словами, снижение безработицы ниже естественного уровня может быть достигнуто ценой более высокого уровня инфляции. Естественный уровень безработицы как общепризнанный уровень незанятости, который сложился в соответствующей стране в течение ряда лет, есть стабильная величина на определенный период времени, но его нельзя рассматривать как проявление "железного закона" безработицы. С течением времени естественный уровень безработицы меняется.
Что касается циклической безработицы, то она представляет собой явление, не зависящее от воли и сознания индивидов. Она является результатом объективно обусловленной природы рыночно-капиталистической экономики, циклического характера ее развития. При этом в пике фазы подъема Циклическая безработица может быть нулевой (хотя сохраняется естественный уровень безработицы), а в пике фазы кризиса может наблюдаться высокий уровень циклической незанятости, т.е. значительно выше естественного уровня.
В условиях циклической безработицы вынужденные издержки несет как общество в целом, так и отдельные его члены. Это означает, что общественные и индивидуальные потери совпадают. Как отмечалось ранее, при естественной безработице индивидуальные и общественные причины незанятости расходятся у Циклическая безработица — это такой вид незанятости, уровень которой непосредственно зависит от воздействия макроэкономической политики государства. Меры финансовой и денежной политики достигают наибольшего эффекта, не вызывая негативных побочных последствий, если уровень циклической безработицы снижается до уровня естественной безработицы. Последняя рассматривается с позиции классического рыночного равновесия в контексте ее взаимозависимости с естественном уровнем объема общественного производства и естественного уровня инфляции.