Паунд был сторонником умеренно консервативных взглядов, поэтомуне поддерживал новый курс Рузвельта. Отдавал ключевую роль судам, а неисполнительной власти .
Его доктрина была самой влиятельной в США концепцией до середины ХХвека
в) Теория солидаризма Леона Дюги
Впервой половине XX века широкое распространение получило политико-правовое учение солидаризма, главным представителем которого был ЛеонДюги (1859-1928) теоретик права, конституционалист, декан юридического факультета в Бордо.
Он,опираясь на идеи французских социологовО. Конта,Э. Дюркгейма иЛ. Бурнежуа, развил концепцию социальной солидарности.ВтеорииЛ. Дюги связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности.
Общество делится на классы, каждый класс выполняет свою миссию, свой долг, свою социальную функцию по обеспечению солидарности и гармонии общества.Эти социальные связи основаны на разделении труда. Сотрудничество классов в процессе разделения труда приведет к преодолению теневыхсторон капитализма мирным путем, без революций.
Факт общественной солидарности, говорилЛ. Дюги, осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости: "не делатьничего, что нарушает социальную справедливость, и делать все возможное для ее реализации и увеличения". Социальная норма солидарности составляетоснову всего объективного права.
Юридическая норма - это "верхний пласт" социальной нормы. Отдельные нормы в их многообразии значительны лишь поскольку, постольку ониотвечают социальной норме солидарности.Л. Дюги утверждает, что право вытекает непосредственно из социальной солидарности и поэтому стоит надгосударством. Юридическая норма возникает спонтанно в условиях общественных взаимосвязей. Законодатель лишь констатирует, но не создаетее. Вэтом аспекте теорияЛ. Дюги связана с социологической юриспруденцией.
Норма социальной солидарности создает для индивида лишь право выполнять "социальную обязанность", определенную социальную функцию,в соответствии с положением которой, данное лицо занимает в системе общественной солидарности и нет других прав.
Существует лишь объективное право- юридическая норма, которая никому: ни индивиду, ни коллективу не дает субъективных прав.
Человек лишь винтик в социальном организме. Индивид- это не цель, а средство выполнять известную работу в деле социальногостроительства. Для права есть только обязанности. Длякаждого класса существуют свои социальные функции.
Государство налагает руку на собственность, которая должна выполнять социальную функцию.Л. Дюги говорил, что собственностьсоциализируется и перестает быть абсолютным правом и трансформируется для собственника в социальный долг.
Л. Дюги говорил о социальной реформе общества. Онвысказывал уверенность, что современное общество движется к известномуроду федерализации классов, соорганизованных в синдикаты-синдикальный федерализм.
Всеобщее индивидуалистическое избирательное право предлагал заменить организаторским пропорциональным представительством партий и профессиональныхорганизаций. Для этого классовое общество перестраивается на основе синдикатов. Каждый класс объединяется по профессиональному признаку в профессиональныесоюзы. Отношениямежду классами регулируется не законами,а договорами.
Соединение синдикатов в федерацию приведет к децентрализации политической власти, к политическому и правовому плюрализму. Власть будетраспределяться между различными синдикатами, к которым перейдет вся практическая работа по осуществлению социально-экономических исоциально-политических задач.
Деятельность центрального правительства будет направляться палатой, образованной из представителей всех синдикатов.
Некоторые идеи, которые выдвинулЛ. Дюги, находят и сегодня применение, так в Норвегии продолжительность рабочего дня и минимальная оплата рабочегочаса определяется соглашением организаций предпринимателей и рабочих. Этот договор является договорным.
Вывод: теория солидаризма выделяет следующие постулаты:
1. Общества складывается из связей, объединяющих людей на основе солидарности;
2. Сотрудничество классов, социальных групп регулируется социальной нормой солидарности;
3. Сущность права заключается в общественной солидарности, с которой должно считаться государство;
4. Отвергается самостоятельный статус субъекта права и в особенности его субъективные права.
Социологическая юриспруденция подвергла критике формально-догматическое направление, прежде всего за смешение права и закона.Но, с другой стороны, она сама страдает серьезными изъянами. Так, противопоставляются нормы и правопорядок, отрицается нормативный характерправа, отвергается нормативная сила законов, исключаются из правовой науки сущностные и аксеологические проблемы права.
2. Концепция нормативизма Ганса Кельзена
Ганс Кельзен (1881 - 1973) австрийский философ права. Основная работа "Чистаятеория права" (1934.2расширенное издание 1960.). Под этим названием строилась теория позитивного права, которая в обеспечениесвоей чистоты, отказывается от познавательных усилий в отношении всех элементов, которые являются чуждыми позитивному праву. "Чистота"юридической науки означает исключение из нее идеологических аспектов, изъятие любых социальных аспектов, т.е. познания социальной реальности,рассмотрения права во взаимосвязи с другими аспектами общественной жизни.
Предмет изучения теории права составляет законодательные нормы, их элементы, правопорядоккак целое, его структура. Ганс Кельзен ставит жесткую задачу объяснить право само из себя как самостоятельную единицу, в отрыве от социальногобытия.
Цель теории снабдить юриста, прежде всего судью, законодателя и преподавателя пониманием иописанием позитивного права их страны.
Наука должна описывать свой объект как он есть, а не предписывать: каким он должен или недолжен быть с точки зрения некоторых специфических целостных соображений. Последнее есть предмет политики, которое имеет дело с искусствомгосударственного управления, с деятельностью направленной к познанию реальности.
Реальность,т.е. само существование позитивного права, не зависит от своего соответствия илинесоответствия со справедливостью. Чистая теория права рассматривает свой предмет как некую копию трасцентральной идеи ("трансцентральный"- в схоластический философии то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями, выходит за пределы всякого опыта, выходит за пределычеловеческого сознания), она проводит в тоже время ясное различие между эмпирическим правом и трансцендентальной справедливости путемисключения последней из своего рассмотрения.
Чистая теория права отказывается быть метафизикой права: "то, что не можетбыть обнаружено в содержаниях позитивных юридических норм, не может войти в правовое понимание". Чистая теория права - это скорееструктурный анализ позитивного права, нежели психологическое или экономическое объяснение его фактов или моральных и политических оценок его целей.
Общими источниками единства и значимости норм права выступает постулируемаячеловеческим сознанием основная норма. Она не является синтезом социальной базы и права, ни нормой естественного права. Функция основной нормы,утверждал Ганс Кельзен, не аксиономическая, а познавательно-теоретическая, как предпосылка и условие единства и значимости всех норм данной системы, основнаянорма является трансцендетально-логической категорией познания.
Спомощью основной нормы, согласно теории Ганса Кельзена, право достигает единства,не прибегая к метаправовым источникам и образует ступенчатый порядок, в котором низшие формы вытекают из высших. Высшая ступень права - конституция- черпает свою обязанность непосредственно в основной форме. Далее в нисходящей ступени следуют законы и общие нормы. Низшуюступень образуют так называемые индивидуальные нормы, создаваемые судом и органами управления применительно к отдельным правовым ситуациям.
Втрактовке соотношения права и власть, право и государство позитивисткая традиция поступает наиболее отчетливо. Государство,рассуждает Кельзен, представляет собой систему отношений подчиненности и господства,т.е. отношений, в которых воля одних выступает в качествемотива для выступления других. Существо этих отношений состоит в том, что они образуют урегулированную систему принуждения. Вэтом качествеотношения господства и подчиненности, политические отношения относятся не к сфере сущего, а к сфере должного. Новедь тоже самое, утверждал ГансКельзен, представляет собой и право. Следовательно, заключает он, государство,как нормативный порядок человеческих отношений господства и подчинения, идентично праву. Государство есть относительно централизованныйправопорядок.
Вывод: Несмотря ни на что юридические нормативы в XX веке были существенно потесненысоциологическим и естественным правыми теориями, все же они продолжают занимать значительное место в праве, особенно в отраслевых дисциплинах и оказываютбольшое влияние на практику применения законов.
3.Неокантианское учение Р. Штаммлера
Рудольф Штаммлер (1856-1938 гг.) - немецкий представитель философии права, профессор в Берлине с 1916г.
Социальным идеалом в философии права, по Штаммлеру, является общность людей,объединенных в нацию и свободно изъявляющих свою волю. Спозиции юридического мировоззрения опровергал марксизм, отождествлявшийся им сэкономическим детерминизмом. Он утверждает первичность права по отношению к экономике и государству.