Смекни!
smekni.com

Учение о государстве и праве в западной Европе в период капитализма (стр. 4 из 9)

Действующая власть подразделяется на законодательную (или высшую действующуювласть) и исполнительную, в которую включались и органы управления, и суд.

Конституция призвана обеспечить иерархию властей, т.е. превосходство учредительной властинад действующей, а в рамках последней- законодательной власти над исполнительной. Судебная власть оказывается несколькозаниженной, она рассматривается всего лишь как часть исполнительной власти, а попытки судей отменять парламентские акты под предлогом ихнеконституционности интерпретировались Бентамом обычно как покушение на права парламента. Всемогущество парламента в законодательном отношении представлялосьему практически неограниченным.

Бентам допускал судебный контроль за законодательной деятельностью, когда это предусмотрено законом. Однаконаделение судей правом конституционного надзора представлялось ему опасным, ибо означало передачу части верховной власти от собрания, в выборе членов которогонаселение принимает какое-либо участие, к лицам, в выборе которых оно лишено всякого участия.

Бентам отвергает монархию даже в ее ограниченном английском варианте,ибо считает абсурдным доверять важнейшиеполномочия лицам, чье положение зависит от случайной наследственности.

Аристократия также основана, по его мнению, на ложных принципах, ибо знатность и богатствоотнюдь не обеспечивают добродетели, мудрости и компетентности.

Единственной формой правления, способной обеспечить наибольшее счастье наибольшего числа людей признается демократия.Допуская, что выбор народа не всегда безупречен, Бентам все же убежден, что ни одна система не может дать лучшие результаты.

Онвыделяет четыре метода, посредством которых свое корыстное правящее меньшинство обеспечивает подчинение меньшинства.Это коррупция, создание иллюзий, функций и искусственные почести. Под коррупцией понимается не только корыстное использование денег, власти, наград,но и вся система отношений и учреждений в обществе, основанном на неравенстве, включая право, обычаи, государственные, религиозные и общественные институты,оказывающие на человека коррумпирующее воздействие, постепенно побуждающее его заглушать голос совести ради положения и прибыли.

Стержень конституционной системы Бентама - высшая законодательная власть. Ееполномочиянеограниченны, сдержками для этой власти служат лишь гарантии хорошего поведения депутатов. Этому органу могут быть вменены в вину неправильныерешения, но ни в коем случае, не узурпация власти или вторжение в сферу чьих-либо полномочий. Онможет вмешиваться и в деятельность исполнительнойвласти, если она не выполняет своей функции должным образом.

Высший законодательный орган избирается гражданами на 1год прямым тайнымголосованием в равных округах.

Избирательного права лишаются только женщины, несовершеннолетние, неграмотные илица, находящиеся в данной местности проездом. Депутаты несут ответственность правовую за свои поступки и могут быть отозваны. Высший законодательный органсостоит из одной палаты.

Премьер-министр избирается на 4года законодательным органом, но неможет в нем присутствовать, ни говорить без специального приглашения. Принцип всей административной деятельности—индивидуальная ответственность.

Территориальное устройство отличается простотой и однотипностью. Наиболее крупная его единица - национальный избирательныйокруг со своим законодательным органом. Центр обладает значительной властью над местами. Местный глава избирается на 1год избирателями из числа лиц,выдержавших соответствующий экзамен. Онсочетает исполнительную и судебную функции и работает в тесном контакте с личным регистратором, назначаемымминистром юстиции.

Глава судебного ведомства- министр юстиции. Руководствуясь принципом индивидуальной ответственности за принятие решений,Бентам сначала выступал против института присяжных, но в “Конституционном кодексе” пошел на компромисс, введя “квазиприсяжных”. Этот органсостоял из “обычных” и “избранных” или “ученых” присяжных, но не выносил приговора, а лишь давал рекомендации судье, необязательные для последнего, заисключением случаев, когда предлагалось обращение в высшую судебную инстанцию.

Таким образом, “конституционный кодекс” Бентама представляет собой весьма внушительный проект демократической конституции, основанной насвободе и правовом равенстве граждан, господстве права, четко действующей и ответственной администрации, влиянии общественного мнения.

Бентам наделил государство многими социальными полномочиями, отсутствовавшими или только начинавшими складываться в Англии в первой третиXIXв. (помощь бедным, забота о воспитании и образовании низших слоев общества, развитие науки, контроль за торговлей и промышленностью).

Для Бентама характерен последовательный юридический позитивизм.Право- это воля суверена. Видеальной форме оно должно быть тождественно закону. Индивидуальное (субъективное) право- детищезакона, теория естественного права представляет собой анархический софизм, ибо ведет к сопротивлению действующего законодательству, провозглашая нравственнуюоценку закона в качестве критерия его действительности. Между тем, нравственная оценка доступна каждому лицу, а действительность закона признается публично.Наэтом основании Бентам отрицает принцип общего права.

Квалифицирующий признак права - санкция. Подлинным установлением права может признаваться только такое правило, котороепредусматривает наказание в случае его нарушения или поощрение в качестве вспомогательной меры. Бентам воспринимал законодательство не только какопределенную систему правил, но и как мощное средство воздействия на общество, борьбы со злом как политику, стратегию, что совершенно естественно приреформаторской, а во многих случаях и ниспровергательной (по отношению ко многим британским традициям) направленности его мыслей. Закон долженбыть общедоступен и отличаться ясностью и простотой изложения. Связывая право всецело с волей суверена, Бентам не признавал иерархии норм.

Вывод: Другими словами, можно сказать, что позитивизм Бентама был существенным шагом вперед, попыткой внедрения в область права научныхпринципов. Бентам вошел в историю политической и правовой мысли как основатель школы утилитаризма, оказавшей большое влияние не только на Англию, но и надругие страны Европы и Латинской Америки, где чрезвычайно актуальна была задача борьбы с пережитками феодализма. Бентамовское соотнесение законодательства ссоциальными целями и балансом интересов послужило становлению социологической школы права. Сдругой стороны, бентамовский подход к вопросу о соотношенииестественного права и закона по-своему предвосхищал юридико-позитивистскую школу права.

Одним из классиков либерализма является Джон Стюарт Милль (1806- 1873 гг.). Его взгляды на государство, право и закон изложены в таких трудах, как: “Освободе”,“Представительное правление”, “Основы политической экономии”.

Начав свою научно-литературную деятельность в качестве приверженца бентамовского утилитаризма, Милль затем отходит от него. Его, например, неустраивала теория нравственности, определяющая поведение исключительно калькуляцией последствий с точки зрения эгоистических интересов и желаний.

Расчетливому гедонизму, представлявшему собой распространение принципов торговли на сферу политики и морали, он противопоставлял “подлинноеучение утилитаризма”. Нравственное чувство представлялось Миллю бескорыстным, независимым от ожидаемых последствий поступка, порожденнымобщественной природой человека индивидуальным. Основу его составляет естественное 'желание единения с нашими ближними, поэтому не только личныйинтерес, но и “чувство симпатии” побуждает нас стремиться к общему благу.

Милль пришел к выводу, что нельзя всю нравственность базировать целиком на постулате личной экономической выгоды индивида и на верев то, что удовлетворение корыстного интереса каждого отдельного человека чуть ли не автоматически приведет к благополучию всех.

Поего мнению, принцип достижения личного счастья может “срабатывать”, если он неразрывно связан с другим руководящим принципом: идеейнеобходимости согласования интересов, притом согласования не только интересов отдельных индивидов, но также интересов социальных.

Милль считал, что в своих экономических и политических целях трудящиеся руководствуются классовым эгоизмом. Онбыл нетерпим к идееосуществления справедливости на основе благотворительности или патернализма высших классов по отношению к низшим. Главную спору социализма Милль находил всознании, противопоставляемом классовому интересу.

Воспитание превращалось в решающее средство распространения социалистических принципов. Онбыл убежден, что социалистическое обществотребует очень высокого уровня нравственности, доступного в тех условиях, лишь элите общества. Образованному, лишенному эгоизма меньшинству отводится особаяроль в политическом механизме.

Идеальная представительная система могла бы основываться на равновесии двух основных классов (рабочих и хозяев) в парламенте, котороепревращало бы в решающий фактор позицию меньшинства, руководствующегося во всех распрях не интересами своего класса (как большинства), а разумом,справедливостью, общим благом.