Смекни!
smekni.com

Учение о государстве и праве в западной Европе в период капитализма (стр. 1 из 9)

УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРИОД УТВЕРЖДЕНИЯ КАПИТАЛИЗМА (XIX—НАЧАЛО XXВВ.)

ВВЕДЕНИЕ

Первые три четверти XIX в. ознаменовались бурной экспансией капитализма на основе промышленного переворота и политических преобразований,осуществлявших в той или иной форме и степени программу буржуазных революций. Знаменем эпохи стал либерализм.

Принцип свободы получил в политической мысли двоякое преломление. Вплане обеспечения прав и равенства граждан центральное место занялопостепенное расширение круга лиц, участвующих в выборах, с конечной целью всеобщего избирательного права. Гражданское равноправие рассматривалоськак важнейший признак политического либерализма,т.е. государственного строя, основанного на разделении властей и соблюдении законов.

Наполитическую мысль XIXв. большое влияние оказывали успехи естественных, точных, общественных наук, философия позитивизма и новая в товремя наука—социология.

Позитивисты обращались к эмпирическому материалу, предпочитая полезные с практической точки зрения выводы абстрактным схемам. Правда, многие из них неудержались от соблазна перейти от изучения действительности к конструированию идеальных моделей.

Впоследней трети XIX в. формируется монополистический капитализм, ограничивающий свободную конкуренцию. Усложнение и расширение системыпроизводства, а также растущие требования организованного рабочего движения сделали необходимым как с точки зрения управления, так и с точки зрениясмягчения социальной несправедливости, государственное вмешательство в социально-экономические процессы, обеспечивающие стабильность общества ипредотвращающие социальные взрывы.

Эпоха экономического либерализма подходит к концу. Это привело к существенному изменению платформы либералов и консерваторов. Прежние либералы,как правило, смирились с необходимостью государственного социально-экономического регулирования, консерваторы, ранее отстаивавшиевмешательство государства в экономическую сферу, убедившись в своей неспособности остановить восхождение буржуазии, перешли на позиции защитывсякой частной собственности от посягательств. Стой поры экономический либерализм, защита свободы собственника ассоциируются именно с консерватизмом.

Параллельно с изменением статуса собственности происходило обновление правовых концепций. Юридический позитивизм утрачивает характергосподствующего направления, его вытесняют различные варианты социологического позитивизма, значительно расширившие теорию права за счет социологии,психологии и других наук. Обогащались представления о воздействии многих факторов жизни общества на право. Оно перестало ассоциироваться только сгосударством. Вцентре внимания теоретиков оказались правотворческая деятельность суда, нормы, творимые и признаваемые корпорациями и другимиколлективами и объединениями.

Политическая мысль вторична, она отражает жизнь общества, порождается им, но в свою очередь влияет на отношения людей, их сознание, а через него наобщественно-государственный строй, конституции, государственных деятелей, политику. Чтобы это влияние было эффективным политическое учение должно бытьхорошо подготовлено общественным развитием, выношено им. Мыслитель как бы угадывает то, к чему идет общество, обгоняет, предвосхищает его.Впротивном случае его творчество остается игрой воображения и принадлежит жанру утопий,т.е. необычного, того, чего нет и не может быть.

1.Учение И. Канта о государстве и праве

Профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724 - 1804 гг.) был в Германии первым, кто приступил ксистематическому обоснованию либерализма. Онзадался целью истолковать эту платформу в качестве единственной разумной, попытался подвестипод нее специальный этический фундамент и таким образом оправдатьее.

Политико-юридические взгляды Канта содержатся преимущественно в трудах “Идеи всеобщей истории о космополитической точкизрения”, “К вечному миру”, “Метафизические начала учения о праве”.

Краеугольным принципом кантовских воззрений является утверждение о том, что каждое лицо обладает совершеннымдостоинством, абсолютной ценностью, личность не есть орудие осуществления каких-то ни было планов, даже благородных планов общего плана. Человек-субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы,в своем поведении он должен руководствоваться велениями нравственного закона.Закон этот априорен и поэтому безусловен. Кант называет его “категорическим императивом”.

Категорический императив” лишен у Канта связи с конкретными предметами, с реальными эмпирическими событиями.Онгласит: “Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства”. Или инымисловами: “поступай так, чтобы ты относился к человечеству и в своем лице, и в лице любого другого как к цели и никогда только как к средству”.

Соблюдение требований “категорического императива” возможно тогда, когда индивиды в состоянии следовать голосу “практическогоразума”. “Практическим разумом” охватывались как область этики, так и сфера права.

Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы,Кант называет правом. Изтакого понимания явствует, что оно призвано регулировать внешнюю форму поведения людей, выражаемые вовнечеловеческие поступки.

Истинное призвание права - надежно гарантировать мораль (субъективные мотивы,строй мыслей и переживания), то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором смогла бы беспрепятственно реализовыватьсясвобода индивида. Вэтом суть кантовской идеи о моральной подоплеке, моральной обоснованности права.

Осуществление права требует того, чтобы оно было общеобязательным. Онадостигается через наделение его принудительной силой,т.к. в противном случае право окажется не в состоянии выполнить уготованную ему в обществе роль.Кроме этого, это значит также, что и категорический императив в качестве всеобщего закона права лишится своей безусловности. Сообщить правустоль нужное ему свойство способно лишь государство- исконный и первичный носитель принуждения.

ПоКанту, государственность вызывают к жизни и ее бытие, оправдывают требование категорического императива.Необходимость государства - объединение множества людей, подчиненных правовым законам, Кант связывает отнюдь не с практическими, чувственноосязаемыми индивидуальными, групповыми и общими потребностями членов общества, а с категориями, которые всецело принадлежат рассудочному, умопостигаемомумиру.

Благо государство составляет, по Канту, вовсе не решение таких задач, как:забота о материальной обеспеченности граждан, об удовлетворенности их социальных и культурных нужд, об их труде, здоровье, просвещении ит.д. Подэтим благом “не следует понимать благо граждан и их счастье, ибо счастье может быть (как это утверждал Руссо) скорее и лучше достигнуть вестественном состоянии или при деспотическом правительстве. Под благом государства следует понимать состояние наибольшей согласованности конституции спринципами права, к чему нас обязывает стремиться разум при помощи “категорического императива”.

Выдвижение и защита Кантом тезиса о том, благо и назначение государства- в совершенствовании права, в максимальномсоответствии устройства и режима государства принципами прав, дали основание считать Канта одним из главных создателей концепции “правового государства”.

Кант многократно подчеркивал насущную необходимость для государства опираться на право, согласовывать с ним свои акции.Отступление от этого положения может стоить государству чрезвычайно дорого. Государство,которое уклоняется от соблюдения прав и свобод, не обеспечивает охраны позитивных законов, рискует потерять доверие и уважение своих граждан. Егомероприятия могут перестать находить в них внутренний отклик и поддержку. Люди будут сознательно занимать позицию отчужденности от такого государства.

Вопрос о происхождении государства Кант трактует почти по Руссо, замечая при этом, что его изыскания рациональны,априорны и что он имеет в виду не какое-либо определенное государство, а государство идеальное, каким оно должно быть согласно чистым принципам права.Отправной пункт кантовского анализа- гипотеза естественного состояния, лишенного всякой гарантии законности. Нравственный долг,чувство уважения к естественному праву побуждают людей оставить первоначальное состояние и перейти к жизни в гражданском обществе. Переход к последнемуне носит характер случайности. Акт, посредством которого изолированные индивиды образуют народ и государство, есть договор.

Первое же и главное заключение договора- обязательство любой создаваемой организации внешнего принуждения (монархической лигосударственности, политически объединившегося ли народа) признавать в каждом индивиде лицо, которое без всякого принуждения осознает долг “не делать другогосредством для достижения своих целей и способно данный долг исполнить”.

Согласно общественному договору, заключаемого в целях взаимной выгоды и в соответствии с категорическим императивом, все остальные лица, составляющиенарод, отказываются от своей внешней свободы, чтобы тотчас же снова обрести ее, однако, уже в качестве членов государства. Таким образом, люди отказываются отсвободы, необузданной и беспорядочной, дабы найти подлинную свободу во всем ее объеме в правовом состоянии.

Кант различает три категории права: естественное право,которое имеет своим источником самоочевидные априорные принципы; положительное право, источником которого является воля законодателя; справедливость-притязание, не предусмотренное законом и потому не обеспеченное принуждением.