Смекни!
smekni.com

Проблемы полномочий в обществе (стр. 1 из 4)

Аксиомы власти

Проблемы полномочий в обществе


Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Потребность и сущность власти

2. Аксиомы власти

3. Субъекты и механизм власти

4. Легитимность власти

5. Принцип разделения властей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Проблема власти является одной из центральных в политической науке. Уяснение сущности, потребности и механизмавласти имеет важное значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политические отношения из всей гаммы общественных отношений.

Власть – понятие многомерное. Полно и всесторонне рассмотреть её в одной работе немыслимо. В данной работерассматриваются некоторые исходные проблемы властных отношений: сущность, потребность, механизм , аксиомы и легитимность власти.

1.Потребность и сущность власти

Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной среде употребляется в различных значениях. Философы говорят о властинад объективными законами общества, естествоиспытатели – о власти над природой, политики – о политической власти, психологи – о власти человека над самимсобой, родители – о семейной власти и т.п.

Можно ли в таком случае дать научное определение власти? Одни считают, что власть – особый вид поведения, основанныйна возможности изменения поведения других людей; другие полагают, что власть – это особого рода отношения между управляющим и управляемым; третьи – что этодостижение определённых целей, получение намеченных результатов.

Власть нередко отождествляется с её средствами и методами: управлением, принуждением, убеждением и насилием. Иногдаставится знак равенства между властью и авторитетом, который имеет много общего с ней, но и существенно от власти отличается.

Суммируя эти и другие точки зрения, можно выделить следующие основные признаки власти.

1. Власть – это отношения, включающие не менее двух партнёров, причём этими партнёрамимогут быть как отдельные лица, так и группы лиц. При этом указывается адрес власти (властвующие и подвластные).

2. Распоряжение осуществляющего власть должно сопровождаться, в скрытой или явной форме,возможностью применения определённых ситуаций в случае неповиновения предписываемому поведению.

3. Подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, от кого она исходит.

4. Наличие общественных правил (норм), устанавливающих порядок, при котором отдающийприказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы затрагивают, обязан их выполнить. Следует отметить, что одного намерения реализовать власть явно недостаточно. Должно быть убеждение, что приказание будет выполнено, что оно встретит повиновение. Только при этом условии состоятся властные отношения.

Власть – это способность навязывать и приводить в исполнение решения. Это такая форма общественных отношений,которая позволяет одному социальному элементу влиять на поведение другого.

Политолог Р. Даль (США) интерпретировал власть в терминах причинности. Выглядит это примерно так: Арасполагает властью над В тогда, когда А является причиной определённого поведения В при условии, что без воздействия со стороны А – В вёл бы себяиначе.

Объектом политологии является не всякая власть, а только власть публичная, политическая, под которой понимаетсяспособность класса, группы или индивида проводить свою волю.

Основной вопрос политических отношений – это вопрос публичной власти, рассматриваемый прежде всего в планепроведения в жизнь социальных интересов. Отношение является политическим, если оно связано с реализацией социальных интересов и функционированием публичной,т.е. политической власти.

В связи с этим понятие политической власти шире понятия государственной. Известно, что политическая деятельностьосуществляется не только в рамках государства, но и в таких ассоциациях как партия, профсоюзы, группы давления, международные организации и т.д.Государственная власть обладает монополией на легальное использование средств принуждения и формально играет роль арбитра в распределении благ. Существуетопасность, что государственная власть будет распределять их в свою пользу. В связи с этим в демократических обществах имеет место плюрализм и состязаниеполитических влияний различных субъектов политики (партии, лобби, общественные движения и т.п.), участвующих в процессе принятия государственных решений (шире– решений политического характера).

Государственная власть имеет определённые характерные черты. Во-первых, осуществление власти происходит спомощью обособленного аппарата на определённой территории, на которую распространяется государственный суверенитет. Во-вторых, эта власть имеетвозможность использовать средства организованного и законодательно установленного насилия. В таком виде государственная власть представляет собойнаивысшее, наиболее полное выражение политической власти.

Важную роль в отправлении властных отношений играет авторитет. Авторитет является выражением отношения ксуществующей власти со стороны общества в целом и его составляющих: классов, социальных групп, граждан. Авторитет, как правило, понимается как возможностьоказывать влияние на поведение отдельных групп, личностей без применения насильственных средств. Он предполагает сознательное подчинение нормам изаконам, установленным существующей в этом обществе властью.

Авторитет власти определяется как соответствие характера, функций власти интересам всего общества илиопределённых социальных групп, классов. Власть обладает авторитетом в том случае, когда её институты функционируют в соответствии с законами, а еёраспоряжения исполнимы и исполняются. Таким образом, взятые в единстве «власть» и «авторитет» означают дееспособность власти.

Потребность власти складывается из объективной необходимости организации общественного производства, котороенемыслимо без подчинения всех участников единой воле. Власть нужна для поддержания целостности, единства и стабильности общества. Важно при этом обратить вниманиена проблему воздаяния. Дело в том, что в результате разделения труда в обществе возникает неудовлетворённость по поводу того, что ты отдал и что взаменполучил. И большинство людей в связи с этим испытывает чувство неудовлетворённости, создаётся социальная напряжённость. Общество нуждается в постоянномсогласовании частных интересов, приведении их к общественному интересу, которое достигается посредством подчинения воли отдельных людей волевым способностямдругих, умеющих лучше остальных определять цели и заставить себя их осуществлять.

Потребность власти обуславливается и необходимостью выполнения «общих дел»: организация публичных работ, ликвидациякрупных стихийных бедствий, деятельность, связанная с функционированием транспорта, связи. В настоящее время под «общими делами» понимается исоциальная политика: решение проблем здравоохранения и образования, защита социальных и профессиональных прав, предоставление пособий некоторым слоямнаселения, регулирование семейно-брачных отношений и др.

Потребность власти имеет не только общественный, но и личностный, психологический аспект. Предметом оживлённыхспоров является вопрос: всем ли людям свойственно стремление к власти, например, как свойственно (за небольшим исключением) стремление к материальным благам илипризнанию? Стремление к власти или уход от неё – всё это прежде всего психологические явления. Однако фактический доступ к ней, характер отношенийвласти, способы её реализации – это социальные явления, определяемые общественной системой в целом. Как явление психологическое, власть существует всфере восприятий и переживаний личности: у одних она возбуждает сильные положительные ощущения, выражающиеся в страстном стремлении к власти, а удругих – не менее сильное отвращение в виде её отрицания, уклонения от любых функций осуществления власти.

В связи с этим одни отвечают на поставленный вопрос отрицательно и считают, что не всем людям свойственностремление к власти, не все видят в ней привлекательное благо. Другие же полагают, что потребность во власти – объективная необходимость, складывающаясяна базе основных, важнейших потребностей личности: быть личностью, самоутверждение, свобода и наслаждение. Властные мотивы при этом могут бытьсамыми различными: от социоцентрических (стремление к власти ради служения общественному благу) до эгоцентрических, рассматривающих власть как средствогосподства над людьми, как инструмент получения различных выгод: материальные блага, слава, безопасность, доступ к каким-то интересным кругам общества и т.п.

Далее приведены аксиомы власти согласно И. Ильину [1].

2.Аксиомы власти

Первая аксиома власти гласит, что государственная власть не может принадлежать никому помимоправового полномочия

Вторая аксиома власти утверждает, что государственная власть в пределах каждого политического союзадолжна быть едина.

Третья аксиома власти утверждает, что государственная власть должна осуществляться лучшими людьми,удовлетворяющими этическому и политическому цензу.

Четвёртая аксиома власти утверждает, что политическая программа может включать в себя толькотакие меры, которые преследуют общий интерес.

Пятая аксиома власти утверждает, что программа власти может включать в себя только осуществимые мерыили реформы.

Шестая аксиома власти гласит, что государственная власть принципиально связана распределяющейсправедливостью, но что она имеет право и обязанность отступать от неё тогда и только тогда, когда это требует поддержание национально-духовного игосударственного бытия народа.