В письме к Дзержинскому от 19 мая 1922г. Ленин писал по поводу журнала «Экономист»: “Это, по-моему, явный центрбелогвардейцев. В №3 напечатан на обложке список сотрудников. Это, я думаю, почти все - законнейшие кандидаты на высылку за границу». Среди 53 человек,привлеченных к сотрудничеству в «Экономисте» есть и фамилия П.А. Сорокина.
В феврале 1922г. П. Сорокин выступил на торжественном собрании в честь 103 годовщины Петербургскогоуниверситета. Обращаясь к молодежи, он заявил, что «вера отцов» оказалась «банкротством». «Их опыт в форме традиционного мировоззрения интеллигенцииоказался недостаточным, иначе трагедии не было бы. От берега этого мировоззрения волей-неволей вам приходится оттолкнуться: он не спас нас, неспасет и вас. Он надолго исчез в зареве войн, в грохоте революций и в темной бездне могил, все растущих и умножающихся на русской равнине. Если не мы сами,так эти могилы вопиют о неполноте опыта «отцов» и ошибочности их патентованных спасительных рецептов». Советуя молодежи обрести «новую веру», Сорокин преждевсего рекомендует ей «взять с собой в дорогу» знания, чистую науку, любовь и волю к производительному труду.
В связи с тем, что после революции неомарксистские социологи продолжали работать так же активно, как ипрежде, а многие даже открыто выступали против советской власти, в 1922 г. Ленин поставил вопрос о коммунистическом контроле программ и содержании курсовпо общественным наукам. В результате чего многим профессорам, в том числе и П.А. Сорокину, была запрещена преподавательская деятельность. Под натискомвластей, в сентябре 1922г. Сорокин и его жена Е.П. Баратынская, навеки были вынуждены оставить Россию. «Что бы не случилось со мной в будущем, - написано вего дневнике, - я уверен, что три вещи навсегда останутся убеждениями моего сердца и ума. Жизнь, как бы не тяжела она была, - это самая высшая, самаяпрекрасная, самая чудесная ценность в этом мире. Превратить её в служение долгу - вот еще одно чудо, способное сделать жизнь счастливой. В этом я тожеубежден. И наконец, я убежден, что ненависть, жестокость и несправедливость не могут и никогда не смогут построить на земле Царство Божие. К нему ведет лишьодин путь: путь самоотверженной творческой любви, которая заключается не в молитве только, а прежде всего - в действии». После продолжительного пребывания в Берлине, а затем в Праге, осенью 1923 г., приняв приглашениевидных американских социологов Э.Хайэса и Э.Росса, прочесть серию лекций о русской революции, Сорокин навсегда переезжает в Соединенные Штаты Америки.
В историко-социологической литературе традиционно принято разграничивать два периода творчества Сорокина – русский и американский. Для «американского»социолога Сорокина «русский период» творчества является своего рода инкубационным, «годами учения», оченьинтересными и по - своему продуктивными. Однако именно за эти десять лет у Сорокина созрели замыслы всех дальнейших его тем, и, что особенно важно,наглядно обозначились те этапы его творческой эволюции, которые он и проделал в течение своей последующей жизни.Если он начинал довольно традиционно для социальной мысли рубежа веков, то в гарвардский период превратился в могущественного макросоциолога,рассматривающего цивилизацию в качестве атомарной единицы своего анализа. П. Сорокину понадобилось менее года для культурной и языковой акклиматизации и уже летним семестром 1924г.Он приступил к чтению лекций в Минисотском университете. В1924г. Выходит его первая печатная книга «Листки изрусского дневника», описывающая и анализирующая российские события 1917-1922гг. В 1925г. Выходит в свет его «Социология революции», В 1927г.«Социальная мобильность». Сорокин является одним из родоначальников теории социальной стратификации и социальноймобильности. Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои,группы, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности. Это изменение индивидом или группой социальногостатуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. П. Сорокин рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переходлиц и семей из одной социальной группы в другую. Согласно его взглядам социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двухнаправлениях:
1. Вертикальном – движения вверх и вниз
2. 2.горизонтальном – движения на одном и том же социальном уровне
В 1928г. Вышла в свет книга «Современные социологические теории», в 1929г. – «основания городской исельской социологии». В 1930г. Всемирно известный Гарвардский университет предлагаетСорокину возглавить учрежденный социологический факультет. П.Сорокин принял это предложение и проработал в университете до 1959г. В 1956г. Увидела свет его новая работа «Причуды и недостатки современной социологии исмежных наук», в 1956г. вышла работа «Современные социологические теории». В 1964г. в знак признания заслуг ученого, 75-летнего Сорокина избираютпредседателем Американской социологической ассоциации.
11 февраля 1968г. в возрасте 79 лет, после тяжелой болезни П.А. Сорокин скончался. П. Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становитсясимволом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из классиков социологии XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г.Спенсером, М. Вебером.
Социология культуры П. Сорокина по книге: “Кризис нашего времени”.
1) В основе каждой культуры, по мнению П.Сорокина, культурной эпохи лежит мировоззрение. В соответствии с различными видами мировоззренийСорокин выделяет три типа социокультурных суперсистем: чувственный, когда мировоззренческие установки опираются на чувственное постижение мира;умозрительный, основанный на интуиции; идеалистический, включающий в себя и чувства и интуицию. Каждому типу мировоззрения соответствует три вида истины:чувственная, духовная (интуиция), рациональная. К более низким уровням культурных систем Сорокин относит язык, этику, религию, искусство, науку.
Каждой мировоззренческой суперсистеме соответствует определённый тип культуры. Существует, по мнениюСорокина, два основных и два промежуточных типа. В культуре происходит чередование основных типов, ориентированных на мироощущение человека:идеационального и чувственного; и промежуточных: идеалистического и эклектичного. В идеациональной культуре мироощущение направлено насверхчувственное и сверхразумное постижение Абсолюта, основано на господствующих идеях. Анализируя этот тип культуры на примере европейскогосредневековья, Питирима Сорокин писал: “Архитектура и скульптура средних веков были “Библией в камне”. Литература также насквозь пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы и линии в цвете. Музыка почти исключительноносила религиозный характер... Философия была практически идентична религии и теологии и концентрировалась вокругтой же основной ценности или принципа, каким являлся Бог. Наука была всего лишь прислужницей христианской религии. Этика и право представляли собой толькодальнейшую разработку абсолютных заповедей христианства. Политическая организация в её духовных и светских сферах была преимущественно теократическойи базировалась на Боге и религии. Семья, как священный религиозный союз выражала всё ту же фундаментальную ценность. Даже организация экономикиконтролировалась религией... Господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления подчёркивали своё единство с Богом, как единственную и высшую цель, атакже своё отрицательное или безразличное отношение к чувственному миру, его богатствам, радостям и ценностям.” Подобные ценностные ориентации мы находим вкультуре Брахманской Индии, лаоистской и буддийской культурах, греческой культуре VIII - VI вв. до н.э..
Для чувственного типа культуры характерна сенсорность: внимание переносится на чувственно осязаемые предметы,эмпирический опыт, светскость и соответствие земному миру. Именно признание того, что объективная реальность и смысл её сенсорны “провозглашается нашейсовременной культурой во всех её основных компонентах: в искусстве и науке, философии и псевдорелигии, этике и праве; в социальной, экономической иполитической организациях, в образе жизни и умонастроениях людей”.
Идеалистический тип культуры характеризуется тем, что значение идей и чувственно осязаемыхпредметов становится равноправным, происходит как бы гармоничное слияние двух типов мировоззрения в единое целое (примером в европейской культуре могутпослужить эпоха античности и Возрождения).
И, наконец, эклектичный тип культуры предполагает противостояние чувственных и идеациональных элементов мироощущения.
В идеациональной культуре искусство тяготеет к условности, символичности, создается в соответствии сопределенными канонами и чаще всего обезличено (мы почти не знаем имен художников, расписавших стены пещерных храмов Аджанты, создавших прекрасныеарабески мусульманских орнаментов). В чувственной культуре стиль искусства становится натуралистическим. Гармоничное сочетание двух видов мироощущениялежит в основе достижений искусства греческой классики и Возрождения, когда способы воплощения художественных образов были частично символичными, частичнореалистическими.
В идеациональной культуре восприятие и познание мира в основном осуществляется черезоткровение, интуицию, мистический опыт. Рациональное познание отвергается, человек не доверяет своему разуму, больше думает о конце мира, чем оестественном порядке вещей и возможности преобразования действительности. Люди культуры идеационального типа нестремятся к естественно-научному познанию, наоборот, их внимание сосредоточено на мистическом опыте, приоткрывающем тайну существования иного мира. Яркимпримером такого мировосприятия и типа культуры предстаёт европейское средневековье IX - XII вв., где господствующее место в сознании занималарелигия, пронизывая все формы жизнедеятельности.