Для чувственной (сенсорной) культуры характерно восприятие мира как данного в чувственномопыте, посредством слуха, зрения, осязания и обоняния. Идеалом человека сенсорной культуры является личное счастье, аскеза ему чужда. Этот культурныйтип реализован Европой в эпоху Нового времени, когда возникает наука, познающая мир опытным путём. Причём опытвыступает единственным критерием истины, рациональное познание абсолютизируется. С этого времени начинают быстро развиваться техническое иестественнонаучное знание, возникает индуктивная философия.
Между двумя описанными основными культурными типами, по мнению Сорокина, может быть реализован либоидеалистический, либо эклектичный тип культуры. В них оба основных вида мировосприятия представлены либо в гармоничном единстве (идеалистический тип),либо во фрагментарном, эклектическом нагромождении и противостоянии друг другу.
2) Питиримом Сорокиным разработана теория волнообразной социокультурной динамики. Культуры движутсясилами, заложенными в них самих, просто потому, что такова их природа, - считает Сорокин. Развитие заложенных сил в основных типах (идеациональном ичувственном) происходит до предела, затем начинается откат “волны”. Чередование основных типов культуры связано с прохождением либо через идеалистический, либочерез эклектичный (переходные) типы.
Культура реализует основополагающий принцип мироощущения и мировоззрения во всех своих элементах(системах “низкого уровня”). Это касается искусства, религии, политики, права, морали, причем, в каждом отдельном феномене культуры присутствует “ядро” и“периферия”. Доминирующие черты каждого отдельного феномена представляют собой основополагающий принцип, ценность данного типа культуры. Так, для европейскогосредневековья главная истина, ценность - Бог. Интегрированная часть средневековой культуры поэтому была не конгломератом различных ценностей, аединым целым.
Сорокин оптимистически характеризует исторический процесс: если культура находится в кризисе (как, поего мнению, современная западная), это означает, что данная мировоззренческая суперсистема исчерпала себя и зарождаются новые основания для формированияиного культурного типа.
Сорокин иллюстрирует свою концепцию суммарными статистическими данными. Например, живопись и скульптурасредневековой Европы (идеациональный тип) были преимущественно религиозными, становясь в большей степени светскими в XIX - XX веках.
Аналогичная ситуация ярко проявляется и в сфере науки. Подробный, скрупулёзный анализ, проведённыйСорокиным в этой области, позволяет сделать вывод, что кульминация чувственной культуры приходится на XIX век.
Динамика открытий и изобретений Периоды: Общее число Общее число Общее Итоговая науч.откр. техн. изобр. число сумма геогр. откр. 1791-1800 149 113 7 269 1801-1810 228 128 6 362 1811-1820 286 157 13 456 1821-1830 388 227 16 631 1831-1840 441 313 9 763 1841-1850 534 356 9 899 1851-1860 584 423 13 1020 1861-1870 553 424 15 992 1871-1880 635 490 17 1142 1881-1890 663 477 13 1153 1891-1900 625 482 2 1109 1901-1910 552 309 1 862 |
Этические идеалы и юридические нормы также в обобщенном виде создают идеациональную,идеалистическую и чувственную систему этики и права. В идеациональном умонастроении (иудаизм, христианство, индуизм, буддизм, зороастризм, ислам и др.) высшейэтической ценностью признаётся сверхчувственный мир Бога илиАбсолюта. Чувственный мир малозначен и второстепенен. В буддизме, например, всечувственные ценности (богатство, золото, удовольствие, власть) не признаются на уровне заповедей. Нормы этики и права исходят от Абсолюта и закрепляются всвященных текстах. К чувственным удовольствиям все идеациональные системы относятся негативно, так как главной целью становится путь достиженияпотустороннего.
Чувственные же этические нормы (высшая цель - наслаждение, делай всё, что пожелаешь, человек человекуволк) приближены к земным удовольствиям, так как ориентированы на получение наслаждения от жизни. Само понятие счастья здесь другое. Если в идеациональныхкультурах счастье - в приближении и слиянии с Абсолютом, то чувственная этика подразумевает комфорт и максимальное удобство.
Идеалистические этические нормы есть синтез идеациональных и чувственных. Они включают в себя и признаниеАбсолюта как высшей ценности, и положительную оценку чувственных ценностей.
В средние века в европейской культуре чувственная этика практически отсутствует, но с XV векаона постепенно вытесняет идеациональную, достигая своего пика в эпоху Ренессанса и Реформации.
Подобную картину можно увидеть и в динамике правовой культуры. Свод законов в идеациональной системедается Абсолютом (Яхве, Буддой, Аллахом), их мудрость не оспорима. “Система судебных показаний основана на признании вмешательства Абсолюта в юридическиедела. Почти каждое юридическое действие будь то обмен или покупка собственности, заключение контракта или выплата долга, расписываются домельчайших деталей через декларирование определенных священных формул, священных действий, не оставляющих какой-либо возможности изменить что-либо,пусть даже одну единственную букву или деталь в этой сакральной процедуре. Точно также, как не допускается никакое изменение в каком-либо важномрелигиозном ритуале, никакое изменение не допускается и в юридической процедуре в интересах вовлеченных в нее сторон или кого-либо еще.”
В чувственной культуре правовая система создаётся человеком и направлена большей частью на подчинениеодной группы людей другой. В законы постоянно могут вносится некоторые изменения, если это в интересах правящей верхушки. Целью правовой санкции становитсяперевоспитание преступника, безопасность общества или возмездие. Все отношения в чувственной культуре складываются либо на основе договора, соглашения сторон,либо являются общеобязательными, так как навязываются властными структурами. Правительство, которое проводит подобный кодекс, - “не теократическое, асветское, основанное либо на военной или физической силе, на богатстве или способностях, либо на доверии избирателей. Так как для легальности авторитетаправа не требуется никакой божественной или сверхчувственной санкции, то нет и возможности для возвышения влиятельной теократической власти.”
Таким образом, социодинамическая модель Питирима Сорокина представляет собой последовательнуюсмену определенных типов культур, выделяемых на основе ведущих представлений о мире и методах его описания. Этот процесс выражается в трех фазах единогоцикла, через которые проходят все основные сферы социокультурной системы (архитектура, скульптура, живопись; музыка, литература, театр,искусствоведение; религия, философия, наука; естественно-научные и технико-технологические изобретения; мораль и право; политика; экономика; политическиеконфликты; религиозная деятельность; семейно-брачные отношения; исторический тип личности; мировоззрение; формы свободы; государственное управление).Причём, в динамике каждой из этих сфер прослеживаются три стадии, после завершения которых цикл возобновляется. Сорокин называет: идеациональнуюстадию, в которой преобладают процессы познания; идеалистическую стадию, где ведущей становится идеология; чувственную стадию с доминированием сенсорногопереживания.
На первой стадии происходит освоение мира, создаются разнообразные (предметные, лингвистические,познавательные, технологические, нормативные) формы, позволяющие создавать организационные структуры. На второй стадии эти формы фиксируются в качествекультурных норм, накладывающих определенные ограничения на человеческую деятельность. Таким путем складывается, например, стиль в искусстве,формируется свод законов, появляется религиозная доктрина и научная парадигма. На третьей стадии сложившиеся и устоявшиеся рамки социокультурных нормстановятся слишком узкими для приобретенного инновационного опыта, что и побуждает людей вновь обратиться к чувственному переживанию для обоснования своихдействий.
Характерно, что каждой из выше охарактеризованных стадий соответствует свой тип личности. Особо следуетотметить, что концепция П. Сорокина является попыткой сконструировать свободную от линейности, эволюционизма и теории прогресса модель течения макропроцессовкультуры. Эта модель, несмотря на огромный эмпирический материал, приведенный для ее подтверждения, тем не менее выступает некоей идеализацией, идеальноймоделью, на что вполне однозначно обращал внимание и сам П. Сорокин.
Таким образом, П. Сорокин оригинально и своеобразно трактует процесс развития, становления ифункционирование культуры как социального феномена, а, следовательно, объекта социологического исследования. П. Сорокин вносит огромный вклад в развитиемировой социологии, его идеи легли в основу деятельности ряда социологических школ. Несмотря на его статус “американского социолога”, Россия может по праву гордится им.
Сорокин считал, что общество есть система систем. Оно возникает не как результат механической эволюции природно-биологическихотношений. Социокультурные, исторические отношения связаны с появлением в акте человеческого взаимодействия нового момента в виде «ценностей, норм, символов».Именно здесь ключ к основам общественной жизни. В зависимости от того, каков характер ценностей и норм складываются в обществе различные типы групп,определяются права, функции, роли членов групп, методы и формы управления, механизм стратификации. Общая социальная структура определялась Сорокиным вследующем виде: