I. Главные формы неорганизованных и полуорганизованных групп:
1.«внешние» организованные группы (например, подписчики газет и т.д.)
2.толпа, группы незнакомых людей
3.человечество в целом.
II. Важнейшие «односторонние» группы, построенные на одном ряде ценностей:
А) Биосоциальные группы: расовые, половые, возрастные.
Б) Социокультурные группы: 1)род, 2)территориальная общность, 3)этническая общность, 4)профессиональный союз, 5)экономическая группа, 6)религиозная,7)политическая, 8)элиты.
III. Важнейшие «многосторонние» группы: 1)семья, 2)община, 3)племя, 4)нация, 5)каста, 6)сословие, 7)социальный класс.
Все эти группы существуют, отличаясь свойствами, вступая в сложные взаимодействия друг сдругом, образуют в целом общество. Но в основе взаимодействия а следовательно и общества лежат ценности и нормы т.е. интегративная культурная база. Исходя изсоциокультурного видения общества Сорокин предложил свое понимание развития общества, его социокультурной динамики. Так, доминирующие суперсистемысоциокультурных феноменов в ходе истории исчерпывают свои возможности и заменяются альтернативным мировоззрением. Этот переход суперсистемсопровождается радикальной трансформацией социальных институтов и нормативных образцов. Разрушение интегративной культурной базы и возникновение новогокультурного базиса сопровождается кризисами, войнами, бедствиями. В соответствие с социокультурными переворотами меняется и поведение индивида. Сэтих позиций Сорокин оценивал и Первую мировую войну и революцию 1917 г.
Сорокин - один из родоначальников теорий социальной стратификации, социального пространства исоциальной мобильности. В своей теории стратификации Сорокин объяснил, что любое общество неоднородно, слои составляющие его определяются рядом позиций:имущественным неравенством, образовательным неравенством. В теории соц. мобильности он объяснил как происходит перемещение из одного слоя в другой. Емупринадлежит еще ряд идей: теории конвергенции (сближения, приобретения одинаковых черт, все общества в 20 в. в сущности развиваются в одном направлении и междуними все больше общего, чем различий и где-то в перспективе различия станут незначительными).
Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной смысл, чем был до этого -совокупность всех членов общества, как целое. В этом обществе где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих. Одни изних находятся высоко, другие ниже в социальном пространстве. Соц. пространство по Сорокину представляет собой абстрактное, условное пространство, где люди ицелые группы людей занимают то или иное место в общественных представлениях о человеке сделавшем карьеру говорят, что он «поднялся». Под социальнымпространством Сорокин понимал не трехмерное геометрическое пространство, а многомерное пространство. Он писал:
1. социальное пространство - это народонаселение Земли;
2. социальное положение - это совокупность его связей со всеми группами населения, внутрикаждой из этих групп, т.е. с ее членами;
3. положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей;
4. совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой из них составляютсистему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида.
Отсюда следует, что люди, принадлежащие к одинаковым социальным группам и выполняющие практическиидентичную функцию в пределах каждой из этих групп, находятся в одинаковом социальном положении. Он писал, что для упрощения можно сократить числопараметров до двух, указал в качестве основных параметров социального пространства - вертикальное и горизонтальное перемещение. По горизонталисоциальное положение людей одинаково, по вертикали существенно отличается. Для Сорокина все эти термины были удобным инструментом для анализа и описаниясоциальных явлений, например - социальной мобильности.
Соц. мобильность - это передвижение в социальном положении, изменение статуса людей, происходящее вобществе постоянно. Сорокин указал основные каналы (лифты), с помощью которых люди меняют свое положение - главным образом за счет образования, армии,церковь, бизнес. Наибольший вклад в исследования внес Сорокин, считал, что общество огромное соц. пространство, вкотором люди перемещаются как физически, реально, так и условно во мнении окружающих и своем собственном. Для фиксации перемещений он ввел ряд понятий,связанных социология шкалой:
Сорокин пришел к выводу, что соц. мобильность является положительным явлением и свойственно демократическим,динамическим обществам. Исключением является ситуация, когда в состоянии динамического движения, резкой мобильности находится все общество. Это означаеткризис, неустойчивость нежелательная мобильность для общества однако другая крайность - противоположная ситуация - никакой мобильности, застой, чтосвойственно тоталитарным обществам. Американские социологи считали аксиомой, что самая оптимальна мобильность в Америке, где каждый чистильщик может статьмиллионером.
ЛИТЕРАТУРА
1. П.А. Сорокин, «Общедоступный учебник социологии», Москва, Наука, 1994г.
2. И. Громов, А. Мацкевич, С. Семенов, «Западная социология», Санкт-Петербург, 1997г.
3. С. Новикова, «История развития социологии в России», Москва-Воронеж, 1996г.
4. Г. В. Осипов и др. «Социология» М:Мысль,1990.
5. Сорокин П. «Кризис нашего времени.» /Сорокин П. «Человек. Цивилизация. Общество.»,- с.498.