Здесь мы находим общие теории - развития и социального прогресса, а также теории, объясняющие регресс и исчезновение общностей, в масштабах как микро, так и макро структур. Теория структур, как и теория изменения дает разделам конкретной социологии понятийный аппарат, общие направления и принципы исследования, гипотизы и теоретические схемы. Но наряду с ними практика и практическое применение социологии в различных областях общественной жизни заставили социологов развивать две общие теории , а именно теорию социального поведения индивида и теорию поведения общностей, как целого. В первом случае мы имеем дело с дисциплиной, развивавшейся на стыке общей социологии, социальной психологии и психологии. Речь идет об установлении общих зависимостей между социальными ситуациями и реакциями на них индивидов, об установлении постоянных образцов действий индивидов в различных социальных структурах, важных для прогнозирования их приспособления к этим ситуациям, выполнение задач, порученных им в различных ситуациях и т.д.
Теория поведения общности также развита под натиском требований практики. Речь идет об установлении общих закономерностей поведения толпы, больших масс людей, в периоды внезапных острых кризисов, общих закономерностей поведения общественных слоев, профессиональных категорий и т.д. Эта теория важна для предвидения поведения в области политики, экономики и т.д., то есть является важным орудием для рационального руководства и манипулирования большими коллективами.
Уже это беглое перечисление разделов социологии показывает, что она должна поддерживать тесные контакты и сотрудничать с другими общественными науками. Следовательно, для социолога необходимо знание общей психологии и, что особенно важно, социальной психологии. В последние десятилетие социологи работающие в области исследования социального поведения индивидов и общностей, извлекли некоторую пользу из исследований в области психоанализа и некоторых разделов психиатрии. Тесные узы связывают социологию с политикой и экономикой, ибо эти области имеют много точек соприкосновения. Наконец для социолога важно также знание права и правоведения. Правда, социология развивалась как наука о спонтанно возникающих социальных процессах и о спонтанно развивающихся силах, и поэтому в среде социологов всегда существовало некоторое пренебрежение к праву, и в свою очередь правоведы, уверовавшие в силу регулирующих нормативных актов, склонны были пренебрегать исследованиями социологов. Однако, в настоящие время обе эти области сближаются, и социологи и правоведы пришли к выводу, что полное описание и объяснение происходящих социальных процессов требует объединение обеих точек зрения.
Далее социология должна интересоваться результатами исследований этнологов, этнографов, историков и в особенности историков культуры. Следовательно, неслучайно творцы социологии в ХIХ веке сами были людьми с широким гуманитарным и общественным образованием и не из чистой фантазии они широко очерчивали границы социологических исследований. Правда, позже социологи решительно отнекивались от такого " империзма" стараясь точнее определить область своих исследований, но это не означает, что те области, где различные общественные науки встречаются, соприкасаются и взаимно дополняют друг друга, утратили свое значение. Как раз наоборот, как показывает история наук и не только общественных, именно в этих точках соприкосновения и пересечения возникают весьма интересные и плодотворные теории.
Что отличает социологию от других общественных наук - это характерные только для нее поиски законов- явлений, возникающих между людьми, исследование структур, т.е. законов взаимного приспособления людей друг к другу в общностях, законов взаимного приспособления составных элементов общности, как целого, поиски социальных сил, проявляющихся во всех областях общественной жизни, объективных сил, действующих и в наших больших общностях, возникающих спонтанно и помимо всяких целенаправленных и преднамеренных действий индивидов и институтов.
Главный предмет интересующий социолога - это человеческие общности, целостности, созданные взаимодействием людей, стремящихся к удовлетворению своих потребностей независимо от того, сознательно это взаимодействие или же оно вытекает из соотношения социальных групп и сил, целостности, образованные индивидами, институтами, культурными образами и традициями.
Проблемы изучения общественного мнения применительно к воинскому коллективу.
Общественным мнением условимся считать оценочные суждения групп людей, относительно проблем, событий и фактов действительности. Т.е. говоря философским языком проблему отражения объективного мира в сознании индивида. Любая совокупность людей находящихся в одной точке пространства достаточное время, представляет собой социальную общность, в которой действуют законы движения социальной формы материи, независимо от воли человека. Но в отличие от неживой материи человек наделен сознанием и в следствии этого познает и оценивает окружающий его мир. Таким образом, мы сможем сформулировать проблему как, в какой мере, субъективные оценки человеком или социальной группой своего положения влияют на структуру деятельности социальной практики. И следовательно, и на социальные изменения.
Изучение общественного мнения позволяет решить нам многоуровневые задачи. От задач глобального уровня, касающихся смены социально-культурных моделей восприятия мира человеком, и как следствия и изменения социальных форм бытия, от выявления оценки людьми тех или иных процессов идущих в обществе, а следовательно и от прогнозирования взаимодействий различных социальных групп с этими процессами, их порой прямо противоположных реакций, до сравнительно малозначительных процессов происходящих внутри какой-либо одной социальной группы, никого кроме ее членов фактически не касающихся. Можно сказать, что изучение общественного мнения является основным методом получения социологической информации, но надо помнить , что сами по себе ответы людей на вопросы социологов ничего не значат, социолог должен уметь их интерпретировать, иначе ценность такого социального знания равна нулю.
Изучение общественного мнения воинского коллектива открывает перед нами широкие возможности. Прежде всего, мы получаем возможность многоуровнего подхода. Мы можем рассматривать воинский коллектив,как клеточку более значительного социального организма - армии. И тогда наше исследование будет изучать то, чем формы социальных отношений данного воинского коллектива и схожих по условию функционирования воинских коллективов отличаются от других, к примеру, чем отличаются формы социальных взаимодействий и отражения окружающего мира в Космических войсках и частях Железнодорожных войск, в Академии Генерального Штаба и обычном военном училище. Можно также выйти на более глобальный уровень и посмотреть как процессы протекающие в обществе отражаются на воинском коллективе. Как в обществе и в армии изменяется понимание основных понятий отражающих отношение человека к жизни таких как: свобода, безопасность, благополучие, уверенность в завтрашнем дне, национальная гордость, патриотизм и т.д. Т.е. представить воинский коллектив не клеточкой "армейского организма", а клеточкой самого общества. А можно заниматься и конкретной социологией, а именно исследовать воинский коллектив сам по себе, в отрыве от процессов происходящих в обществе и в армии, зато выйдя на более высокий уровень конкретизации стоящих перед нами проблем реального социального образования, касающихся его жизнедеятельности, и предложить пути улучшения ситуации или спрогнозировать его развитие в ближайшем будущем.
Теперь когда мы в общих чертах определили познавательные возможности исследования общественного мнения, а также их практическое использование, мы можем пойти дальше. Т.е. от вопросов, зачем изучают общественное мнение, что нам это дает, перейти к вопросу как изучают общественное мнение?
Программа теоретика прикладного социологического исследования в области изучения общественного мнения воинского коллектива: методология, методы, методики.
Прежде всего мы должны оговориться, что социологию не интересуют непосредственные ответы людей, на те или иные вопросы, в этом смысле ее не интересует их личное мнение . Социологию интересует анализ социальной реальности, построение сложных систем вопросов, где чередуются вопросы обращенные к сознанию и обычные вопросы, а также их последующая интерпретация, сопровождающаяся статистической обработкой данных, позволяющая нам оттачивать свой понятийный аппарат и лучше понимать суть процессов происходящих в обществе,а также их отражения в сознании людей.