Социальные противоречия как источник социального развития,их классификация и характеристика основных видов.
Социальные противоречия - это отношения между противоположностями в любом социальном явлении, образовании или обществе в целом. Они возникают в процессе развития прежде всего социальной сферы или сферы социальных отношений, выражающих противоположные или расходящиеся тенденции этого развития. Например, сегодня в постсоциалистических обществах такими противоречиями являются:
- между необходимостью удовлетворения насущных материальных и духовных потребностей людей и падением уровня материального и духовного производства;
- между обнищанием основной части населения и обогащением небольшой группы предпринимателей, коррупированной части государственного аппарата, мафиози;
- между колхозным крестьянством и фермерами;
- между населением страны и преступным миром и т.д.
Социальные противоречия в обществе играют двоякую роль: с одной стороны, как уже отмечалось, они являются источником социального развития, и в этом заключается их положительная роль. С другой стороны, - они порождают социальное напряжение, конфликты, кризисные явления. Следствием действий таких противоречий являются сегодня забастовки различных категорий трудящихся в связи с невыплатой зарплат; неукомплектованность Вооруженных Сил рядовым и сержантским составом в связи с нежеланием призывного контингента служить в армии и другие сложные социальные проблемы. Чтобы их решить, необходимо или ликвидировать противоречия, или уменьшить силу их действия.
Социальных противоречий бесчисленное множество, поэтому, чтобы дать им характеристику, их необходимо свести в группы, т.е. классифицировать.
Основания для классификации могут быть разными: значимость для общественного развития, сферы действий, масштаб, время действий и т.д. По ряду этих оснований наиболее принятая классификация выглядит следующим образом:
ОСНОВАНИЯ | ВИДЫ ПРОТИВОРЕЧИЙ |
В зависимости от сферы действий | экономические политические социальные духовные бытовые |
В зависимости от места относительно социального образования | внешние внутренние |
В зависимости от степени влияния на развитие социального образования | основные неосновные |
В зависимости от характера | антагонистические неантагонистические |
В за висимости от причин возникновения | объективные субъективные |
В зависимости от масштаба | всеобщие частные |
В зависимости от соответствия или несоответствия внутренней сущности социальной системы | системные несистемные |
В зависимости от времени действия | постоянные временные периодические |
Дадим краткую характеристику указанным в схеме видам противоречий, исключая те, характеристика которых очевидна из их названий.
Внешними противоречиями называются такие, которые существуют между социальными образованиями, например, между социальными сферами, между социальными слоями, а внутренними - такие, которые существую внутри социальных образований.
Основными называются противоречия, разрешения, которых определяет качественное развитие социальных явлений. Например, в масштабе общества такими противоречиями являются: между уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений, между базисом и надстройкой. Обострение этих противоречий, а затем их разрешение приводит к новому качественному состоянию общества. Неосновные противоречия не влияют на изменения качественного состояния социального образования. Это как правило, сопутствующие социальному развитию противоречия.
Антагонистические противоречия - это взаимодействие между непримиримо враждебными классами, социальными группами, силами. Они возникают на основе непримиримых социальных интересов различных групп. Сегодня с полным основанием можно назвать антагонистическими противоречия между большинством россиян и преступными группировками в российском обществе.
Неантагонистические противоречия выступают как взаимодействие социальных слоев, цели которых совпадают, но между ними существует социальное неравенство. Например, такие противоречия существуют между средним и высшим классами демократического общества.
Объективные противоречия существуют в социальных образованиях независимо от воли и сознания людей, они являются источником объективно развивающихся явлений, процессов. Например, в военном деле противоречие между наступлением и обороной носит объективный характер. Это противоречие в войнах всегда было, есть и будет, пока будут существовать войска.
Субъективные противоречия возникают в результате деятельности и поведения людей. Например, противоречия между коллективом и его руководителем по какому- либо поводу.
Всеобщие противоречия присущи всей социальной системе, они являются источником ее развития. Частные же присущи каким-то элементам этой системы. Например, всеобщие противоречия присущи обществу, а частные- какой-то социальной общности или группе.
К системным противоречиям относятся те, которые присущи природе этой системы. Система не может существовать без них. Например, противоречия между гражданским обществом и демократией. Гражданское общество без демократии существовать не может, между тем в нем есть противоречия: между необходимостью строго соблюдать законы и широкой демократией, социальной свободой граждан.
Что касается несистемных противоречий, то они чуждые данной социальной системе, переходные, остаточные, унаследованные.Например, в том же гражданском обществе возможны противоречия, унаследованные от тоталитарного общества.
Следует иметь в виду, что противоречия не статичны, а динамичны. Они появляются, развиваются, разрешаются, на их месте возникают новые.
Принято считать, что процесс развития противоречия проходит три этапа.
Первый - зарождения противоречия. Он характеризуется тем, что в рассматриваемом социальном явлении или процессе между его сторонами, силами, тенденциями существует тождество, которое нарушается в силу развития одной стороны, силы, тенденции в большей мере, другой - в меньшей. В результате зарождается противоречие.
Второй этап - борьба противоположностей. Характерным для него является то, что стороны, силы, тенденции в социальном явлении, процессе в результате их изменений становятся противоположностями, а отношения между ними приобретают характер борьбы, то есть, противоречия разрастаются до уровня борьбы противоположностей.
Третий этап - разрешение противоречий. Он характеризуется тем, что борьба противоположностей доходит до того, что одна из них одерживает "победу" над другой. Противоречие ликвидируется. Явление переходит в состояние тождества.
Существует и иной, более детальный подход к определение стадии развития противоречий. Они определяются как стадии тождества - различий - собственно противоречий - конфликта - разрешения. Эта детализация в принципе не противоречит приведенной выше схеме.
Разрешение противоречий возможно как эволюционным, так и революционным путем.
Эволюционный путь предполагает постепенную ликвидацию существующих социальных противоречий, революционный наоборот - быструю. Он динамичен, нетерпим, как правило, сопровождается социальным конфликтом. Однако нельзя каждый социальный конфликт называть революцией.
Характеристика социального конфликта определяется условиями, силами, участвующими в нем, масштабом и характером действий, социальными последствиями.
В силу большой важности проблемы социальных конфликтов, их содержание, структура и формы проявления нуждаются в более глубоком рассмотрении.
Сущность,структура и формы правления социальных конфликтов.
Социальный конфликт (от латинского confliatus - столкновение) - столкновение интересов различных социальных групп, частный случай проявления социального противоречия, одна из его форм, характеризующаяся наличием выраженного противостояния общественных сил или проблемы, которая является ядром конфликта, а также осознанием конфликтной ситуации (конфликтующими группами) своих противоположных интересов и целей деятельности. Природа социальных конфликтов в истории социологии рассматривается по-разному.
Так, Герберт Спенсер, рассматривая социальный конфликт с позиций социал-дарвинизма, считая его неизбежным явлением в истории человеческого общества, стимулом социального развития. Примерно также его рассматривал и Макс Вебер. Он называл конфликт "борьбой за выживание". Георг Зиммель считал конфликт психологически обусловленным явлением, одной из форм социализации. При этом квалифицировал его как "спор". Карл Маркс квалифицировал социальный конфликт как результат массовых антагонизмов эксплуататорских обществ и высшей формой его проявления считал революцию.
Особое развитие концепция социальных конфликтов в западной социологии получило в 50-ые годы, когда под влиянием результатов второй мировой войны во многих странах Восточной Европы, Азии, Африки произошли массовые социальные конфликты. Им надо было дать объяснения. Значительный вклад в это внесли американские социологи Райд Миллс и Льюис Козер, а также немецкий социолог Ральф Дарендорф.
Р.Миллс обосновывал существование социальных конфликтов господством властвующей элиты, в которую входили политические деятели, бизнесмены, военные. Л.Козер - борьбой за объективные цели: власть, перераспределение доходов, переоценку ценности, изменения социального статуса. Он рассматривал конфликт как естественное взаимодействие людей, которое способствует разрушению или укреплению социальных связей. Если в закрытых обществах конфликты подрывают общественное согласие, выливаются в революционное насилие, считал Л.Козер, то в открытых им дается выход, общественные институты обретают согласие. Немецкий ученый Ральф Дарендорф считал конфликт результатом сопротивления отношениям господства и подчинения. Подавление конфликта, по его мнению, ведет к его обострению, а рациональная регуляция - контролируемой эволюции. Хотя причины конфликтов не устранимы, либеральное общество может улаживать их на уровне конкуренции между индивидами, группами, классами.