Смекни!
smekni.com

Актуальные проблемы подростковой субкультуры (стр. 4 из 10)

Анализируя полученные в ходе социологического опроса материалы, В.Собкин[12] пришел к выводу, что учащиеся, которые регулярно пользуются компьютером, имеют более высокие оценки фактически по всем предметам. Также подростки, пользующиеся обучающим (образовательным) Интернетом чаще посещают музеи, выставки, театры. Эти данные имеют существенное значение, поскольку показывают, что регулярное пользование компьютером отнюдь не снижает включенность подростков в культурное пространство, а напротив, расширяет культурный и информационный кругозор школьников. Сегодня в российских школах Интернет вводят как дополнительный источник обучения.

Техноэволюционные процессы оказывают явное влияние на трансформацию подростковой субкультуры. Перестраивается сфера досуга и информационной среды, изменяются и характеристики учебного процесса. И в этой связи сегодня очевидна необходимость расширения самой проблематики исследований, которые должны затрагивать в первую очередь собственно содержательные аспекты пользования компьютером.

Технологическая мысль развивается с огромной скоростью, появляются новые технологии, которые успешно внедряются в жизнь подростка (мобильные телефоны, плееры, карманные компьютеры и т.д.), что, безусловно, с одной стороны облегчает человеку жизнь, а с другой превращают личность в зависимое существо, так как новые медиа являются уже незаменимыми в обучении, досуге, общении.

Таким образом, можно говорить о неизбежности влияния СМИ на подростковую субкультуру, а также о неоднозначности этого явления. СМИ существенно влияют на усвоение социальных норм, формирование ценностных ориентаций; являются системой неформального образования и просвещения. Важно отметить, что современные условия жизни ребенка подразумевают такие ориентиры развития, которые основаны на все возрастающей роли так называемого "информационного образа жизни".

Произошедшие в 1990-е гг. перемены на российском телевидении нанесли существенный ущерб позитивной социализации детей, подготовке их к жизни в качестве полноценных граждан своей страны. Отражение в телепередачах потребительства, тщеславия, развязности, хамства, неуважительного отношения к родителям приводит к подмене гуманистических ценностей их суррогатами. Но как ни много подростки проводят время у голубых экранов, они смотрят не все подряд, а их реакция на увиденное или услышанное сильно зависит от установок, господствующих в первичных институтах социализации (семья).


Глава 2. особенности социализации современного подростка

2.1 Семья как фактор социализации личности

Существуют различные трактовки понятия социализации. Западная социология понимает социализацию как адаптацию индивида к условиям внешней среды. Понимание социализации как адаптации сводит ее к прямому усвоению исторического опыта и подчинению личности нормам и установкам, господствующим в данной социальной среде. Таким образом, человеку отводится пассивная роль, которая ограничивает усвоение достижений предшествующих поколений.

Отечественная социология в понимании социализации опирается на положение об определяющей роли социальной среды в формировании личности. В ряде работ по социальной психологии и социологии социализацию определяют как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

В кратком словаре по социологии социализация определяется как процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социализация осуществляется под воздействием многих факторов, среди которых решающую роль играет социальная среда. Она располагает огромными возможностями социального влияния, не всегда согласующимися с общими целями и задачами, хотя в определенной степени способными совпадать. Влияние различных вкусов, предпочтений, мнений сверстников, форм общения, способов проведения досуга, социально-психологического климата в семье - зависит от ценностных ориентаций и направленности личности.

Одним из важных факторов социализации личности является семья.

В социологическом словаре под семьей понимается группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящиеся в отношении родства, брака[13]. Семья это ячейка общества, в которой существуют свои традиции, ценностные ориентиры, нормы и в которой развивается новая личность (ребенок).

Семья - это первая социальная группа, определяющая направленность процесса развития личности. Она является связующим звеном между ребенком и другими социальными реалиями и до определенного времени - чуть ли не единственным интерпретатором господствующих в различных социальных структурах ценностей, с которыми ребенок столкнется в будущем[14]. Именно семья дает «образ мира»[15], в котором предстоит жить ребенку. Во многом будущее личности человека определяется в семье, так как от взаимоотношений родителей, их личностных особенностей, поведения, состава семьи и условий воспитания зависит развитие ребенка, его талантов, склонностей, способностей, типа будущего поведения. Ребенок выходит из семьи с уже сформировавшейся структурой ценностей, образцов поведения, сложившимся «образом мира», другими словами, со сформировавшимся самосознанием. Дальнейшая социализация молодого человека будет проходить с учетом результатов первичной социализации.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера. Поэтому очень важно чтобы ребенок развивался в дружной, любящей семье, где подросток будет чувствовать себя нужным и счастливым[16].

В подростковый период между родителями и детьми обостряются конфликты «поколений», связанные, прежде всего с возрастной дистанцией. Для современного мира характерно, что он принимает факт разрыва между поколениями, ждет, что каждое поколение будет жить в мире с иной технологией. Так у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющих друг друга.

Связывая межпоколенные отношения с темпом общественного развития и господствующим типом семейной организации, Маргарет Мид различает в истории человечества три типа культур: постфигуративные, в которых дети учатся главным образом у своих родителей; конфигуративные, в которых и дети и взрослые учатся, прежде всего, у равных, сверстников; и префигуративные, в которых взрослые учатся также у своих детей. Ускорение технического и социального развития делает опору на опыт прежних поколений недостаточной. Конфигуративная культура переносит центр тяжести с прошлого на современность. Для подростка типична ориентация не столько на старших, сколько на современников, равных по возрасту и опыту. В воспитании влияние родителей уравновешивается, а то и перевешивается влиянием сверстников и т.д. Это совпадает с изменением структуры семьи, превращающейся из «большой семьи» в нуклеарную. Отсюда – растущее значение юношеских групп, появление особой подростковой культуры и всякого рода межпоколенных конфликтов.

В наше время темп развития стал настолько быстрым, что прошлый опыт не только недостаточен, но часто оказывается даже вредным, мешая смелым и прогрессивным подходам к новым обстоятельствам. Префигуративная культура ориентируется главным образом на будущее. Поэтому не только молодежь учится у старших, как было всегда, но и старше во все большей степени прислушиваются к молодежи[17].

Вообще всю суть конфликта отцов и детей можно свести к желанию тотального контроля со стороны взрослых по отношению к своим детям. Взрослые пытаются решить за ребенка с кем надо дружить, какую профессию выбрать, музыку слушать, кино смотреть и т.д. Все это, безусловно, ведет к ограничению свободы подростка, это приводит к несформированности у ребенка самостоятельности.

Подростковая субкультура является с одной стороны своего рода усвоением культуры, созданной прошлыми поколениями, а с другой созданием собственной возрастной субкультуры, обособлением от культуры взрослых[18]. Обособление происходит в различных плоскостях, начиная с языковой, ценностной, заканчивая предметной. Подростки часто создают собственную систему ценностей и норм, отталкиваясь от системы взрослого мира, противопоставляясь ему. Свой мир подростки могут создавать как антимир взрослой культуре при одновременной ориентации на их же ценности. Таким образом, зачастую ценности антимира взрослой культуры становятся престижными и значимыми для подростков[19]. Поэтому очень важна роль родителей в развитии личности подростка, так как именно взрослые являются теми ориентирами, на которые опираются их дети. Подросток нуждается в идеале, этот идеал он может найти в семье – к примеру, в матери, отце, старшем брате или сестре.

Культура семьи проявляется во взаимоотношениях родителей и детей. Культура личности ребенка неотделима от культуры родителей. Характер их взаимоотношений меняется при вхождении ребенка в подростковую субкультуру, вследствие чего можно определить три модели отношений:

1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или дочери, о которых в других семьях только подозревают.