В таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в вопросах современной музыки, моды и т. д. А дети — к мнению близких в других, более существенных, вопросах. Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы.
2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных возможностей. В этих семьях бывают конфликты, но они открыты и сразу же разрешаются. От родителей здесь ничего не скрывают, им верят. В таких семьях существует определенная дистанция между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными. Редко заявляют о своей независимости.
3. Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. У этих ребят есть все необходимое для жизни: одежда, аудио-, видеотехника и т. д. У детей в таких семьях есть отдельная комната, но там дорогая мебель, расставлена она строго по местам и нет возможности ее передвинуть, переставить. «Развести в комнате грязь» также запрещено. Родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Девиз у таких родителей: «Не хуже других».
Семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности ребенка. Родители должны подготавливать своих детей к взрослой жизни и взрослые делают это в соответствии со своими идеалами, каждый по-своему. Так в произведении Фонвизина «Недоросль» видим как культура, и образование родителей оказывают влияние на формирование жизненных установок подростка. Госпожа Простакова воспитывает своего сына (Митрофана) по своему образу и подобию.
Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала «ценою подешевле», да и тем мешает. Чего стоят ее советы сыну: «...друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!», «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!»[20]. Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же получилось? В самый критический момент жизни, когда она оказалась «у разбитого корыта», Простакова бросается к сыну с возгласом: «Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!» — и наталкивается на черствый, грубый ответ сына: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!»[21]. «Злонравие» сына есть прямое следствие дурных качеств его родителей. Тем самым Фонвизин определяет важнейшую роль семьи в воспитании ребенка. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и жизни.
Еще одна актуальная проблема современной семьи связана с экономической стороной, когда самой дорогой статьей расходов становится не просто одевание ребенка - семья должна оплатить его место в обществе. Слабые в экономическом отношении семьи оказываются самым уязвимым звеном и их конфликт с подростками становится наиболее острым, поэтому подростки из семей рабочих государственных предприятий и интеллигенции, ситуационно, оказываются во враждебной позиции к своим родителям. Это очень серьезный механизм подрыва не только естественного единства этноса, но и остановки или прерывания традиций, в том числе и духовных, препятствие к интеллектуальной преемственности поколений, когда быть сыном или дочерью образованных, порядочных, работящих - невыгодно и не престижно[22]. Антикультурные явления порождают личностные проблемы в развитии подростка. Все это разные показатели культуры. Актуальная проблема современной культуры в становлении потребительского общества, состоит в выдвижении материальных ценностей на авансцену.
Однако материальные трудности и связанные с ними тяжелейшие условия развития, в которые попадают многие подростки, - лишь одна сторона тех серьезнейших изменений, которые происходят в стране и непосредственно затрагивают развитие детей подросткового возраста. Решение материальных проблем не приводит к улучшению ситуации. Это, прежде всего проблема духовной культуры. А именно недостаточное влияния родителей на внутренний, духовный мир ребенка.
Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Идет речь об утрате национальных традиций семейного воспитания: ослабляется роль родителей в воспитании. Это происходит в силу трудовой занятости, перегруженности бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, переоценки ценностей, а нередко неумения и нежелания заниматься с детьми. Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени «замещает» родителей. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Вследствие этого происходит отчуждение подростковой и взрослой субкультур.
Все это связано с происходящей в последнее время деформацией внутрисемейных отношений. Современная семья находится в кризисе. И причиной этого кризиса, если рассматривать в широком плане являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация и другое, которые ведут за собой расшатывание «семейных устоев».
За последнее десятилетие еще больше обострились проблемы социального сиротства, увеличилось количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону. Растет число детей, убегающих из семей вследствие жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания. Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, растет и подростковая преступность.
Без преувеличения можно сказать, что происходит катастрофический рост разводов. Вследствие распада семей ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного из родителей. Таких семей в России около 25 %[23]. Возможности для полноценного развития и образования детей в таких семьях ухудшаются.
Возрастает количество неблагополучных семей: дети воспитываются в неполных, малообеспеченных, безработных, криминальных, безразличных к воспитанию детей, семей алкоголиков и наркоманов. А чем ниже социальный статус семьи, тем скорее дети оказываются вне сферы ее воздействия, во всяком случае, воспитательного.
Вследствие этого функции семьи, как фундамента духовного и нравственного воспитания детей снижаются. Оторванность молодых людей от трудовых и нравственных традиций семьи отрицательно влияет на духовную близость между родителями и детьми. Многие юноши и девушки, вступающие в брак, не умеют строить взаимоотношения в семье в силу отсутствия позитивного опыта семейной жизни родителей. Они не имеют представления о том, какими качествами должны обладать современные родители, не готовы воспитывать своих детей из-за культурной некомпетентности.
Таким образом, решающую роль в формировании культуры личности подростка играет семья.
Семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности ребенка. Родители подготавливают своих детей к взрослой жизни, на основе своих идеалов, образов мысли. При вхождении ребенка в подростковую субкультуру меняется отношения между детьми и родителями. Идеалы родителей не являются единственным влияющим фактором на формирование личности подростка, также играют роль идеалы, приоритеты сверстников и окружающего общества. В связи с этим были выявлены модели взаимоотношений родителей и подростков:
- модель «близких, дружеских» отношений, где родители прислушиваются к детям, а дети к мнению родителей;
- модель «дружелюбных» отношений, где дети проявляют уважение к старшим, мнение которых остается решающим приоритетным для подростка;
- модель «поверхностных» отношений, где в отношениях родителей к детям приоритетной является материальная сторона, а не духовное развитие личности ребенка. В результате это рождает потребительское отношение подростка к родителям, а в дальнейшем к жизни; отчуждение подростковой и взрослой субкультур, утрату ощущения семьи.
Несомненно, семья не единственный институт, вовлеченный в процесс социализации личности. Вторым, но не менее главным, институтом является школа.
2.2 Школа в становлении подростка
Школа является специфическим институтом социализации, который не может быть замещен ни семьей, ни группой сверстников. В этот период подросток большую часть своего времени проводит вне семьи, в школе, на улице, в общении со сверстниками.
Такой «выход» за пределы семьи обычно сопровождается усилением воспитательной роли общения со сверстниками, роли самовоспитания, средств массовой информации и воздействия на личность. Происходит смена социальной ситуации развития и внутренней позиции школьника, в результате чего получают ускорение процессы формирования его личности, а учение отходит на второй план. Все это естественно и обычно имеет место тогда, когда общение ребенка с окружающими людьми не ограничивается родителями, когда он не замкнут в кругу семьи, и имеет возможность для самостоятельного выхода в свет.
Промежуточной инстанцией на пути отдаления от семьи становится для ребенка школа. Школа оказывает влияние на многие аспекты развития. С одной стороны, она еще чем-то напоминает семью, например тем, что в ней сохраняется отношение к подросткам как к детям и предъявляются соответствующие требования. Только тогда, когда они переходят в старшие классы школы, к ним в семье и школе начинают относиться иначе, правила обращения смягчаются и становятся более вольными. Люди, с которыми подростки чаще вступают в общение,— это уже чужие люди, и отношения с ними строятся в основном как официальные.