Очевидно, что население старших возрастных периодов – это разнородная группа, характеризующаяся широким спектром внутренних различий. В последние годы всё чаще в публикационных, особенно в СМИ, пожилые и старые люди выступают только, как жертвы, модным стало представлять пожилых граждан лишёнными всяких отрицательных черт, страдающими и обделёнными вниманием как со стороны своих близких, так и общества и государства в целом. Однако, такая идиллическая по отношению к пожилым и старым людям картина, легко говоря далека от общественности. Среди них, как и среди других возрастных групп, есть положительные и отрицательные люди, коммуникабельные и некоммуникабельные, высоконравственные и криминальные личности, трезвенники и алкоголики и т.д. Старческий возраст – это не право на опущение всех грехов молодости и зрелого возраста. Человек и в старости остаётся таким же, каким он был по своему характеру, личностным особенностям и формам поведения в более ранние возрастные периоды. Плохой человек не становиться хорошим в старости, и наоборот.
Преобладающее число пожилых граждан нуждаются в самом широком спектре услуг и помощи, оказываемой им посторонними людьми, будь то члены семьи, соседи, медицинские, социальные или благотворительные организации. Применительно к России в основной своей массе семьи не способны взять на себя все заботы о старых и беспомощных родственниках. Вся тяжесть по уходу за старыми людьми ляжет в первую очередь на плечи государственных социальных служб и в меньшей степени, учитывая теперешнее состояние и переход в будущем на платную медицинскую помощь, - на органы здравоохранения.
Проблемы социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленность на решение социальных вопросов, обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых и пожилых граждан.
Социальная работа с пожилыми людьми, в той форме, в какой она сложилась в странах экономического благополучия, в Российской Федерации стала развиваться с начала 90-х годов, когда наше общество вплотную столкнулось с последствиями революционного периода к "рыночным отношениям". И тем не менее в России накоплен определённый совершенный опыт социальной работы с малоимущими и социально неблагополучными категориями пожилых и пожилых граждан.
Главная задача социальной работы состоит в том, чтобы связать инвалида, семью или общину с внешними и внутренними источниками тех ресурсов, которые необходимы для исправления, улучшения или сохранения определённой ситуации. Социальная работа в широком смысле – это оказание практической помощи пожилым и старым людям, семьям и группам пожилых граждан с низкими материальными доходами, страдающим от различных хронических болезней, с нарушенными социальными контактами; создание для них условий, способствующие их физическому выживанию и в идеальном случае – сохранению их социальной активности/8/.
Особого внимания заслуживает и отношение самих пожилых граждан к той помощи, которую им оказывают социальные работники. Практический опыт и социально проведённые исследования позволяют выделить несколько определённых стереотипов поведения пожилых граждан:
1 Активное неприятие социальной помощи в повседневной жизни недоверие к социальным работникам, нежелание быть зависимым от чужих, посторонних граждан;
2 Явные рентные установки, стремление и настойчивость в получении как можно больше количества услуг с стороны социальных работников, возложение на последних выполнение всех бытовых обязанностей;
3 Недовольство и неудовлетворённость своими жизненными условиями переноситься на социальных работников, с которыми непосредственно общаются;
4 Социальный работник воспринимается как объект, который несёт ответственность за их физическое здоровье, моральное и материальное состояние.
Конечно, основная часть населения старших возрастов, с которыми ведётся социальная работа в различных её видах, выражает свою искреннюю благодарность социальным работникам, высоко оценивает их труд. Однако нередким является и недоброжелательное отношение, подозрительность, недовольство оказываемыми услугами. Иногда прибегают к чрезмерному восхищению, восхвалению социального работника, чтобы добиться от него таких услуг, которые не входят в перечень выполняемых обязанностей.
Общеизвестно, что переплетение соматических, психогенных, психологических проблем пожилых граждан до такой степени сложно, что часто даже при самом большом желании без достаточных знаний и специальной подготовки невозможно установит, что определяет состояние пожилого человека – соматическое или психическое заболевание. Порою трудно определить, кто может оказать более полноценную и своеобразную помощь – гериатр или геронтопсихиатр. Тем более что это касается социальных работников, сфера деятельности которых очень широка. Даже при самой жестокой её регламентации перед социальными работниками ежедневно возникают какие-то новые неожиданные задачи и проблемы. От них требуется оперативность, инициативность. Сообразительность в решении конкретных потребностях каждого пожилого человека, которого они принесли на социальное обслуживание. Социальные работники должны иметь универсальную подготовку во всех аспектах пожилого и старческого возраста. Основным же направлением в их практической деятельности по удовлетворению нужд и потребностей, беспомощных стариков должен стать психосоматический подход.
Работа со старыми людьми всегда считалась и считается повсюду в психологическом плане. Не секрет, что в настоящее время большинство сотрудников социальной сферы (врачи, медицинские сёстры, администрация, руководящий и обслуживающий персонал) вынуждены работать со старыми людьми в силу каких-то жизненных обстоятельств; истинное призвание обнаруживается крайне редко.
Для решения первоочередных задач обслуживания пожилых граждан необходимо наличие квалифицированных кадров социальных работников на всех уровнях. Необходимо развитие геронтологической ориентации социальных служб и геронтологического профиля в подготовке социальных работников.
Главной особенностью становления системы социального обслуживания населения (в т.ч. семьи и детей) является формирование ее составляющих подсистем на нескольких уровнях: федеральном, региональном и местном.
Управление социальным обслуживанием можно подразделить по другому признаку также на три подсистемы – управление государственной системой социальных служб (федеральный и региональный уровни); управление муниципальной системой социальных служб (местный уровень только в некоторых субъектах РФ); управление социальными службами иных форм собственности.
Организационные звенья системы социального обслуживания во многом определяются формой собственности и реальной возможностью через финансирование и материально-техническое, кадровое обеспечение оказывать влияние на становление и развитие учреждений социального обслуживания населения, превращение их в согласованный территориальный комплекс социальных служб.
Вопросы организации системы социального обслуживания населения нашли отражение в Федеральном законе "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
Основой системы социального обслуживания пожилого населения в соответствии с данным законом являются учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги и являющиеся юридическими лицами. Однако наделение учреждений социального обслуживания правами юридического лица может привести к возникновению параллельной, вполне самостоятельной системы социального обслуживания, поскольку муниципальные учреждения пользуются по своему статусу большими полномочиями в вопросах кадровой и финансово-хозяйственной деятельности. Органы управления социальной защиты населения остаются в стороне от практической деятельности по социальному обслуживанию населения.
Руководство системами социального обслуживания граждан пожилого возраста осуществляют органы власти, в том числе в лице комитетов (управлений) социальной защиты населения и органы государственной власти субъектов РФ в лице департаментов (министерств, комитетов) социальной защиты.
Финансовое обеспечение единой системы социальной зашиты населения должно осуществляться за счет средств местных и региональных бюджетов, в которые должны поступать средства, собираемые в государственных внебюджетных страховых фондах.
Непосредственно на региональный уровень, т.е. на комитет (департамент, главное управление) социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, возлагаются задачи координации и методического обеспечения деятельности муниципальных систем социальной защиты населения, разработка и последующая реализация региональных комплексных целевых программ социальной защиты населения, развитие и совершенствование сети учреждений социального обслуживания специального профиля (для психохроников, бывших заключенных, бомжей и др.).
На региональном уровне, вопросы социального обеспечения, занятости трудоспособного населения, совершенствования социально-трудовых отношений находятся в ведении комитета (Главного управления) социальной защиты населения субъекта Российской Федерации.