Смекни!
smekni.com

Анализ социального обслуживания пожилых граждан города Белогорска (стр. 2 из 18)

Старение – процесс закономерный, общебиологический, наблюдается во всем материальном мире. Многие законы старения общие и для физических объектов, и для биологических. Было бы не правильно представлять процесс старения как простое накопление усталости, изнашиваемости и пр., т.к. биологическим объектам, в т.ч. человеку, свойственен процесс самовосстановления – на смену потерянным элементам и функциям приходят новые элементы.

Поэтому старение можно представить как процесс необратимых структурных изменений в организме, сопровождающийся постепенным снижением функций человека, нарушающий адаптацию человека к окружающей его среде.

В последнее время все уверенней говорят об индивидуальном – биологическом возрасте, противопоставляя его возрасту паспортному. Связано это с особенностями старения человека.

В статистике и демографии для определения категории пожилых и пожилых граждан используется термин "старше трудоспособного возраста". Журналисты называют старость "третьим возрастом". Поэты сравнивают ее с "осенью жизни". Китайцы называли возраст старше 60 лет желанным, т.к. до него мало кто доживал, но многие стремились; еще его называли возрастом обретения мудрости, к старикам часто приходили за советами в разрешении житейских проблем.

В последние десятилетия предлагались различные варианты возрастной классификации для позднего периода жизни человека. Четкого, однозначного понятия "пожилой человек" пока еще наукой не выработано. Активные дискуссии на этот счет среди ученых и специалистов продолжаются. Однако ясно, что речь идет о людях, проживших относительно долгую жизнь, вследствие чего данный человек испытывает определенные психофизические ограничения.

Физиологи выделяют три группы пожилых: "молодые старики" (60 – 64 г.); "средние старики" (65 – 74 г.); "старые старики" (свыше 74 лет). Начиная с 90 лет определяется особая категория пожилых граждан – долгожители.

Сачук Н.Н. приводит данные Европейского регионального бюро ВОЗ, согласно которым возраст от 60 до 74 лет рассматривается как пожилой, 75 лет и старше – старые люди, возраст 90 лет и старше – долгожители. Эксперты ВОЗ ссылаются на решение ООН от 1980 г., в котором возраст 60 лет рекомендуют рассматривать как границу перехода в группу пожилых. В 1982 г. ВОЗ выбрала 65 лет как индикатор пожилого возраста и рекомендовала в группе лиц пожилого возраста выделять еще и группу – "престарелых" – граждан 80 лет и старше.

Социальные геронтологи делят пожилых граждан на молодых стариков – 60-75 лет и пожилых стариков – старше 75 лет.

В связи с этим проблемы старения населения исследуется в рамках таких дисциплин, как социология, психология, философия, демография.

В рамках геронтосоциологии проводятся исследования на предмет уровня жизни граждан пожилого и престарелого, возраста , выявляются проблемы социально-экономического характера. Эти исследования позволяют выявить основные проблемы, присущие этой категории граждан и найти возможные пути их разрешения.

Психологами изучаются социально-психологические черты характера пожилых граждан, уровень активности этой категории лиц, а также проблемы, связанные с повторной адаптацией.

Демографы обеспокоены проблемами депопуляции и старения населения.

Проблемы граждан пожилого возраста являются также предметом изучения геронтологии как специальной области познания. Специалисты по социальной работе должны знать основы геронтологии и при обслуживании пожилого клиента учитывать социально-геронтологические, психологические, физиологические аспекты старения человека, позволяющие интерпретировать поведение пожилых граждан с учетом их индивидуальности.

Следует отметить, что все исследования и разработки в области изучения проблем граждан пожилого и престарелого возраста носят междисциплинарный характер. Только при взаимодействии всех областей знания возможно более полное и глубокое изучение проблем пожилых, что отображено на рисунке 1.

Рисунок 1 - Междисциплинарность изучения проблем пожилых граждан

В теории социальной работы лица пожилого возраста (геронтогруппа) рассматриваются как специфическая социально-демографическая группа, со своими социально-психологическими особенностями, с тягой к ретрокультуре, с глубокой внутренней дифференциацией, определенным делением на подгруппы: возрастные (пожилые, старые, долгожители), территориальные (горожане, сельчане), с различным общественным положением в допенсионном и пенсионном периодах.

В современной России быть пожилым – означает также относиться к группе социального риска и считаться потенциальным клиентом социальных служб и учреждений. В пользу последнего утверждения свидетельствуют и статистические данные, которые представляют следующий образ "обычного" пожилого человека – россиянина: скорее всего, это женщина в возрасте за 60 лет, пенсионерка с небольшой пенсией, проживающая в сельской местности.

Из ныне существующих социогеронтологических теорий, пытающихся осмыслить феномен старости, заслуживают особого внимания следующие.

1 Теория разъединения (Э. Камина и У. Генри) представляет старение как неизбежное взаимное отчуждение, снижение взаимодействия между стареющей личностью и обществом, ведущее по мере старения к полному дистанцированию. В основе этой теории лежит принцип необходимого равновесия между продуктивным (молодым) и непродуктивным (пожилым) населением. В этой связи актуализируется межпоколенное отчуждение, согласно которому в процессе старения люди дистанцируются от молодого поколения, освобождаются от социальных ролей, связанных с трудовой деятельностью. В теории разъединения процесс отчуждения рассматривается как фатальная неизбежность и объективный процесс, когда люди старшего поколения уступают место молодым, способным более продуктивно трудиться. Эту теорию еще называют "теорией освобождения", потому что старение якобы "освобождает" пожилого человека-пенсионера ото всех обязательств перед обществом.

2 Теория эйджеизма, т.е. дискриминации, осуществляемой одними возрастными группами по отношению к другим, причем в наибольшей степени эйджеизм затрагивает именно пожилых граждан.

3 Теория активности выступает как альтернатива предыдущим и предполагает, что, вступая в старость, люди сохраняют те же потребности и желания, что и в среднем возрасте, и всячески сопротивляются любым намерениям, имеющим целью исключить их из общества. Согласно этой теории, общество вынуждает пожилых граждан расстаться со своими привычными ролями, ощутить утрату смысла жизни и свою ненужность в обществе. Для сохранения их самооценки и самосознания им необходимо предоставить посильные для них другие виды деятельности. Исполнение пожилыми людьми новых социально значимых ролей сохраняет их психологическое равновесие.

4 Теория субкультуры (А. Роуз), согласно которой культура становится стержнем, объединяющим граждан пожилого возраста, создает особую близость между ними и в то же время обосабливает их от других возрастных групп. Причем автор теории утверждает, что культура пожилых особая, отличная от культуры всех других возрастных групп. Пожилые люди рассматриваются как носители специфической субкультуры, представляющей собой систему особых ценностей, норм и стереотипов. Оформление этой субкультуры зависит от следующих факторов: от ограничений коммуникаций и общественных связей с другими социальными группами и от принадлежности к одной возрастной группе. Возрастная субкультура позволяет пожилым людям адаптироваться к новым условиям, формировать новые связи и отношения, перестроить свои психологические установки. В практическом плане А. Роуз предлагал создание поселков, жилых домов, домов-интернатов для пенсионеров.

5 Теория возрастной стратификации. Общество разделено на возрастные страты. Каждое старшее поколение обладает уникальным опытом, который невозможно повторить, однако отдельные элементы этого опыта могут использовать последующие поколения.

6 Психологические концепции старения рассматривают развитие человека на всем протяжении жизненного пути в аспекте необратимых возрастных изменений личности и сопутствующих социально-психологических негативных проявлений старения организма.

7 Теория интенциональности (Ш.Бюлер). Согласно этой теории, человек проходит пять фаз своего развития. Последняя фаза жизни (65-70 лет) характеризуется тем, что люди перестают преследовать цели, которые ставили в юности.

8 Эпигенетическая теория (Э.Эриксон) рассматривает развитие личности на всем протяжении жизни. Только в старости, по мнению Э.Эриксона, приходит настоящая зрелость, позволяющая человеку оценить предшествующий опыт и достижения. Этот полюс обозначен им как мудрость. На другом полюсе находятся старые люди, не реализовавшие себя, осознающие невозможность начать все сначала. Для социальной работы данная концепция полезна тем, что проблемы граждан старшего поколения рассматриваются в ней как определяемый возрастом особый психосоциальный кризис и объясняются по аналогии с конфликтами и фрустрациями предшествующих возрастных периодов.

9 Теория символического интеракциониэма (Дж.Мид). Положения теории построены на фундаменте идей из различных областей науки. Коммуникации рассматриваются как средства взаимоприспособления индивидов, являющегося важнейшим условием существования и развития общества. Для пожилого человека это приспособление: а) к представителям новых, молодых когорт: б) к "обобщенным другим", которые в данном случае выступают как изменившееся общество в целом; в) к самому состоянию старости, то есть к самому себе в новом качестве. С другой стороны, общество должно приспособиться к тому, что значительной его частью являются люди старших возрастов, что его демографическая структура приняла новый вид – "седого общества". Дж.Мида разработал трехфазную схему жизни человека, одним из этапов которой является старость. На первой стадии, еще задолго до наступления реальной старости, человек подспудно "примеряет" на себя образ старика, в общении с людьми старшего возраста, с дедушкой, бабушкой. На второй стадии, в непосредственно предпенсионном возрасте, человек осваивает правила поведения в сообществе пенсионеров – принимает моду, отказывается от прежней моды и привычек, усваивает принятые правила поведения стариков. На третьей стадии, собственно пенсионной, он использует приобретенное на второй стадии, обретает символы старости, адаптируется к новому отношению к себе со стороны окружающих. Важным моментом является своевременность вступления во вторую и третью стадию, при этом возможны преждевременность и опоздание. И в том, и в другом случае человек оказывается вне собственной возрастной группы, как бы застревает в переходе.