Смекни!
smekni.com

Аттитюд как оценивающее отношение к социальным объектам (стр. 5 из 6)

Одной из наиболее востребованных на сегодняшний день методик для измерения аттитюдов является Тест Имплицитных Ассоциаций (IAT) - компьютерная методика, в основу которой также заложен принцип сортировки или классификации. Тест Имплицитных Ассоциаций (IAT) был разработан и впервые апробирован в 1998 году известным американским психологом Энтони Гринвальдом и его коллегами. Данная методика предназначена для измерения силы автоматических или имплицитных ассоциаций. Респондентам предлагается сортировать или классифицировать целевые концепты (в оригинальном исследовании Э.Гринберга это были «цветы» и «насекомые») и атрибутивные концепты - приятные и неприятные потенциальные дескрипторы целевых концептов. Так, например, в одном из вариантов Теста Имплицитных Ассоциаций, предназначенного для измерения этнических установок между белым и чернокожим населением США, респонденту предлагают классифицировать приятные слова («любовь» и пр.), неприятные слова («бомбы» и пр.), а также типичные характеристики (или фото- образы) афро-американцев и белого населения. Классификация или сортировка осуществляется путем нажатия одной из двух клавиш, причем респонденты вынуждены в принудительном режиме ассоциировать сначала чернокожих и приятные слова (и, соответственно, белых и неприятные слова), а затем наоборот - чернокожих и неприятные слова (и, соответственно, белых и приятные слова). Так же принудительно они должны производить и категоризацию фотографий-образов. Кроме слов и фотографий-образов в подобных тестах очень часто используются символы конкретных стран. При измерении установок учитывается время с момента предъявления стимула до реакции путем нажатия клавиши и ошибки в отнесении слов или образов к определенному классу. Чем меньше времени нужно респонденту, чтобы соединить стимулы из одной целевой категории с позитивными дескрипторами и чем больше времени ему нужно, чтобы соединить стимулы из этой же категории с негативными дескрипторами, тем более позитивными являются его имплицитные установки по отношению к этой целевой категории по сравнению с установками к другой целевой категории.

Использование данной методики позволяет исследователю измерять имплицитные установки респондентов. Именно это считается основным достоинством Теста Имплицитных Ассоциаций [Olson, Fazio, in press].

Таким образом, методологический инструментарий, используемый в настоящее время для измерения аттитюдов или социальных установок, представлен аксиоматическими, психометрическими, психологическими и нереактивными методами. Выбор метода, прежде всего, зависит от целей и задач конкретного эмпирического исследования, а также характеристики респондентской группы. Достаточно часто исследователь не ограничивается одним лишь методом и применяет целый комплекс методик. В этой связи нельзя обойти вниманием публикацию известного индийского психолога М. Арула, который ставит под сомнение целесообразность множественного подхода при измерении установок. Ссылаясь на мнение своих коллег, ученый обращает внимание на то, что увеличение количества инструментов не гарантирует само по себе лучших и более точных результатов. Более того, если используемые измерительные инструменты окажутся не подходящими, то любое увеличение их количества автоматически приведет к увеличению ошибок при измерении установок.

3. Концептуальные подходы к изучению межэтнических установок

Изучение аттитюдов или социальных установок проводилось и проводится в самых разных контекстах, наиболее распространенным из которых является область межэтнических взаимоотношений. Актуальность исследования межэтнических установок обусловлена, прежде всего, тем фактом, что отслеживание состояния взаимоотношений между различными этнокультурными группами, образующими общество, составляет, наряду с политическими и экономическими аспектами взаимоотношений этих групп, важнейший элемент концепции национальной политики государства.

В современной психологической науке накоплен достаточно большой опыт изучения межэтнических установок. Наибольшее количество работ по данной проблематике было выполнено психологами из стран, принимающих большое количество мигрантов - США и Канады. Геополитические процессы последних десятилетий привели к активизации внимания к этим вопросам со стороны ученых из стран Западной Европы и России.

Ключевым понятием для понимания того, как и почему формируются негативные межэтнические установки, является этноцентризм. Основы теории этноцентризма были заложены У.Самнером еще в 1906 году. Он полагал, что «в большинстве ситуаций межгруппового общения, своя собственная группа является центром всего, и все другие группы измеряются и соотносятся с ней». Именно У.Самнер впервые попытался сформулировать основные различия между ингруппой (группа, к которой принадлежит индивид) и аутгруппой (любая другая группа). Ученый также выдвинул гипотезу о том, что ингруппа обычно оценивается более позитивно, чем аутгруппа. Данная этноцентричная тенденция к ингрупповому фаворитизму была позднее обнаружена во многих обществах, что привело к утверждению о том, что эта тенденция является характерной универсальной чертой межгруппового взаимодействия. Концепция этноцентризма также достаточно широко используется в качестве синонима общей антипатии к аутгруппам. В таком понимании, она очень близка к понятию «толерантность».

Теория этноцентризма изучалась как на групповом, так и на индивидуальном уровне. Исследования показывают, что группы в целом могут демонстрировать достаточно умеренный уровень ингруппового предпочтения, в то время как степень интолерантности отдельных членов групп может значительно отличаться.

Второй важнейшей составляющей понятийного аппарата социально- психологических исследований межэтнических установок является мультикультуризм, который, по определению известного канадского психолога Д. Берри, представляет собой «ориентацию, предполагающую как сохранение культурной идентичности и отличительных характеристик всех этнокультурных групп, так и контакт и участие всех этих групп в жизни поликультурного общества в целом». Проведенный нами теоретический анализ показал, однако, что существуют и другие трактовки этого концепта. В понимании некоторых исследователей мультикультуризм - это главным образом сохранение множества культур в рамках одного общества. Стремление поделиться своей культурой с представителями других этнокультурных групп не включаются ими в это понятие, а вовлеченность в жизнь общества в целом, наряду с более доминантными культурными группами, рассматривается сторонниками данного объяснения значения мультикультуризма как угроза сохранения национальными меньшинствами своей культуры и идентичности.

Тем не менее, в большинстве современных плюралистических сообществ, мультикультуризм рассматривается не как сепаратистская, а скорее как «интеграционная стратегия межкультурного взаимодействия, предполагающая наличие некой гибкой системы ценностей, разделяемых всеми этническими группами, составляющими нацию».

Западная традиция изучения межэтнических установок представлена двумя основными концептуальными подходами. В рамках одного из них исследуется взаимоотношение между присутствием определенной этнической группы и установками по отношению к ней. В таком контексте межэтнические установки изучались с точки зрения различных теоретических и методологических перспектив. Одна из концепций основывается на модели, которая рассматривает внутригрупповую конкуренцию за ограниченные экономические и политические ресурсы. Данный подход известен также как теория реалистического конфликта. На основе этой теории проводилось множество социально-психологических исследований в США для выявления зависимости между концентрацией чернокожего населения в определенном регионе и предубеждением и дискриминацией по отношению к нему. В соответствие с теорией реалистического конфликта, конкуренция между белым населением и афроамериканцами за обладание экономическими ресурсами и политической властью возрастает, если концентрация чернокожего населения увеличивается. Гипотеза о возможной зависимости между расовыми предубеждениями и концентрацией афроамериканцев, рассматривалась еще Г. Олпортом, который видел причину такой зависимости в угрозе белому населению со стороны афроамериканской этнической группы. Его точка зрения нашла поддержку в исследованиях Т.Петтигрю, который обнаружил, что в регионах США, где преобладает чернокожее население, негативные межэтнические установки по отношению к нему выше. Позднее М.Гайлз также выявил прямую зависимость между концентрацией афроамериканцев и враждебностью по отношению к ним.

Были выдвинуты и другие гипотезы, объясняющие рост дискриминационных установок по отношению к чернокожему меньшинству в США. В 1967 году Г. Блэлок, в частности, предположил, что мобилизация белого населения с целью сохранения своей власти над чернокожим населением должна возрастать прямо пропорционально увеличению процента численности афроамериканцев. В некоторых исследованиях зависимость между расовой интолерантностью и концентрацией чернокожего населения соответствовала перевернутой U- кривой. Как показали результаты данных исследований, пик враждебности находится между 40% и 60% концентрации чернокожего населения, так как, по-мнению авторов, именно в этом диапазоне властные ресурсы двух этнических групп распределены относительно ровно, и, поэтому, сохранение доминирующей позиции белого населения находится под угрозой.

Второй подход к изучению взаимоотношения между этническим присутствием и межэтническими установками можно проследить в исследованиях, основанных на гипотезе контакта. Гипотеза контакта предполагает, что контакт между членами разных социальных групп, в том числе этнических, при определенных обстоятельствах благоприятствует улучшению их отношений и, соответственно, приводит к формированию позитивных межэтнических установок. К условиям, способствующим снятию предубежденности между контактирующими группами, относятся следующие факторы: