Смекни!
smekni.com

Бедность как социологическая проблема (стр. 1 из 3)

Министерство сельского хозяйства РФ.

Департамент кадровой политики и образования.

Красноярский государственный аграрный университет.

Юридический факультет.

Кафедра истории, политологии и социологии

Реферат

На тему

Бедность как социологическая проблема

Выполнила: студентка группы ю-22

Азизова М.К.

Проверила: Сартакова Г.В.

Красноярск 2007г.


Содержание:

Введение……………………………………………………………………….… 3

1. Подходы к определению бедности………………………………….……4

2. Типология бедности……………………………………………………..…5

3. Состав……………………………………………………………………...10

4. Причины……………………………………………………………….…..12

5. Критерии бедности………………………………………………….…….14

Заключение…………………………………………………………………….....17

Список использованной литературы………………………………………...…19


ВВЕДЕНИЕ

Не смотря на то, что историю бедности можно проследить, начиная с истории самого общества, в нашем государстве данный феномен стал предметом исследования лишь в современной отечественной социологии в начале 70- 90-х годов. Угроза обнищания на данный момент - глобальная социальная опасность. Безработица, экономическая и социальная нестабильность, несбыточность надежд, крушение планов интенсифицируют процесс маргинализации населения. Состояние бедности не позволяет социуму реализовать свои потенциальные возможности, а следовательно, развиваться. Именно поэтому ее связывают с регрессом в общественном развитии.

Социальная проблема - это объективное противоречие, приводящее к нарушению пропорций социального функционирования и развития и на этой основе к дисбалансу интересов различных социальных групп, к разрушению доминирующих социальных ценностей, вследствие чего изменяются существенные свойства социума и возникает "угроза" его привычной, устоявшейся (и в этом смысле нормальной) жизнедеятельности.

Проблема бедности возникает в результате нарушения пропорций социального воспроизводства: пропорций деятельности (соотношения социально неоднородных видов труда, соотношения занятого и незанятого в общественном производстве населения); пропорций состояния (дифференциации населения по уровню обеспеченности материальными, духовными и социальными благами, соотно­шения между элементами благосостояния и фазами его воспроизводства); пропорций отношений: человек - общество - природа, человек - социальная группа - класс - общество. В их основе лежит ключевая пропорция между производительной и потребительной силой общества, выражением которой является соотношение рабочего и свободного времени.

Проблема бедности связана с социальными формами отчуждения человека от человека (от общества), от предпосылок и результатов труда, от самого труда, с существенным ограничением потребления основных жизненных благ, с форми­рованием таких условий, при которых субкультура бедных превращается в фактор дестабилизации жизни общества.

Актуальность данного вопроса заключается в том, что социальная поляризация, расслоение нашего общества на бедных и богатых является основной из ее характеристик на данный момент и наше время.

1. ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ БЕДНОСТИ

Под бедностью в широком смысле слова мы понимаем такое состояние, при котором возникает несоответствие между достигнутым средним уровнем удовлетворения потребностей и возможностями их удовлетворения у отдельных социальных групп, слоев населения. Она характеризуется неразвитостью самих потребностей, стремлением удовлетворять материальные потребности и нужды в ущерб духовным и социальным, нарушением (разрывом) социальных связей. Это приводит к низкой материальной обеспеченности определенных групп людей, к изменению их системы ценностей, к формированию особого социального мира и своей культуры (субкультуры бедности), жизненного стиля, диссонирующего с общепринятым, утверждавшимся в обществе, что вызывает угрозу нормального функционирования последнего.

Понятия богатства и бедности относительные. Так, например, человек, материально не обеспеченный, то есть относящийся к бедным, может быть богат духом. В этой связи обращает на себя внимание то, что в русском православии нищенство (крайняя форма бедности), особенно добровольное, рассматривалось как состояние, которое несравненно выше состояния богатства - как особый христианский подвиг, который осуществляется страждущим. Причем последний принимает на себя заботу о духе тех, кто пребывает в благости, вознося за них молитвы Богу. Об этом писали В. Ключевский, С. Сперанский.

Разногласия по поводу определения бедности затрагивают не только ее суть, но также причины, последствия и способы решения данной проблемы. В своем докладе о бедности в Британии, проведенном в 1960 – 70-х гг., П. Таунсенд дал следующее определение бедности: «Можно сказать, что индивиды, семьи и группы населения живут в бедности, если им не хватает средств на питание, вести ту же деятельность, что и большинство населения, иметь жилищные условия и предаваться прелестям жизни, доступным большинству людей. Иными словами, если они не могут жить в обществе, к которому они принадлежат, так, как живет большинство населения».

Можно также выделить определение, данное в 1963 г. известным экономистом Г. Мюрдалем. Он определил низший класс как "ущемленный в своих интересах класс, состоящий из безработных, нетрудоспособных и занятых неполный рабочий день лиц, которые с большей или меньшей степенью без­надежности отделены от общества в целом, не участвуют в его жизни и не разделяют его устремлений и успехов". Мы можем отнести к формирующемуся низшему классу не только наиболее обездоленные слои общества, но и всех граждан, нахо­дящихся за чертой бедности, а также тех, кто получает сегодня доход, не превышаю­щий половины дохода среднестатистического индустриального работника, занятого полный рабочий день.

Таким образом, к определению бедности можно подходитьс различных позиций и точек зрения.

2. ТИПОЛОГИЯ БЕДНОСТИ

Бедность в современной России не гомогенна и имеет несколько уровней, которые различаются и по материальному положению, и по социально-про­фессиональной деятельности, и по досуговым предпочтениям людей.

В бедности, то по крайней мере два уровня выделяются довольно отчетливо - просто бедность, представители которой составили в нашем исследовании 19,0%. и нищета, в которой живут 6,5% опрошенных. Судя по полученным данным, уровень и образ жизни, соответствующие скорее понятию "нищета", чем "просто бедности", от­личают следующие характеристики: накопившиеся долги, в том числе по квартплате, отсутствие таких предметов домашнего имущества (пусть даже очень старых), как пылесос, мебельная стенка или мягкая мебель, ковер, цветной телевизор, а также плохие жилищные условия. Среди тех, кто попал в категорию "нищих", доля прожи­вавших в общежитиях, коммунальных квартирах и снимавших жилье (34,7%). оказа­лась вдвое большей, чем среди просто бедных. Причем свыше половины в первой группе их имели не более 10 кв. м общей площади на человека, в то время как во вто­рой группе этот показатель характеризовал 28,7% респондентов. Добавим к этому не­доступность любых платных услуг, плохие взаимоотношения в семье, в среднем более низкие, чем у просто бедных, доходы. В целом можно сказать, что на уровне нищеты в настоящее время сконцентрированы в основном семьи "старых" бедных, которые и в советское время относились к самым неблагополучным слоям общества, а на уровне собственно бедности - семьи "новых" бедных, которые до начала реформ относились к вполне обычным семьям.

Существуют также две формы бедности: «устойчивая» и «плавающая». Первая связана с тем, что низкий уровень социальной обеспеченности, как правило, ведет к ухудшению здоровья, деквалификации, депрофессионализации, а в конечном счете – к деградации. Бедные родители воспроизводят потенциально бедных детей, что определяется их здоровьем, образованием, полученной квалификацией. Социальные исследования стабильности бедности подтвердили эту гипотезу и показали. Что люди, «рождающиеся как постоянно бедные», остаются таковыми в течении всей своей жизни. Вторая форма, намного реже встречающаяся, связана с тем, что бедные подчас предпринимают невероятные усилия и «выскакивают» из своего социального, фактически замкнутого круга, адаптируясь к новым условиям, отстаивая свое право на лучшую жизнь. Разумеется, что в таком «прыжке» существенную роль играют не только субъективные, личностные факторы, но и объективные условия, создаваемые государством и обществом.

Тип беднос­ти, выражающийся в том, что доходы той или иной семьи, группы, слоя не достигают данной величины, можно рас­сматривать в качестве бедности абсолютной,Средства к существованию — это минимум, необходи­мый для поддержания жизни, и, следовательно, быть ниже этого уровня означает испытывать абсолютную бедность, поскольку индивиду не хватает средств для поддержания жизни. Здесь совершенно очевидно про­тиворечие: как же те, кому не на что жить, живут? Теоретики абсолютной бедности отвечают, что они не живут долго; если они недостаточно обеспечены для поддержания существования, они будут голодать или мерзнуть зимой. Определение абсолютной бедности связано, таким образом, с понятием средств существования.

Показатели, сравнение с которыми позволяет выделить абсолютно бедную часть общества, связаны с физиологическими, социальными, культурно обусловленными качественными порогами потребления. В современных обществах практически всегда существуют несколько порогов. Поэтому при выделении людей и групп, находящихся в ситуации абсолютной бедности, целесообразно одновременно принимать в расчет ее степень.