Смекни!
smekni.com

Безработица в Республике Узбекистан (стр. 2 из 4)


3. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА В УЗБЕКИСТАНЕ

По данным Республики Узбекистан, рынок труда в Узбекистане характеризуется следующими показателями: при общем росте доли трудоспособного населения с 48,9% в 1997 г. до 49,0% в 2005 г. снижается доля занятых в общей численности трудоспособного населения с 78,4% в 2005 г. до 73,4% в 1995 г. Кроме того, меняется численность и структура занятости по формам собственности. Если в 1995 г. на государственных предприятиях работало 61,2%, а в негосударственном секторе - 38,8% занятого населения, то в 2005 г. Соответственно25,2% в госсекторе и74,8% в негосударственном секторе. За этот же период произошло существенное сокращение занятых в таких сферах, как промышленность, строительство, транспорт и связь, тогда как занятость в сельском хозяйстве возросла почти на 25%. Это свидетельствует о том, что формирование рынка труда в Узбекистане идет в сложных условиях, обусловленных следующими факторами:

- демографической ситуацией;

- структурной перестройкой экономики;

- изменением форм собственности.

3.1 БЕЗРАБОТИЦА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Конституция Республики Узбекистан – в статье 37, гарантирует право каждого гражданина на труд. Однако углубление экономического и социального кризиса приводит к массовому росту безработицы. Официальные статистические данные показывают отношение чиновников к данной проблеме, которые определяют уровень безработицы в стране, как 35-40 тыс. чел. Если официально проблема отсутствует, то вряд ли можно надеяться на ее широкое обсуждение среди экономистов. Между тем, с каждым днем ситуация усложняется и требует неотлагательных решений. Главной причиной, влияющей на рост уровня безработицы, является, как известно, экономический застой, который имеет свои закономерные последствия, такие как:

-диспропорция рынка труда;

-избыток неквалифицированных трудовых ресурсов;

-низкая востребованность научно-технических кадров;

-сокращение штатов в предприятиях и учреждениях;

-девальвация заработной платы бюджетных работников госучреждений и предприятий;

-ограничение спроса на выпускников ВУЗов и т.д.

Официальная статистика регистрирует в качестве ищущих работу только тех, кто обращается на биржу труда. С учетом выявленных Министерством труда дополнительно к официально зарегистрированным 645 тысячам человек незанятых, но желающих работать, безработицу в Узбекистане можно оценить на уровне 6,8 процента.

Анализ показывает, что:

темпы и масштабы создания новых рабочих мест в республике пока еще заметно ниже прироста числа желающих работать;

низкая мобильность избыточных трудовых ресурсов села из-за недостаточного уровня их квалификации и негибкости рынка жилья препятствует их перетоку в населенные пункты с недостаточной или динамично расширяющейся трудозанятостью;

имеет место структурная и профессиональная несбалансированность спроса и предложения рабочей силы;

несовершенство системы подготовки и переподготовки кадров не позволяет ей быстро переориентироваться на изменяющийся спрос на рабочую силу.

В ближайшей перспективе проблемы занятости в Узбекистане сохранят свою остроту из-за ожидаемых высоких темпов прироста населения в трудоспособном возрасте и активного высвобождения рабочей силы в связи с ростом производительности труда, активизацией процессов банкротства, перепрофилирования предприятий и другими рыночными преобразованиями экономики.

Прогнозные расчеты показывают, что:

В 2008-2011 гг. прирост численности населения трудоспособного возраста составит 14,5% (в среднем по 303 тыс. человек в год), что близко аналогичному показателю1997-1999 гг. Сохранится также опережающий прирост трудовых ресурсов сельской местности. (более 70% общего прироста). Только с 2011 г. ожидается снижение среднегодового прироста населения в трудоспособном возрасте с 1.9% до 1,6% в 2012 году. Среднегодовой прирост за этот период оценивается в 250 тыс. человек.

наметившийся в экономике рост производительности труда может в 2008-2011 гг. привести к высвобождению или переориентации на новые виды деятельности существенной части рабочей силы. Так, сохранение в промышленности и строительстве сложившихся в 2000-2005гг. среднегодовых темпов роста производительности труда создает возможность условного высвобождения около 260 тыс. человек. По оценкам специалистов, избыток рабочей силы в предприятиях сельского хозяйства составляет свыше 650 тыс. человек. Активизация процедур банкротства и ликвидации убыточных предприятий приведет в 2008-2011 гг. к высвобождению еще не менее 100 тыс. человек, занятых в несельскохозяйственных отраслях материального производства.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что в среднесрочном периоде ситуация в сфере ожидается даже более напряженная, чем в 2000-2005 гг. Удовлетворение возрастающих потребностей населения в трудоустройстве требует создания в 2010-2012 гг. не менее 3 млн. рабочих мест (по 700 тысяч ежегодно), что в 1,5 раза больше, чем создавалось в среднем за последние четыре года. Ситуация начнет смягчаться только с 2011 года благодаря снижению прироста численности населения, вступающего в трудоспособный возраст.

Ташкенте растут "мардикор-базары" – стихийные рынки поденщиков. Эти люди – разного возраста – собираются в определенных местах, в ожидании заказчика на разовые работы, соглашаются на любую работу. Появились и женские мардикор-базары, а это очень тревожная тенденция, поскольку она является индикатором серьезных социальных проблем, накопившихся в обществе. Явление женщин-мардикоров – не просто социальная проблема, она имеет еще и моральную сторону. Даже в самые тягостные времена узбекская женщина не становилась поденщиком. Этот факт свидетельствует о том, что во многих семьях кормилец семьи сам не может найти работу. Нередко такие семьи распадаются.

Серьезным следствием растущей массовой безработицы является трудовая миграция, – дееспособные граждане республики в поисках заработка, устремляются за ее пределы. Трудовые мигранты, в большей части пополняют ряды бесправных "гастробайтеров" в России, Турции, Южной Кореи и даже США.

3.2 ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

Спустя год после начала острой фазы мирового экономического кризиса «Международная кризисная группа» (МКГ) решила оценить его последствия для государств Центральной Азии - Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, значительную часть ВВП которых составляют денежные переводы трудовых мигрантов. Выводы проведенного МКГ исследования гласят, что, несмотря на апокалипсические прогнозы ряда аналитиков, худшего для стран региона сценария развития событий пока удалось избежать. Однако опасность дестабилизации внутриполитической ситуации, возникшая в связи с сокращением денежных переводов трудовых мигрантов и резким ухудшением социально-экономического положения, продолжает сохраняться.

Предпринятое МКГ исследование трудовой миграции проводилось на территории России, Казахстана, Узбекистана в октябре-декабре 2009 г., когда последствия глобального кризиса уже ощутили в полной мере все страны СНГ. Основным методом сбора информации стали интервью с мигрантами, правительственными чиновниками, аналитиками, журналистами, гражданскими активистами, а также членами международных организаций, которые работают с мигрантами. Благодаря этому была получена информация из первых рук. Вместе с тем, исследование основано главным образом на мнении "отпускающих обществ" - жителей самой Центральной Азии, тогда как позиция "принимающих обществ" - России и Казахстана - учтена в нем явно недостаточно, а нередко и просто отсутствует. По оценкам аналитиков МКГ, в течение 2004-2008 гг. на заработки в Россию и Казахстан ежегодно отправлялись 2,5 миллиона граждан из Узбекистана. Цифра эта является, по-видимому, существенно заниженной. По данным Федеральной миграционной службы в течение 2008 г. в Россию прибыло 14,4 млн. иностранцев, в том числе около 2 млн. из Узбекистана и по 1 млн. из Киргизии и Таджикистана. При этом лишь 2,3 млн. из них работали в России легально, то есть получили разрешение на работу. Вместе с тем, только в Казахстане общее количество трудовых мигрантов составляло до кризиса около 3 миллионов человек, причем большинство из них работали нелегально. Основными сферами занятости мигрантов являлись строительство, розничная торговля, сельское и жилищно-коммунальное хозяйство. Большинство из них работало в наиболее пострадавшей от кризиса строительной отрасли. Как следствие, около 1 млн. мигрантов (1/5 их общего количества), лишившись работы, вернулись в страны прежнего проживания. Однако на родине такого количества рабочих мест для них нет. В Узбекистане даже в условиях столь масштабной трудовой миграции сохраняется высокий уровень безработицы. Сознавая это, большинство мигрантов любыми способами стараются остаться в России.

О том, что значительная часть мигрантов лишилась работы, а зарплаты остальных значительно сократились, свидетельствует динамика денежных переводов за последние годы. По данным МКГ, в 2009 году зарубежные переводы составляли 13% - ВВП Узбекистана. Причем в предкризисные годы они быстро и практически пропорционально по всем трем странам региона росли. На протяжении 2006-2008 гг. объем денежных средств, переводимых трудовыми мигрантами в Узбекистан, вырос с 1,4 до 3,3 млрд. дол. (в 2,4 раза). При этом в течение 2009 г. объем денежных переводов в Узбекистан сократился на 30%.