Ф.А. Соснин так же приобрёл и приспособил для Шадринского городского четырёхклассного училища каменный двухэтажный дом (ныне дом находится на перекрестке улиц Луначарского и К. Маркса). Стоимость его составляла 25 тысяч рублей. Им были также пожертвованы дома для церковно-приходской школы и для священнослужителей. В 1900 г. Ф.А. Соснин передал городу под богадельню каменный дом с пристройками и усадебными местами и определил проценты с капитала в 25 тыс. рублей на содержание неимущих. Это здание по своему размеру и удобству дало возможность разместить здесь 25 призреваемых человек, а также администрацию и прислугу. Здание больницы для неизлечимых и хронических больных им. А.П. Ночвина построено на углу ул. Екатеринбургской, Короткой и Покровской по проекту городского техника А.В. Промышленникова и велось на деньги (100 тыс. руб.), оставленные по завещанию А.П. Ночвиным. Городская газета «Исеть» от 4 января 1914 г. сообщила, что 29 декабря 1913 г. больница на 20 коек начала действовать. Попечителем стал младший брат А.П. Ночвина. Долгие годы больница выполняла свое предназначение. Сейчас в этом здании городской краеведческий музей. Шадринцы ценили благотворительную деятельность. 13 декабря 1899 г. на заседании Шадринской городской думы по предложению А.А. Лещева «в знак особой признательности и уважения за полезную для местного населения благотворительность» [5] большинством голосов принято решение о постановке в зале собраний Думы портретов Ф.А. Соснина и А.П. Ночвина и о переименовании улиц Земляной (на которой жил Ф.А. Соснин) в Соснинскую а, Красной (на которой, будучи в Шадринске, жили А.П. Ночвин и его родители) – в Ночвинскую. В Пермских губернских ведомостях краевед А.Н. Зырянов рассказывал о больших денежных вкладах в пользу Далматовского монастыря братьев Пономарёвых – выходцев из крестьян Далматовской волости. В 1835-1840 гг. время монастырские служители решили соорудить каменную однопрестольную церковь на месте деревянной усыпальницы старца Далмата. Начался сбор пожертвований. Первым благотворителем приходской церковной книге 1 сентября 1836 г. подписался П.Д. Пономарев и представил в церковное казнохранилище более 10 тыс. Среди жертвователей 1836 г. на строительство церкви упоминается и сестра его – вдова Ф.Д. Ломтева, проживающая в Перми. Она внесла 1000 руб. Щедрым вложением своего капитала в пользу жителей Далматова и уездного города Шадринска особенно прославился третий брат Пономаревых – Дмитрий Дмитриевич. Родился Дмитрий Дмитриевич в 1784 г. Обучался в духовном училище при монастыре, где и служил затем подьячим (письмоводителем). Разобрал и привёл в порядок архивные документы с 1658 г., за что был награждён деньгами сверх жалования. За усердную многолетнюю государственную службу Д.Д. Пономарев награждён орденами св. Владимира IV степени, св. Анны III ст. и Станислава II ст. В 1834 г. пожалован на дворянство и чином надворного советника. После государственной службы Дмитрий Дмитриевич всецело занимается коммерческой деятельностью. Образованный, трудолюбивый и довольно предприимчивый, наш земляк сумел сколотить немалые богатства: он имел золотые прииски в Сибири, винокуренные заводы в Оренбургской и Енисейской губерниях, богатые поместья в Московской и Костромской губерниях, винные откупа. В 1838 г. купил с торгов Холуницкие чугуноплавильные и железоделательные заводы и владел ими до самой смерти. Умер он в г. Санкт-Петербурге 30 января 1844 г., оставив жене Анастасии Петровне, сыновьям Александру и Дмитрию, дочери Лидии миллионное состояние, в духовном завещании он обязал своих наследников внести в один из банков 7500 руб., проценты с этого капитала раздавать ежегодно в помощь бедным жителям г. Далматова. Опекунами были жена Анастасия Петровна, а затем сын Александр Дмитриевич. Нуждающихся в помощи жителей указывали и удостоверяли крестьяне села Далматова Ф.Д. Пономарев, А.С. Ворванин, И.П. Волосников, Г.Л. Грязнов, М.Д. Шабанов, И.А. Иванчиков, Л.Д. Боголюбов, Л.И. Стафеев. Списки заверяли печатями кандидат волостной головы Устинов, заседатель Боголюбов, волостной писарь Зырянов. Помощь даже в 4-5 руб. для бедной крестьянской семьи была в то время довольно ощутимой. Дойная корова в ту пору стоила 7-10 руб., пуд пшеницы на ярмарке – 17 коп., пуд ярицы (яровой ржи) – 14 коп.
Кроме этого, помощь землякам от Дмитрия Дмитриевича долгое время поступала через Шадринский Общественный Пономарёва банк. В завещании Д.Д. Пономарёв просил свою жену учредить в гг. Далматове или Шадринске банк, доходы которого, за исключением расходов и отчислений в приращение капитала, по одному проценту обращать в пособие бедным или в пользу приходского и уездного училища. На это предназначалось 15 тыс. рублей серебром. 18 января 1863 г. вышел указ губернатора об учреждении в Шадринске Общественного Пономарева банка. Банк предоставлял под проценты кредиты купцам и предпринимателям, а из чистой прибыли выделял деньги на нужды просвещения, помощь беднякам. В 1899 г. купец Ф.А. Соснин пожертвовал 1000 руб. в Общественный Пономарева банк, как вечный вклад, проценты которого поступали в пользу Спасо-Преображенского собора.
Купцы г. Куртамыша (братья Шахрины, А. Попов, Г. Петухов, И. Реутов и др.) чувствовали себя хозяевами города, и это накладывало на них определенные обязанности. На купеческие средства обустроено Петуховское озеро. Там плавали лебеди. Летом можно было покататься на лодке, а зимой заливали каток. Представителям купечества Куртамышане обязаны прекрасным местом отдыха у Кочаринских родников. В Народном доме ставились спектакли на купеческие деньги. Оказывалась поддержка учебным заведениям. Не только купцы и промышленники становились меценатами. Немало на зауральской земле было и есть подвижников и бескорыстных ее служителей. Например, 19 марта 1861 г. в Шадринске при Приходском училище открылась воскресная школа для мальчиков. Учителя работали бесплатно. М.Д. Русинов – Курганский краевед, педагог не имел больших капиталов. Его благотворительная деятельность посвящалась исследованиям зауральского края. Родился М.Д. Русинов в 1860 г. в г. Тара Тобольской губернии. Он закончил Омскую учительскую семинарию и незадолго до своего 19-летия, с 26 июня 1879 г., был зачислен на учительскую службу по ведомству Министерства народного просвещения. Его направили в г. Курган.
К началу 1924 г. 63-летний Русинов имел за плечами солиднейший стаж преподавательской работы (44 года) и продолжал учительствовать, совмещая свою педагогическую деятельность с заведованием на общественных началах окружным краеведческим музеем, который находился в ведении окружного отдела народного образования (ОКРОНО). Летом 1924 г. учитель Русинов вместе с библиотекарем И.А. Ленским организовал при краеведческом музее кружок по изучению местного края. Непродолжительное существование кружка перекинуло мостик от него к учреждению полноценного Курганского общества краеведения. Основание общества состоялось 28 сентября 1924 г. При освещении истории благотворительности в зауральском образовании нельзя не отметить подвижническую деятельность священника И.М. Первушина, который прибыл в с. Замараево в 1856 г. С 1860 по 1862 гг. И.М. Первушин издавал рукописный журнал, в котором критиковал невежество и косность, призывал к просвещению. На пятнадцатый день своего приезда в с. Замараево И.М. Первушин обратился в сельское управление с просьбой выделить вблизи церкви помещение для училища. Вопрос с помещением был решен только через три года. С трудом преодолевая сопротивление крестьян, не видящих смысла в образовании, священник смог к 1861 г. привлечь в школу 20 крестьянских детей. Взрослые посещали воскресную школу, для обучения в которой А.М. Первушин предлагал прямо в церкви аспидные доски, азбуки, карандаши и бумагу. Не рассчитывая на поддержку государства, единственными помощниками в педагогической деятельности Первушина стали его друзья – Д.Д. Смышляев, известный общественный деятель, историк, редактор Пермских губернских ведомостей, и А.Н. Зырянов – краевед, просветитель. С началом работы Шадринского земства наступил новый этап в подвижнической деятельности Первушина, которого избрали членом училищного совета. Впоследствии А.М. Первушин был переведен в г. Шадринск, а затем в с. Мехонское, где тоже принимал активное участие в развитии образования и занимался математическими исследованиями. А.Л. Михащенко в своей монографии по истории зауральского образования [21] проводит аналогию во взглядах и жизни А.М. Первушина и Л.Н. Толстого, которые добивались открытия учебных заведений, повышения платы учителям, оказывали посильную материальную помощь крестьянским детям в снабжении их необходимыми для учебы принадлежностями, издавали рукописные журналы, готовили учебные пособия и пр.