Смекни!
smekni.com

Благотворительность в протестантизме (стр. 2 из 4)

Для протестантизма характерна активная миссионерская деятельность, в результате которой протестантизм распространился в большей части бывших колониальных и зависимых стран. Видное место принадлежит протестантизму (со 2-й половины 19 в.) в движении христианского социализма, в создании так называемых внутренних миссий в рабочей среде (как ответ на распространение атеизма среди рабочих). Социальная интерпретация христианства была в значительной мере связана в протестантизме с распространением со 2-й половины 19 в. так называемой либеральной теологии, стремившейся приспособить христианство к современности путём более рационалистического толкования библейских текстов, попыток «примирить» религию с наукой, включить протестантизм в решение социальных проблем. Это направление вплоть до начала 20 в. пользовалось в протестантском богословии преобладающим влиянием (крупнейшие представители А. Ричль, А. Харнак, Э. Трельч и др.).

В этом направлении - в наиболее крайних его проявлениях - выявилась тенденция рассматривать христианство по существу лишь как этическую доктрину - христианство в значительной мере утрачивало черты «религии откровения» и трактовалось как определённая сторона человеческого духа, всё более смыкаясь с идеалистическими направлениями философии (эта связь, особенно в протестантизме всегда была значительной). Для протестантского богословия 1-й половины 20 в. характерны кризис религиозного либерализма, усиление влияния крайне реакционного фидеистического направления - фундаментализма, а с 20-30-х гг. 20 в. - выдвижение в качестве ведущего нового направления - диалектической теологии или теологии кризиса (К. Барт, Тиллих, Р. Нибур, Э. Бруннер и др.).

Это направление, провозгласившее возврат к учению Лютера и Кальвина, отказалось от свойственной либеральной теологии веры в нравственный прогресс, подчёркивая идею неразрешимости трагических противоречий человеческого существования, невозможности преодоления «кризиса» внутри человека (отражение реального кризиса капиталистического мира). С 60-х гг. влияние неоортодоксии, зашедшей в тупик в своём историческом пессимизме, стало уменьшаться. Наблюдается возрождение некоторых либеральных течений протестантизма, поиски путей обновления религии, приспособления к современным потребностям общества. Создаётся теология «смерти бога» в современном мире, проповедуется «религия без бога», близкая к пантеизму, что свидетельствует уже о крахе самой теологии. Формулируется новая социально-этическая концепция, признающая необходимость перемен в общественной жизни (идеи так называемой теологии революции, близкие в своей сути ревизионистским и антикоммунистическими интерпретациям революции).

Помимо объединенных протестантских церквей имеются еще так называемые междедоминационные, или межвероисповедные, протестантские церковные организации. Они отличаются от объединенных церквей, в частности, тем, что имеют целью не слияние нескольких церквей, а объединение усилий представителей разных деноминаций для выполнения определенных задач, прежде всего для проведения миссионерской работы. Когда от межденоминационных миссионерских обществ отпочковывались «дочерние» церкви, то они также сохраняли межденоминационный характер.

Некоторые из течений протестантизма имеют внутри себя дробные подразделения. Такие подразделения есть внутри баптизма и кальвинизма. Несколько четко выраженных групп имеется в пятидесятничестве: пятидесятники двух духовных кризисов (двух благословений), пятидесятники трех духовных кризисов (трех благословений), радикальные пятидесятники, апостольские пятидесятники, пятидесятники-унитарии, «неопределенные» пятидесятники, которых трудно отнести к какой-либо из перечисленных выше групп. Меннонитов можно подразделить на собственно меннонитов, амишей и гуттерцев (гуттеритов). В составе же англиканства выделяются, с одной стороны, церкви, входящие в Англиканское сообщество (тесно связанные с Церковью Англии и участвующие в регулярно проводимых в Лондоне Ламбетских конференциях), с другой - церкви, хотя и считающие себя англиканскими, но не принадлежащие к Англиканскому сообществу. Известно, что в англиканстве выделяют, кроме того, 5 ветвей: англо-католическую, евангелическую, так называемые высокую, широкую церковь и низкую церковь. Однако границы конкретных деноминаций и этих ветвей пересекаются, и во многих национальных англиканских церквах имеются представители двух-трех, а то и четырех-пяти ветвей.

Без англиканства, которое признается самостоятельным направлением христианства, выделяются следующие основные течения: лютеранство, реформатство и пресвитерианство, конгрегационализм, меннонитство, методизм, сальвационизм (Армия спасения и близкие к ней организации), движение святости (перфекционизм), пятидесятничество, баптизм, адвентизм, группы плимутских братьев (открытых и замкнутых), братьев (данкеров), учеников Христа, реставрационистов, кристадельфиан, квакеров, моравских братьев, вальденсов.

Протестантские церкви насчитывают около 225 млн. приверженцев, из них около 80 млн., в Европе, около 40 млн. в Америке, в т.ч. лютеран около 74 млн., кальвинистов (пресвитериан, реформатов и конгрегационалистов) около 50 млн., англикан около 30 млн., методистов около 40 млн., баптистов около 25 млн. Протестантизм распространён главным образом в скандинавских странах, ФРГ, ГДР, Швейцарии, Великобритании и её бывших доминионах (Австралия, Канада, Новая Зеландия), Нидерландах, США. В 20 в. развернулось экуменическое движение, ставящее целью объединение христианских (первоначально только протестантских) церквей (с 1948 руководящий орган — Всемирный совет церквей).


2. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ПРОТЕСТАНТИЗМЕ

Христианство придало благотворительности мотив искупления человеком своей греховной природы. Идеи первоначального христианства с его иррациональной жертвенностью и нищелюбием в наибольшей степени воспринял православный менталитет. Наиболее распространенной формой благотворительности была простая подача милостыни. Нищенство не считалось позорным занятием, напротив, тяжким грехом считалось не дать просящему кусок хлеба.

Точно известно также, что благотворительность богатых людей тогда часто распространялась за пределы своей конфессии. Скажем, князь Стефан Збаражский, который сначала перешел от православия к кальвинизму (протестантизм), а в конце жизни - в католическую церковь, на протяжении многих десятилетий до самой смерти оказывал финансовую поддержку трем православным храмам. А католичка княгиня Галшка Острожская в 1579 году завещала 6 тысяч литовских денег на православную Острожскую академию и на монастырь Святого Спаса под Острогом. Весьма выразительным является и завещание кальвиниста князя Януша Радзивила (1620), внука Василия-Константина Острожского, где в частности написано: «Монастыри и церкви старой русской веры (православные), которые находятся в послушничестве Патриарху (Вселенскому) и расположены в моем имении, должны всегда сохранять свой старинный статус, за чем должны следить мои потомки».

Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше нужна была самому нищелюбцу, чем нищему». Видимо, это и было причиной того, что богатейшие традиции попечительства и благотворительности существовали именно в дореволюционной России, стране, по европейским стандартам, весьма небогатой.

Совершенно иное отношение к благотворительности демонстрировали протестантские культуры. Православие проповедовало возможность искупить грехи с помощью добрых дел. Католику представлялась возможность обрести благодать, сообщаемую таинствами церкви. Протестантизм требовал не отдельных «хороших поступков», но святости, возведенной в систему, что должно было выражаться в неуклонном следовании человека своему божественному предначертанию.

Наивысшей нравственной задачей гражданина было выполнение долга в рамках мирской профессии. В соответствии с этим сложился и образ идеального протестанта: благонадежный гражданин, рассматривающий приумножение своего капитала как самоцель.

Тот образ жизни, который стал называться методизмом, возник раньше своего названия. Это был образ жизни, посвященный не только религиозным обрядам, но и самодисциплине, труду ради других. Методизм вдохновлял благотворительность, в частности, организацию школ и борьбу с алкоголизмом. Он был широко распространен среди людей среднего достатка - лавочников, ремесленников, как приверженцев англиканской церкви, так и гонимых пуритан. Методизм был шире распространен среди светских людей, чем среди духовенства. Он был основой английской морали XVIII в. Нормы поведения, а не христианские догмы характеризовали пуританина, который служил человеку ради того, чтобы помочь ему вырваться из нищеты, невежества, распутства и стать достойным положения высшего творения Господа Бога.

Среди людей такого склада благотворительность считалась обязательной. Изменение догматического характера религии на мирской, нравственность была следствием протестантизма.

Такому человеку не пристало любить нищих. Нищие не угодны Богу, и поэтому их должно извести как породу. Как? Сделав их обеспеченными. «Самый лучший способ сделать добро беднякам, - утверждал протестант Бенджамин Франклин, - это не облегчать им жизнь в бедности, а вывести из нее». Другими словами, дать голодному не рыбу, но удочку.

Именно этому принципу следовала знаменитая Армия спасения - международная христианская благотворительная организация, основанная в 1878 году пастором методистской церкви Уильямом Бутом. Бута не устраивала господствующая в то время в Англиканской Церкви доктрина о том, что спастись могут только избранные. Его увлекли идеи основателя методизма Джона Уэсли и американских ревайвелистов: спасительная благодать Божия распространяется на всех. Обязанность протестантского миссионера - донести эту истину до каждого, включая и тех, кого в ту пору с презрением называли отбросами общества. Лучше всего проделать это можно с помощью военной дисциплины. Армия «духовных спасателей» под водительством «генерала» Бута пошла войной на лондонский Истенд, неся тамошним люмпенам весть об их неминуемом спасении. Духовной помощи сопутствовала и материальная. Армия открыла в Лондоне ночлежные дома и приюты для инвалидов. Денег нищим не давали, предлагая заработать их в мастерской. Бут считал, что милостыня развращает работоспособного человека, толкает его к апатии и безделью.