Под покровительством императрицы Елизаветы Алексеевны в Петербурге было создано женское Патриотическое общество, облечившее в скором времени участь многих осиротевших страдальцев. Впоследствии Патриотическое сообщество основало учебное заведение для дочерей убитых и раненых в Отечественную войну офицеров, известное под названием Патриотический институт и несколько патриотических школ, где дочери бедных людей низших сословии обучались всему, что может обеспечить их жизнь в будущем.
В Петербурге в 1812 году учреждено общество «Сословие призрения разоренных от неприятеля». Здесь принимались все добровольные пожертвования в пользу пострадавших и разоренных от неприятеля городских и сельских жителей. Кроме того, в Петербурге стала выпускаться газета «Русский инвалид». Все вырученные от нее деньги шли на пользу изувеченных в сражении воинов и их осиротевших семей. Самые щедрые пожертвования в эти общества делала императрица Мария Федоровна.
Александр I старался облегчить положение военнопленных и предписывал всем местным начальникам оказывать пленным французам всевозможные пособия: снабжать пищей, в которой они нуждались для того, чтобы не умереть с голоду, одеждой, которая также была им необходима по причине жестоких морозов, продолжавшихся почти всю зиму 1812 года, просил спасать от мщения крестьян, оскорблений солдат.
В ноябре 1824 года в Петербурге произошло страшное наводнение. Александр лично руководил спасением погибающих, посылал своих приближенных с различными поручениями, велел им не жалеть ничего для помощи несчастным, приказал выдать миллион рублей для разоренных. Учредив специальную комиссию, взявшую на себя обязанность поиска пострадавших, он сам стал усерднейшим ее членом: осматривал все пострадавшие части города, распоряжался, как помочь людям, заботился об их судьбе.
Через год после вступления на престол Николай I учредил комитет, которому поручил изыскание мер к улучшению положения помещичьих крестьян. Для заведования коренными землями и крестьянами, жившими на них, было организовано особое министерство государственных имуществ, которое деятельно занималось устройством государственных крестьян, обремененных множеством тяжелых повинностей. Они почти одни заботились о ремонте и содержании дорог, мостов и т.д. Крепостные крестьяне часто, благодаря просьбе своего влиятельного помещика, освобождались от этих повинностей, теперь они были избавлены от такой несправедливости. Затем начали постепенно переводить крестьян на оброчное положение. Наконец, они получили право решать многие из своих дел сами, через своих выборных. Государственные крестьяне стали подразделяться на волости, которые в свою очередь делились на сельские общества, выбиравшие старост, сотские и прочие местные власти.
Императора Александра II называют царем – освободителем, в феврале 1861года он подписал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Александр III вступив на трон в декабре 18881 года, объявил повсеместном понижении выкупа крестьянских платежей. Стала заметно оживляться церковная жизнь, начали возникать общества, ставившие задачей устройства духовно-нравственных чтений и борьбу с пьянством. Это вызвало новую волну пожертвовании среди русских людей. На казенные средства и пожертвованные деньги было сооружено пять тысяч церквей, среди которых особое место занимает Храм Христа Спасителя в Москве, сооруженный в память избавления России от наполеоновского нашествия.
В это же время дальнейшее развитие получили церковно-приходские школы. Согласно «Правилам о церковно-приходских школах: православному духовенству вверялось попечение о народном образовании. Церковно-приходские школы стали открываться во многих местах России, часто в самых глухих и отдаленных селениях. Подчас они становились единственным источником просвещения. За время правления императора Александра III в России число школ возросло с четырех тысяч до 31 тысячи, и обучались в них более миллиона мальчиков и девочек. Вместе с ростом числа школ укреплялось и их положение. Первоначально они основывались на деньги церковных братств, попечительств и отдельных благотворителей. Потом на помощь пришла государственная казна. Для заведования всеми церковно-приходскими школами при Святейшем Синоде был образован особый училищный совет, который издавал множество учебников и вообще книг, полезных для народа.
В 1892 году Стасова создала общество – «Детская помощь». В 1904 году создан Союз для борьбы с детской смертностью. Детям-сиротам помогали служители церкви, они открыли в Петербурге «Дом трудолюбия», где обитали и трудились бездомные дети (11. 25).
Жена военного министра Милютина основала женский монастырь и при нем школу и приют. Особой популярностью в летний период пользовались приюты для христианских детей. В середине 19 века, как проявление социальной помощи явилось открытие воскресных школ для детей бедноты.
История благотворительности в России – это история таких купеческих династии, как Морозовы, Солдатенковы, Третьяковы, Рябушинские, Медведниковы и бесчисленное множество других русский семей, считавших благотворительность святым делом, делом чести своего рода. (11. 27).
Больнице святителя Алексей в декабре 2003 года исполнилось 100 лет. Она была построена по духовному завещанию вдовы купца Медведникова, Александры Ксенофонтовны для тяжело больных, неимущих и пожилых людей.
Архитектурный ансамбль больницы поражает своей рациональностью в сочетании с художественным совершенством. Архитектор Соловьев, будучи тонким знатоком древнерусского зодчества, творчески интерпретировал образы псковских храмов, в которых композиция строилась не по строгой геометрии, а по живописному принципу.
В корпусах больницы были устроены две церкви - в честь Тихвинского образа Пресвятой Богородицы и Козельщанской иконы Божьей Матери.
Сто лет назад на торжественном открытии больницы присутствовали Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна.
Первый главный врач больницы Степан Яковлевич Попов заложил основы деловой и в тоже время дружеской обстановки в коллективе. По праздникам у него дома пеклись пироги для одиноких больных, которых никто не приходил проведать. Когда началась Первая мировая война, он в своей квартире устроил палату для раненых и лечил их за свой счет.
В годы Великой Отечественной войны поколение сотрудников больницы продолжило эту традицию жертвенной любви к ближнему. В 1941 году перед отправкой в эвакуацию политэмигрант из Австрии Франц Францевич Давид, хирург по образованию, зашел в госпиталь проститься со знакомыми. Но когда он увидел переполненные палаты, он тут же встал к операционному столу и уже не отходил от больных до самой победы.
В годы советской власти Медведниковская больница была переименована в пятую клиническую больницу.
В 1992 году это лечебное заведение было преобразовано в Центральную клиническую больницу святителя Алексея Московской Патриархии Русской Православной Церкви. Особенность этой больницы в милосердии и доброте, с которыми врачи и медсестры относятся к больным.
Потребность помогать ближнему – это естественное свойство человека. Так мы устроены – нам необходимо быть кому-то нужными, полезными, жить не только для себя. Это одна из глубинных основ нашего существования в обществе.
В 90-е годы в Москве Городской думой была создана система территориальных благотворительных обществ: Москва была поделена на 28 частей, и в каждой было свое благотворительное общество или попечительство.
В таком попечительстве был председатель и был совет, куда входили люди богатые и известные, авторитетные, пользующиеся уважением и доверием. Например, любой представитель рода Морозовых, состоял как минимум в десятке благотворительных обществ. Его имя служило гарантией надежности и бескорыстности работы общества. Средства набирались так: одна часть от богатых людей (члены совета давали солидные деньги), вторая часть из городского бюджета и третья часть – взносы от людей малосостоятельных. В каждом попечительском обществе были десятки, а то и сотни рядовых членов, которые платили взнос – рубль, три, может быть пять рублей в год. Членом общества мог быть кто угодно, так что любой человек мог внести посильный вк5лад в благотворительность. Кроме того, все знали, куда можно принести какие-то вещи, продукты и т.п. если появится такая возможность.
Штатных работников в попечительстве не было – только казначей, лишних «сидельцев» не плодил. Но было очень много людей, которые видели в благотворительности свой общественный или религиозный долг. На них и держалась вся эта огромная работа.
Совет попечительства знал полностью всю картину бедности на своей территории. Молодежь, гимназисты и студенты делали перепись по каждой семье. Потом все эти анкеты собирались, и совет, исходя из наличия денег, решал, где нужно срочно что-то делать, кому можно помочь во вторую очередь, кому в третью. Причем денег они никогда. Ни кому не давали. Они изымали из погибших семей детей, стариков и больных и пристраивали их по больницам, приютам и богадельням. Они гасили самые опасные проблемы – например, расплачивались с домовладельцами за долги, привозили дрова, давали какое-то количество продовольствия, одежды и т. д.