Содержание
Введение
1. Благотворительность в России: уроки истории
2. Российская благотворительность в наше время
3. Акция – как форма благотворительной деятельности
Заключение
Литература
Введение
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время пред нашим обществом особенно остро стоят проблемы социальной помощи. В результате происходящих социально-экономических и политических перемен, в нашей жизни появились такие явления, как безработица, нищенство, профессиональная и жизненная неустроенность многих слоев населения. Страна, которая совсем еще недавно не ощущала социальных проблем такого рода, сейчас находится в полной растерянности, нерешительности, и подчас, в бездействии.
Цель исследования: рассмотреть теоретические основы благотворительной деятельности в России.
Объектом исследования является социальная политика государства в области благотворительности.
Предметом исследования является благотворительная деятельность в России.
Задачи исследования:
1. раскрыть историческую преемственность благотворительности в России;
2. спроектировать перспективы Российской благотворительности;
3. рассмотреть акцию, как форму благотворительной деятельности.
Методы исследования: анализ научной литературы; сравнительно-сопоставительный анализ.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы.
1. Благотворительность в России: уроки истории
Сейчас, как никогда, необходимо воспитывать в людях любовь, уважение и сострадание, которыми славился русский народ еще в стародавние времена. Каждый гражданин и общество в целом должны осознать необходимость этих качеств для каждого конкретного человека. Изучение исторических фатов и явлений необходимо для того, чтобы перенести многие формы и приемы благотворительности, милосердия и сострадания из прошлого в настоящее время.
При несчастном случае, при встрече страдающего человека, всегда найдутся люди, которые готовы помочь ему. Чувство сострадания так просто итак непосредственно, что помощь оказывают даже тогда, когда человек не просит о ней, когда она ему вредна и даже опасна, когда он может злоупотребить ею. Можно говорить и спорить о предоставлении заработков нуждающимся, о деморализующемся влиянии дарового пособия и т.д. Но когда попадает человек в беду, то первое движение – бросится к нему на помощь, не спрашивая, как он в нее попал и какое впечатление произведет на него наша поддержка.
Природа нашей страны издавна была не только доброй, но порой и суровой матерью своего народа. Недороды и неурожаи были нередкими явлениями. Недостаток экологического общения и административной распорядительности превращал местные недоборы продовольствия в голодные бедствия.
Так, в 1601 году из-за погодных условии в России случился страшный неурожай. За ним последовало еще два голодных года. Царь, Борис Годунов, не жалел казны, щедро раздавал в Москве милостыню, предпринял обширную постройку, чтобы дать заработок нуждающимся. Прослышав про это, народ толпами повалил в Москву. Началась сильная смертность: только в трех столичных скудельницах, куда царь велел подбираться бесприютным жертвам, за два года умерло 127 тысяч человек. Но беда создавалась в значительной мере искусственно. Крупные землевладельцы заперли свои склады, началась хлебная спекуляция. Скупщики пустили в оборот все: деньги, утварь, дорогие платья, чтобы скупить хлеб, ожидая высоких цен. Рожь подорожала с двух копеек до шести рублей. Царь принял строгие и решительные меры: запретил винокурение и пивоварение, велел сыскать скупщиков и бить кнутом, на рынках нещадно переписывать их запасы и продавать в розницу по «обязательным» ценам (8. 112).
В смутное время (1609г.) Москва была осаждена поляками. Столица вновь пережила страшный голод. Царь Василий Шуйский жестоко расправлялся со спекулянтами, употребив всю строгость законов.
Первые государи из рода Романовых в трудные времена жизни государства постоянно обращались к своему народу, видя в единении с ними залог укрепления государственной помощи. Так, царь Алексей Михайлович говорил, что Бог поставил его «рассуждати людей своих вправду» и «беспомощным» помогать». Заботился он и о просвещении среди народа, для чего широко воспользовался услугами греков и западнорусских ученых, преимущественно монахов, воспитанников киевской православной академии.
Царь Михаил Федорович для защиты обиженных учредил приказ Сыскных дел (приказами тогда назывались высшие учреждения в Москве), который принимали жалобы и должны были «накрепко по этим делам сыскивать.
Наиболее ярко появились народно-воспитательные усилия власти в период правления Петра I. Он не признавал частного интереса, не совпадающего с государственным, не понимал возможности замкнуться в кругу домашних дел
В Древней Руси органами общественного призрения служили монастыри, при них, как и при приходских церквях. Устраивались богадельные избы, куда без разбора принимались профессиональные нищие, образовавшие особый класс под именем «церковных и богадельных людей». На необходимость упорядочность этого дела указывал уже «Стоглавый собор», но энергично взялся за него лишь Петр I. Преследуя нищенство и запрещая частную благотворительность, он предписывал духовному ведомству завести по всем губерниям богадельни. Магистраты устраивали для заключения профессиональных нищих – мужчин смерительные дома, а для профессиональных нищих - женщин – прядильные дома.
Петр I решил привести в движение весь запас рабочих рук своего народа, искоренить праздное нищенство, питаемое частной милостыней. В 1705 году он при казал разослать по Москве подьячих с солдатами и приставами, ловить и наказывать бродячих нищих, деньги у них отбирать, милостыни им не подавать, а подающих хватать и подвергать штрафу. Благотворители могли вносить свои пожертвования лишь в богадельни. Петр I считал, что общественная благотворительность имеет свои преимущества: уступая частной милостыне в энергии, она разборчивее и действеннее оказывает нуждающимся более надежную помощь.
Верной последовательницей Петра I была императрица Екатерина II. Трудно себе представить, какое громадное количество людей на Руси умирало в то время от оспы. Эта страшная болезнь ежегодно уносила многие тысячи людей, а выживших обезображивала на всю жизнь. Прививки считались по невежеству очень опасными. Екатерина, чтобы показать пример своим подданным, первая велела привить оспу не только себе, но и всей своей семье. Поступок этот вызвал всеобщее восхищение не только в России, но и границей. Но кроме оспы на Руси свирепствовало еще множество различных болезней. Чрезвычайно велика была детская смертность. Императрица учредила особую медицинскую коллегию, которая должна была следить, чтобы в каждом уезде было не менее двух врачей (один для города, другой для уезда) и аптека. Губернаторы обязывали городское общество открывать больницы, приюты для увечных и неизлечимо больных. Получили дальнейшее развитие попечительские заведения. Для детей сирот и бедных, утверждались сиротские ссуды. Во главе благотворительных заведении в каждой губернии стоял «приказ общественного призрения». Заботилась императрица и о презрении детей, брошенных своими родителями. Для воспитания и обучения подкидышей различным наукам, мастерству и ремеслам были учреждены воспитательные дома в Петербурге и Москве.
В 1782г. Екатерина II издала «Устав благочиния». В нем был сформулирован моральный кодекс гражданина Российской империи:
· «Не чини ближнему, чего сам не хочешь»;
· «Не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро, колимо можешь»;
· «Буде кто ближнему сотворил обиду, личную или в имении, или в добром здравии, да удовлетворит по возможностям»;
· «В добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю неимущему, напои жаждущего»;
· «Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему»;
· Блажен, кто скот милует, буде скотина и злодея твоего спотыкнется, подыми ее»;
· «С пути сошедшему, указывай путь» (8. 134-135).
Великие реформы провела Екатерина II в образовании. Именно в те времена была создана система народного образования, состоящая из учебных заведении разного уровня и для различных слоев населения. Причем программы учебно-методических пособии и наставлении для учителей и учащихся составлялись с учетом самых передовых педагогических теории того времени и при непосредственном участии самой императрицы.
Большая часть царствования Александра I (Благословенного) прошла среди великих войн. Особенно важны его мероприятия относительно крестьянских сословии. Александр был противником крепостного права, и в деле его ограничения, им было сделано не мало. Снижение крепостной зависимости началось еще в царствование его отца – императора Павла. Он издал указ «О трехдневной барщине», согласно которому крестьяне должны были работать на помещика только три дня в неделю. При Александре I прекратилась раздача земель, населенных государственными крестьянами. Благодаря этому количество крепостных крестьян не могло значительно увеличиться. В 1803г. император издал закон «О свободных хлебопашцах», т.е. таких крестьян, которые, выйдя из крепостной зависимости, получали за известную плату или на определенных условиях по добровольному соглашению со своими помещиками землю.
Александр I в память об августейшей прародительнице в первом же указе написал: «Мы будем царствовать по сердцу и законам нашей бабки Екатерины Второй (3. 18)». Восьмого сентября 1802 года для улучшения государственного управления им учреждены восемь министерств, в том числе министерство народного просвещения. Под его началом был единственный, существовавший тогда, университет – Московский, но вскоре открылись три новых – в Вильно, в Харькове, в Казани и принято решение основать еще три – в Киеве, Устюге Великом и Тобольске. Подчинив каждому из них целый округ учебных заведении, куда входили губернские гимназии, уездные и приходские училища. Целые сословия и многие частные лица жертвовали большие суммы на основание учебных обществ и заведении. Открылись еще два училища высших наук в Ярославле и Нежине, первое – на пожертвования статского советника Демидова, другое – графа Безбородко. Так было положено начало созданию в Москве и Петербурге различных благотворительных обществ. В первом их было три: первое – для исторических изыскании; другое – для распространения сведении по части естествознания; третье – по части словесности. В Петербурге также учреждены три общества: Общество любителей наук, Беседа любителей русского слова и общество соревнователей просвещения и благотворения.