Смекни!
smekni.com

Брак - основа семьи (стр. 2 из 4)

2) физическая привлекательность (гармоничная внешность свидетельствует, как правило, о физическом и душевном здоровье человека, а значит сулит будущее благополучие и счастливый брак);

3) соответствие (по внешнему облику и физическим данным, так как выбор партнера, равного себе, повышает вероятность возникновения взаимности);

4) комплементарные потребности (фактор, прямо противоположный соответствию, и означающий притяжение двух людей, имеющих противоположные социально-психические качества, которые, по их мнению, дополняют друг друга).

Факторы, определяющие выбор брачного партнера, непосредственно влияют на развитие последующих семейно-брачных отношений и, в частности, на перспективу возникновения семейных конфликтов и развод. Давно отмечено, что в традиционных обществах семейная жизнь протекает с меньшими возмущениями, и разводы там чрезвычайно редки. Объясняется это тем, что выбор брачного партнера, сделанный третьей стороной (родителями, свахой) не позволяет супругам самим решать вопрос о продолжении или прекращении дальнейшей совместной жизни. Согласно традиции, они "навеки" отданы друг другу, и как бы друг к другу ни относились, разлучить их может только смерть[4].

Другое дело – современное общество, в котором решение и о вступлении в брак, и о разводе принимают сами супруги. Здесь "факторов риска" намного больше и соответственно гораздо больше разводов (в России, например, в конце XIX в. ежегодно распадалось около 1 тыс. браков, а в 90-е гг. ХХ в. – более 500 тыс.).

Исследователи семейных конфликтов (являющихся причиной подавляющего большинства разводов) отмечают, что они возникают, как правило, вследствие 1) социокультурного несоответствия мужа и жены (разница в образовании, культурно-духовных интересах); 2) неурегулированности социально-ролевых отношений (распределение семейных обязанностей); 3) психической несовместимости (не сходятся характерами); 4) сексуальной дисгармонии (взаимная неудовлетворенность половыми отношениями). Факторами, усугубляющими действие данных причин, могут быть: большая разница в возрасте супругов, в образовании, алкоголизм (наркозависимость) одного из супругов, легкомысленное отношение к браку, ранний возраст вступления в брак, неподготовленность к рождению первого ребенка (психическая, моральная, материальная), малый срок знакомства до брака, брак по принуждению и т.д.

По мнению С.И.Голода, для достижения гармонии в браке супруги должны адаптироваться друг к другу на семи уровнях: духовном, психологическом, сексуальном, информационном, родственном, культурном и бытовом. При этом адаптация возможна лишь при наличии интимности – симпатии, расположенности и эротической привязанности между ними.

Как известно, осуществляющаяся в старших классах подготовка к семейной жизни является последним по времени этапом формирования юношей и девушек как мужей и жен, непосредственно предшествующим их соответствующему поведению. Далеко позади осталось серьезно предопределяющее их взрослую жизнь прямое усвоение родительского опыта в общении со взрослыми членами семьи и неизбежных для дошкольного возраста ролевых играх; незаметно прошел период расширения этого опыта во внутри- и внешкольном общении, и вот уже на повестку дня настоятельно встала проблема передачи юности всего необходимого для обретения счастья в их семейной жизни.

И естественно, возникает вопрос: а что же должно входить в “список” этого необходимого? По мнению специалистов в этот “список” входит повышение ответственности молодежи перед брачной и семейной жизнью; увеличение социальной престижности отцовства и материнства; повышение психологической готовности юношей и девушек к браку; предоставление им необходимых знаний по гигиене и уходу за ребенком, психологии дошкольного возраста, детской психологии, психогигиене сексуальной жизни, основным проблемам взаимоотношений между супругами; наконец, освещение вопросов наиболее рационального ведения домашнего хозяйства, эффективной и экономной организации бюджета семьи.

Безусловно, что все эти задачи действительно должны быть решены в целях достижения готовности молодежи к семейной жизни.

Будучи по сути своей общественным явлением, семья сполна подчиняется законам общественной жизни. Это хорошо выражено в определении К. Маркса, по которому “никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак. Тот, кто заключает брак, не творит брака, не изобретает его, он также мало творит и изобретает брак, как пловец - природу и законы воды и тяжести. Брак поэтому не может подчиняться произволу вступивших в брак, а наоборот, произвол вступившего должен подчиняться сущности брака”. Дело в том, что исходным моментом готовности человека к браку и семье является деятельное понимание им общественной значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничение личной свободы.

К сожалению, понимание этого не всегда свойственно современным юношам и девушкам, отчего сплошь и рядом переход от неформальных, основанных исключительно на эмоциях взаимоотношений любви и предбрачного ухаживания к формализованным, достаточно регламентированным и, главное, обязательным отношениям супругов как брачно-семейных партнеров оказывается для них сопряженным со значительными, прежде всего, чисто психологическими, трудностями - мучительным осознанием новизны и сложности ситуации, болезненной перестройкой своего и чужого поведения, а также неприятным ощущением предопределенности и заданности[5].

Как исходное в этой связи, нужно помнить, что семья является исторически-конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения и трудовых ресурсах. И понимать, что историческая конкретность семьи заключается в том, что она меняется со временем, приспосабливаясь к изменяющимся общественным отношениям (хотя и является при этом одним из наиболее устойчивых общественных институтов); что о системе взаимоотношений упоминается постольку, поскольку в семье их довольно много; что малой группой семью можно назвать в связи с тем, что она вполне попадает под определение этого исходного для любого общества элемента социума, отличаясь, правда, характером объединения (очень личным). Социальная необходимость в семье действительно есть, ибо, исчезни она, само существование человечества оказалось бы под угрозой. И именно потому ни в одном обществе семья не была “личным делом”, ибо любое общество вправе ожидать от семьи выполнения определенных функций, и, прежде всего двух важнейших, тесно взаимосвязанных: воспитательной и репродуктивной.

Качество брака зависит от того, как семья выполняет свои основные функции, которые соответствуют базовым потребностям человека. Эти функции следующие: экономическая (удовлетворение физических, материальных потребностей), репродуктивная (рождение и воспитание детей), эмоциональная (принятие, любовь), социально-статусная (образование, приобретение места в социальной иерархии, развитие чувства долга, социальная адаптация), духовного совершенствования (раскрытие личностного потенциала). Семья благополучна, если осуществляются все эти функции. Неблагополучной считается семья, в которой не реализуется хотя бы одна из функций[6].

Любой брак начинается со знакомства и выбора партнера для совместной жизни. Влюбленные обычно уверены, что их встреча была случайной, тогда как за ней проглядывается закономерность: как правило, дети из благополучных семей больше нравятся друг другу, так же как дети из проблемных семей предпочитают таких же, как они.

Но если первые создают семью с большим жизненным потенциалом, то вторым это удается далеко не всегда, ибо они, подобно родителям, чаще ведут неадаптивный образ жизни, используют семью как арену борьбы, перемещенной мести и невротического самоутверждения. Известно, что в семейной борьбе победителей не бывает. «Борцы» просто занимаются самоуничтожением и, в конце концов, разводятся, вовлекая в проблемы собственных детей.

Статистика свидетельствует о росте числа разводов. Сегодня распадается каждый второй брак. Это всё больше заставляет задумываться о минимизации возможных психологических и материальных потерь для обеих сторон в случае развода. Одной из таких форм и есть брачный контракт, который является инструментом, в известной мере препятствующим обеим сторонам использовать процедуру развода для сознательного нанесения урона друг другу.

В. Сатир утверждает, что, вступая брак, человек стремится обогатить, наполнить свою жизнь новым смыслом. Только очень странный человек, считает она, и по очень странным причинам сознательно пойдет под венец, зная, что брак сделает его или её жизнь еще хуже. Люди надеются на то, что после того, как они поженятся, их жизнь станет лучше и интересней. Эти надежды лежат в основе предполагаемой семьи. Когда надежды начинают рушиться, появляется реальная угроза браку, хотя большинство людей, если их спросить, ответят, что женились по любви.

“Я верю в любовь, способность любить и быть любимым. Я думаю, что любовь, включая любовь и сексуальную, - самое прекрасное и полноценное чувство, которое может испытать человек. Не любя и не будучи любимыми, человеческая душа и сердце застывают и умирают. Но любовь не может удовлетворить все требования жизни; нам столь же необходимы интеллект, новые знания, профессионализм”[7].

В социологической науке существует следующая интерпретация понятия удовлетворенности браком. Обобщая ряд работ, Ю. Е. Алешина обозначает удовлетворенность браком как характеристику «субъективной оценки каждым из супругов характера их взаимоотношений»[8]. Семья при этом рассматривается с точки зрения ее собственных динамических изменений, аналогичным процессам в малой группе. Часто употребляемыми синонимами термина «удовлетворенность браком» являются «успешность брака», «сплоченность семьи», «совместимость супругов» и др.