Таким образом, основным мотивом и личностным смыслом бродяг является стремление к сохранению своей субъективно-личностной и социальной дезидентификации.
Социальная идентичность в определении А. Тэдшфела рассматривается как та часть индивидуальной Я-концепции, в которой заключены знания индивида о его принадлежности к социальной группе или группам вместе с ценностями и эмоциональными ее проявлениями. [21]
Опираясь на подход Тэдшфела, теорию личностных конструктов Келли, представления о сущности идентичности, развиваемые в социальной психологии, социальную идентичность следует рассматривать в качестве целостного динамического образования, выступающего как система ключевых социальных конструктов личности. Она активно конструируется субъектом в процессе жизнедеятельности, в ходе социального взаимодействия и сравнения, являющихся когнитивно-мотивационным основанием восприятия ценностей группы, а также определения допустимых границ поведения. Под конструированием (Андреева Г.М., Стефаненко Т.Г.) понимается привидение информации о мире в систему, организацию этой информации в связанные структуры, способствующие постижению ее смысла.
Многие существующие исследования связывают формирование специфики самоидентичности с характером внутрисемейных отношений, следовательно, важнейшая функция семьи в отношении детей – это включение их в структуру внутрисемейных отношений, обеспечение детей определенным местом и конкретными функциями в семье.
Самоидентичность индивида формируется на основании внутрисемейной идентичности как усвоение ребенком своей роли в семье, отношений к себе родителей.
Известно, что семья как особая социальная группа психологически характеризуется взаимосвязью между ее членами, а именно наличием взаимных идентификаций, которые порождают интересы и ценности семьи. Внутрисемейные идентификации носят характер взаимных эмпатий, т.е. способности каждого члена семьи принимать на себя роль других ее членов.
Поэтому одной из важнейших и сложнейших задач профилактики асоциальности несовершеннолетних является оздоровление условий семейного воспитания детей и подростков с отклоняющимся поведением.
Сравнительные исследования семей дезадаптированных подростков и благополучных школьников, проводимые различными исследователями, показывают, что «трудные дети» воспитываются в существенно более неблагоприятных семейных условиях, чем их благополучные сверстники. При этом среди неблагоприятных факторов семейного воспитания выделяют прежде всего такие, как неполная семья, аморальный образ жизни родителей, асоциальные антиобщественные взгляды и ориентации родителей, их низкий общеобразовательный уровень, педагогическая несостоятельность семьи, эмоционально-конфликтные отношения в семье. Так, по результатам исследования роли семьи в правовой социализации несовершеннолетних, проведенного Л. И. Аувяэртом в Эстонии, лишь немногим более половины несовершеннолетних правонарушителей проживало с обоими родителями, в то время как среди правопослушных обследованных 4/5 проживало с боими родителями.
В случае, если семья не может обеспечить ребенку позитивную социальную среду, то он отдаляется от семьи, а в дальнейшем и от общества. По данным Бородина С. В., лица, ставшие бродягами, не имели внутрисемейной идентичности. Во всех семьях отсутствовали эмоциональная близость и контроль со стороны родителей: в результате чего дети, подрастая, испытывали бессознательную потребность избежания любого контроля.
Особое внимание привлекают неполные семьи: в них у ребенка не формируется мужская идентификация. Однако важно не само по себе отсутствие отца, а поведение матери. Если мать оставляет ребенка на попечение родственников, соседей, то такой присмотр носит формальный характер, и в результате ребенок не имеет определенной функции (социальной роли) ни в своей, ни в чужой семье.
Помещение ребенка в детский дом есть одна из форм отвержения его. Конечно, далеко не все брошенные дети становятся бродягами; но вследствие отсутствия семейной идентификации ребенку требуются дополнительные ресурсы для полноценного развития своей «Я-концепции».
Страсть к бродяжничеству развивается иногда в раннем детстве. Часто она начинается с того, что ребенок неоднократно после конца уроков не возвращается домой и до ночи где-нибудь бродит. В больших городах дети скрываются в кварталах, где их часто нельзя найти неделями, так как они прекрасно умеют прятаться, присоединяясь к шайкам других детей. Страсть к бродяжничеству опасна потому, что не позволяет ребенку, а затем и взрослому, нигде остановиться, ни на работе, ни в семье. Он должен бродяжничать, так как не может иначе. Нет места на земле, которое могло бы его удержать; нет той любви, которая могла бы его привязать; никакое наказание не помешает прорваться его страсти. [19]
Выше описан механизм, когда бродяжничество является следствием несформировавшейся внутрисемейной, а следовательно, и субъективно-личностной идентификации. Но в реальной жизни возможен и обратный путь: бродяжничество служит отправной точкой для постепенного выпадения человека из обычного ритма жизни, «обрастания» асоциальными наклонностями, разрушения уже сложившегося самоопределения личности.
Бродяжничество может рассматриваться прежде всего как определенный образ жизни, который складывается в результате разрыва социальных связей. Иногда бродягами становятся люди, которые могут быть рассмотрены как жертвы социальной пропаганды и собственных романтических представлений. В поисках интересной жизни, работы, новых впечатлений и друзей эти люди прибывали на «ударные» стройки, важные народнохозяйственные объекты, но не сумев вынести бытовую неустроенность, тяжелые условия труда, климат, невысокую зарплату, уезжали и вновь пускались на поиски. С другой стороны, бродягами становились те, кто, стремясь к высокому заработку, наиболее выгодным условиям труда и оплаты, колесили по всей стране, часто меняли место жительства. Постепенно они привыкали к бытовой неустроенности, теряли социальные связи, что в итоге вело к нисходящей социальной мобильности.
Таким образом, на данном этапе изучения проблемы бродяжничества перспективным представляется подробнее рассмотреть этапы становления субъективно-личностной и социальной идентификации, выявить количественные и качественные особенности разных возрастных и социальных групп.
Бездомным считается человек, не имеющий постоянного жилища, или человек, не ведущий оседлого образа жизни. Наличие бездомных нельзя назвать чисто современным явлением, оно существовало всегда, но наибольшее распространение оно получает в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий (войн, революций, голода, наводнений и землетрясений). В настоящее время бездомных можно встретить и в развитых, и в слаборазвитых странах.
Бездомность для многих людей ассоциируется не столько собственно с отсутствием жилья у конкретного человека, сколько с особенностями проживания такого лица, обусловливающими его социальное положение.
Страх и порожденное им стремление уклониться от контакта с бездомным являются основными чувствами, которые вызывают у обычного человека эти люди. На бездомного смотрят как на человека грязного, неполноценного и морально разложившегося. Социальный диагноз общества в отношении бездомного: он безнадежен и неисправим. Члены общества относятся к нему с нетерпимостью и неуважением, брезгливостью и отвращением и, наконец, с явным опасением. Вследствие такой предубежденности общество абстрагируется от бездомных и не предпринимает сколько-нибудь серьезных попыток повлиять на государственные органы власти, чтобы те принимали активные меры социальной поддержки таких людей. Общество ориентируется на силовые меры воздействия и благожелательно относится к тому, что именно органы МВД РФ должны быть главными в решении проблем таких людей. Такая позиция является заблуждением, результатом которого становится увеличение численности бездомных лиц при игнорировании со стороны общества угроз, связанных с этим социальным злом.
Причины существования бездомных различные. Однако существует единое мнение в отношении социально-экономических причин, порождающих бездомность во многих странах мира, в том числе в России. К ним относятся: спад производства и расширение безработицы; нехватка дешевого жилья; влияние федеральной и региональной государственной политики в отношении душевнобольных; попытки властей уменьшить число людей, получающих те или иные сложившиеся виды социальной поддержки, например в выделении социального жилья и субсидий на компенсацию затрат по содержанию жилья. Для России особое значение приобрело распространение фактической бездомности для кадровых военнослужащих.
Такая причина бездомности, как безработица, обусловлена прежде всего исчезновением у человека устойчивого дохода за счет заработка. Социальное и психологическое воздействие безработицы зачастую оказывается разрушающим. Безработица является причиной внутреннего напряжения и приводит к социальному хаосу. Влияние спада производства на людей, в результате которого массово высвобождаются люди, и они, в силу сложившихся обстоятельств, вынуждены бороться за выживание, еще не оценено в полной мере. Эти люди лишаются не только работы, но и реальных возможностей на достаточное питание, медицинские и иные социальные услуги для себя и членов своих семей, а также средств для оплаты жилья. Многие из них вынуждены искать более дешевое жильё. Однако нехватка дешевого жилья – проблема многих стран. В России нехватка жилья давно стала болевым местом. И эта проблема коснулась не только тех, кто потерял работу, но и тех, кто её имеет, но чьи доходы позволяют содержать только дешевое жильё. При модернизации городских районов старые дешевые квартиры, частные жилые постройки вытесняются значительно меньшим числом более дорогих жилых помещений. В результате ежегодно часть людей выживается из своих домов. Эти люди, по существу, жертвы проектов по обновлению и экономическому развитию жилого фонда, а также роста стоимости жилья. Этот процесс затронул также и сельскохозяйственные районы. В то же время и в городе, и на селе ежегодно число дешевого жилья теряется из-за ветхости, пожаров, в том числе из-за поджогов, и разрушения. [20]