Можно выделить основные функции современной семьи в связи с главными сферами ее жизнедеятельности и важнейшими потребностями.
Ведущая роль в современной семье принадлежит супругам, которые со временем становятся еще и родителями. Поэтому все многообразие семейных функций можно условно разделить на две группы. Первую из них составляют супружеские функции, вторую —родительские.
В группу супружеских функций входят функции духовного (культурного) общения, хозяйственно-бытовая, управленческая (оба супруга являются организаторами жизнедеятельности семьи в целом), функция первичного социального контроля, представительская функция (супруги представляют семью, выступают от ее имени во всех других ячейках общества — организациях, учреждениях, семьях и проч.), эмоциональная, сексуально-эротическая и другие.
Группа родительских функций включает функции рождения и воспитания (первичной социализации) детей, содержания и опеки несовершеннолетних и нетрудоспособных (недееспособных) членов семьи.
Функция духовного (культурного) общения проявляется в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Ее составными компонентами являются: организация внутрисемейного общения; посредничество семьи во взаимодействии со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством, влияние семьи на многообразие связи своих членов с окружающей природной и социальной средой.
Счастливый брак предполагает такой диалог супругов, в процессе которого происходит обмен мыслями (информацией) и преимущественно положительными эмоциями. Необходимым условием такого обмена является четкая система хорошо усвоенных нравственных норм и правил. Главное назначение этой функции — обеспечение взаимопонимания как наиболее прочного основания в семье. Поэтому совершенствование духовных отношений предполагает повышение культуры общения. Супружеское общение — одна из сфер самореализации личности. Оно не имеет себе равных по глубине и близости умственных и (особенно) эмоциональных контактов.
Основой культуры духовного общения между супругами является, прежде всего, отношение к партнеру как к равному себе. В ходе такого общения супруги совершенствуют себя, свое умение сотрудничать с другими людьми. Если же один из супругов считает себя выше другого, может быть не только нарушено взаимопонимание, но и произойти разрыв отношений. Поэтому так важно уважать друг друга, обеспечивать взаимную моральную поддержку, что в конечном итоге помогает сохранить душевное спокойствие и приводит к эмоциональному сближению.
Эмоциональная функция семьи реализуется в удовлетворении ее членами потребностей в симпатии* уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье позволяет каждому ее члену не скрывать своего эмоционального состояния, делиться радостями, рассказывать о неудачах и обидах, получать совет по волнующему вопросу, восстанавливать и пополнять свои физические и душевные силы и таким образом поддерживать хороший жизненный тонус. [5, С.115]
Функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, особенно теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
Нельзя не учитывать тот факт, что семья устанавливает отношения и поддерживает связи с государственными учреждениями, общественными организациями, трудовыми коллективами, другими (родственными, дружескими, соседскими) семьями, отдельными лицами. Эта сфера ее жизнедеятельности связана с реализацией представительской функции.
Благодаря этой функции семья вступает во взаимодействие с социальным миром, устанавливая с другими социальными общностями экономические, идеологические, юридические, общекультурные, эмоциональные и другие отношения, представляет себя как первичную ячейку общества.
К числу важнейших относится и хозяйственно-бытовая (экономическая) функция семьи, которая направлена на удовлетворение ее материальных потребностей (в пище, жилье, одежде, предметах первой необходимости и т. д.), содействует сохранению физических сил и здоровья всех членов семейной группы.
Экономическая функция семьи включает в себя следующие основные компоненты: участие в общественном производстве, ведение домашнего хозяйства, формирование семейного бюджета, организация потребительской деятельности».
Как отмечают исследователи, влияние экономической функции на внутрисемейные отношения может быть двояким. Справедливое распределение хозяйственно-бытовых обязанностей в семье между супругами, старшими и младшими поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских отношений и трудовому воспитанию детей. При несправедливом распределении домашнего труда, когда он взваливается в основном на женщину, а муж выступает в роли «хозяина», а дети — лишь в роли потребителей, такое влияние остается неблагоприятным и ведет к возрастанию в семье разрушающих сил.
Немаловажное значение в системе супружеских отношений имеет сексуально-эротическая функция. Значение этой функции в современной семье существенно возросло. Брак рассматривается как союз, созданный, прежде всего, на эмоциональной связи, и поэтому не последнее место в этом союзе отводится удовлетворению сексуально-эротических потребностей брачных партнеров. В последнее время многие исследователи проблем брака и семьи отмечают, что именно семейно-сексуальные дисгармонии нередко являются причиной несогласия в семье, источником напряженности в супружеских отношениях.
В то же время семья позволяет осуществлять регулирование сексуально-эротической направленности поведения супругов, а также обеспечивает биологическое воспроизводство общества. Не случайно в качестве одной из важнейших функций семьи является репродуктивная (функция деторождения, или биологического воспроизводства населения). Исследователи выделяют три типа репродуктивности семьи: многодетный, среднедетный и малодетный.
Попытки изучения репродуктивного поведения населения и регулирования деторождения предпринимались уже в глубокой древности. Платон, например, считал: для того, чтобы идеальное государство было управляемым, должно иметь немногочисленное население. Поэтому избыток людей необходимо выселять в колонии. Свои взгляды относительно идеального государства в плане народонаселения высказывал и Аристотель. С целью регулирования количества населения он предлагал принять специальный закон о браке, согласно которому запрещалось иметь детей мужчинам до 37, а женщинам — до 18 лет. Аристотель полагал, что избыток населения опасен для государства: часть граждан не имеет возможности получить землю и впадает в бедность, вследствие этого в обществе растет возмущение и преступность. Чтобы избежать подобных негативных явлений, связанных с перенаселением, он предлагал в качестве средства регулирования численности граждан умерщвлять больных детей и «лишних» новорожденных.
Впервые государственные законы, направленные на упрочение семьи и стимулирование деторождения, были разработаны и внедрены в практику общественной жизни при римском императоре Августе. Этими законами учреждалось обязательное вступление в брак представителей всаднического и сенаторского сословий. Согласно этим законам, вводился ряд ограничений для холостяков и бездетных; определялись различные преимущества для всех римских граждан, имеющих детей, в том числе и для женщин; предусматривалось усиление власти главы семьи; устанавливалось строгое наказание за прелюбодеяние.
В настоящее время различные государства с целью регулирования деторождения вырабатывают и проводят в жизнь специальную демографическую политику, которая включает в себя экономические, социальные и юридические мероприятия, направленные на достижение желаемого типа репродуктивности семьи. Однако до сих пор этот процесс не получается сделать управляемым. Даже всемирно известные ученые признают, что им пока не удалось установить те закономерности общественного развития, которые определяют переход от высокой рождаемости населения к низкой, а затем — к относительно стабильному ее состоянию. Опираясь на эти закономерности, можно было бы с научной основательностью объяснить многие проблемы, которыми характеризуются демографические процессы в разных регионах мира.
Детей нужно не только воспроизвести на свет, но и воспитать, дать им образование, ввести в сложный мир человеческих отношений. Поэтому, наряду с репродуктивной, существенное значение приобретает тесно связанная с нею воспитательная функция семьи. В рамках реализации этой функции удовлетворяется индивидуальная потребность каждого из супругов в материнстве или отцовстве, контактах с детьми, их личностное формирование. В ходе выполнения воспитательной функции семья в первую очередь обеспечивает первичную социализацию ребенка и становление его психических (интеллектуальных) черт и личностных качеств, вплоть до достижения им социальной зрелости. Одна из особенностей семейного воспитания заключается в эмоциональной форме отношений между родителями и детьми, в отношениях любви. [5, С.117]
Следует иметь в виду, что семья оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого своего члена в течение всей его жизни. При этом не только родители влияют на детей, но и дети на родителей и других взрослых членов семьи, побуждая их к самосовершенствованию.