Большинство матерей детей, страдающих неврозами, сами больны ими, и значительно чаще, чем отцы: матери - в 62% случаев, отцы - в 24%. Обнаружено, что 61% матерей и 36% отцов в детстве имели выраженные признаки нервности; неврозы наиболее выражены у женщин, чьи дети страдают неврозом страха, меньше - у матерей детей с неврастенией и неврозом навязчивых состояний и еще меньше - у женщин, дети которых больны истерическим неврозом.1 Соматическая отягощенность больше всего выражена у родителей детей с неврастенией. Выявлены склонность этих родителей к авторитарным установкам, стремление к независимости, гипертрофированное чувство «я». Отмечено, что родители этих детей, как правило, имеют комплекс очерченных личностных расстройств: у них педантично - ригористические установки, сочетающиеся с яростью и паранойяльными проявлениями (эмоциональная холодность, жестокость, сверхценные комплексы). У родителей этих двух типов нередко обнаруживается также запойное пьянство, склонность к тяжелым конфликтам и антисоциальному поведению.
Для детей с обеими формами психогений наиболее травмирующими являются переживания психологической непонятности, обиды, равнодушия, но при психореактивных расстройствах особенно травмирующими становятся сверхсильные воздействия (тяжелое личное горе, издевательства, угрозы, истязания).
Неправильное воспитание (дефекты воспитания) следует рассматривать как важное условие для возникновения психогенных расстройств, как фактор, подготавливающий «психологическую почву».
В клинической практике относительно редко приходится наблюдать изолированное действие неправильного воспитания. Значительно чаще речь идет о тесном взаимодействии с другими средовыми факторами. Само воспитание не является статическим образованием, оно меняется в одной и той же семье, по отношению к одному и тому же ребенку, в зависимости от многих условий, связанных с меняющейся характеристикой, как самих родителей, так и детей.
К числу отдельных ведущих признаков неправильного воспитания, сопряженных с развитием у детей неврозов, относят также инверсию воспитательных ролей (бабушка исполняет роль матери), конфликтный характер воспитания, преобладание рационального аспекта, отношение к детям как к «почти взрослым», недостаточное внимание к половым аспектам в формировании личности детей, шаблонность, схематизм, недостаток индивидуализации, разрыв между словом и делом, дефицит душевной щедрости, несоответствие повышенных ожиданий и требований родителей реальным психофизическим возможностям ребенка, негибкость, несогласованность.
Заслуживает внимания описание воспитания по типу «неприятия». Очевидно, что этот тип воспитания близок к типу «Золушка». Авторы придают ему очень большое значение. Обозначает оно «отсутствие любви к ребенку». Неприятие порождает прежде всего страх. При неприятии в ребенке все раздражает, все вызывает досаду: «ест не так», «много плачет», «рохля» и так далее. Ребенка все время наказывают, ничего ему не прощают. Воспитание заменяется жестким контролем, подвергают суровыми наказаниям; у ребенка возникает комплекс неполноценности, стpax, что от него хотят избавиться - это самый драматический тип неправильного воспитания.
Сходный тип воспитания описан под названием воспитания по типу «ежовых рукавиц». Крайним выражением этого варианта является «воспитание» по жестокой агрессивности («изуверской жестокости»). В этих случаях не просто отсутствует любовь к ребенку, но имеет место стойкая ненависть и садистское отношение с ухищренными издевательствами, с физическими «пытками», отказом в еде и питье по нескольку дней, с переламыванием костей, «вывешиванием» ребенка на стене. Финалом этих чудовищных издевательств является в «легких» случаях психогенное развитие личности и убийство подростком лица, являющегося источником такой травматизации, а в самых тяжелых случаях - «забивание ребенка до смерти» или попытка самоубийства у ребенка (подростка).
Влияние физического наказания на психическое развитие ребенка хорошо описано известным детским психиатром Алисой Миллер. Отрицательное влияние родителей на детей может играть определенную роль в патогенезе неврозов и психореактивных расстройств, которые в свою очередь приведут к новому поколению родителей, воспитывающих детей по «архетипичной» схеме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вероятность того, что один из членов семьи станет применять насилие в отношении другого зависит от множества факторов. Насилие в семье возникает по множеству причин и разными путями, проявляясь в самых разнообразных действиях.
Данная работа имела своей целью понять и описать насилие в семье не как «ужас отдельного случая», опыт одного из членов семьи, а как процесс происходящий внутри семейной системы и оказывающий на неё влияние и затрагивающий всех членов семьи.
Невозможно в полной мере понять причину насилия в семье и главное помочь пострадавшему человеку, рассматривая его вне многообразия отношений и связей, которые он имеет со своей семьёй и окружающей его действительностью вообще, работая с насилием лишь как с повторяющимися случайностями, забывая, что насилие системно, встроено и закреплено в семейной системе. Следовательно, поскольку насилие феномен системный, то к его диагностике и терапии должны разрабатываться и применятся системные подходы.
В связи с отсутствием общегосударственной политики по данному вопросу и несовершенством системы правовой и социальной поддержки имеющиеся общие и специализированные социальные службы должны самостоятельно разрабатывать механизмы решения проблем семейного насилия. Специалисты разного профиля отмечают, что безопасность в семье может обеспечить экстренная и долговременная помощь жертвам насилия и их семьям; просвещение, консультирование и психологическая коррекция виновника насилия, жертвы и других членов семьи; профилактика семейного насилия. С этой целью уже проводится работа по координации усилий правоохранительных органов, социальных служб, медицинских и образовательных учреждений, общественных организаций в рамках единой стратегии искоренения и предотвращения насилия в семье.
Проблема жестокого обращения с детьми в семье имеет многомерную природу. Это обуславливает необходимость многомерного, комплексного подхода к решению проблемы. Ключ к эффективности такой комплексной помощи лежит в ее координации, которую целесообразно возлагать на социальные службы.
Сегодня все более очевидным становится тот факт, что проблема семейного неблагополучия в целом и насилия в частности требует решения комплекса задач психологического, педагогического, юридического, социального характера, направленных на разработку практических мер по предотвращению семейного насилия и реабилитации пострадавших от него.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль. – СПб. Москва. 2001г., с.285 – 319.
2. Жестокое обращение с детьми / Т.Я.Сафонова, Е.И.Цымбал, Л.Я.Олиференко и другие. – Москва.1993 г.
3. Ильина С.В. К проблеме экспериментального исследования паттернов детско – родительских отношений взрослого пациента (тезисы доклада).// Международная конференция памяти А.Р.Лурии, тезисы докладов. М., МГУ, 1997.
4. Ильяшенко А.Н. Основные черты насильственной престепности семье // Социологические исследования. 2003 г. № 4.
5. Качалова Ю.Н. Социум: Новая реальность, которая зависит от нас. – М., Фокус, 1997г.
6. Кобута М.А. Насилие в семье: это необходимо знать для его выявления и предотвращения. – Ярославль. 2006 г.
7. Козлов А. А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. – Москва, Флинта МПСИ, 1998 г.
8. Мир человека. Хрестоматия / Под ред. А.Ф.Малышевского. – Москва: Интерпракс. 1993 г., 304 с.
9. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. — Москва: НФ "Класо", 1998г.
10. Насилие в семье: С чего начинается семейное неблагополучие: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.С.Алексеевой. – Москва. 2000 г.
11. Плотникова А.Д., Бабочкин П.И. Молодая семья. – Москва. 2004г.
12. Профилактика и устранение последствий семейного насилия в отношении женщин / Е.В.Борисова, Е.А.Гужвинская, А.Н.Иноземцева и другие. / Под ред. Е.А.Мясоедовой. Астрахань, 2003 г., 63 с.
13. Руководство по предупреждению насилия над детьми / Под ред. Н.К.Асановой. – Москва. 1997 г.
14. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб: Питер, 2001 г. – (серия «Практикум по психологии»).
15. Черепанова Е.М. Психологический стресс, помоги себе и ребенку. – Москва: Академия, 1997 г.
1 Кобута М.А. Насилие в семье: это необходимо знать для его выявления и предотвращения. –.Ярославль.
2006 г., с.4.
1 Кобута М.А. Насилие в семье: это необходимо знать для его выявления и предотвращения. –.Ярославль.
2006 г., с.4.
1 Жестокое обращение с детьми / Т.Я.Сафонова, Е.И.Цымбал, Л.Я.Олиференко и другие. – Москва. 1993 г.,
с. 63.
1 Жестокое обращение с детьми / Т.Я.Сафонова, Е.И.Цымбал, Л.Я.Олиференко и другие. – Москва. 1993 г.,
с. 63.
1 Руководство по предупреждению насилия над детьми / Под ред. Н.К.Асановой. – Москва. 1997 г., с.87.
1 Насилие в семье: С чего начинается семейное неблагополучие: Научно-методическое пособие / Под ред.
Л.С.Алексеевой. – Москва. 2000 г.
[1] Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. — Москва: НФ "Класо", 1998г., с. 123.
1Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. – М., Флинта
МПСИ,1998г.
1Качалова Ю.Н. Социум: Новая реальность, которая зависит от нас. – М., Фокус, 1997г.