Распад семьи проходит через ряд характерных стадий. В начальной стадии супруг (чаще это жена) считает, что все не так уж плохо. Возникают определенные разногласия, но сохраняется вера, что партнер просто слишком уж увлекся игрой, однако скоро все станет на свое место и в семье воцарятся мир и благоденствие. Но постепенно приходит понимание, что ожидания напрасны. Этот период часто называют периодом «открытия проблемы».
Во второй, стрессовой стадии супруга игрока переживает чувство вины за мужа и корит себя за то, что не может ему помочь. Сама она волнуется настолько сильно, что порой появляются болезненные симптомы.
Третья стадия чаще всего завершается разводом. Но иногда разрыв отношений приводит супругов к тяжелым нервным срывам, даже к суицидам.
Социология как наука ставит своей задачей не только выявление и обоснование различных видов отклоняющегося поведения, но, в первую очередь, определение причин таких паттернов и выработку мер по преодолению анормальных поступков членов общества. Для того чтобы успешно решать эти задачи необходимо полнообъемно изучить симптомы зависимого поведения, социальные факторы его провоцирующие. Решить эту задачу – значит не только выявить полный путь развития зависимого поведения, но и представить пути возможной социальной реабилитации индивида.
Социологический подход к исследованию зависимостей означает анализ общественной сущности этих отклонений, их природу и причины возникновения в контексте характерных для данного социума социокультурных, социально-экономических, психологических, политических и национальных особенностей.
Причины девиации в разное время объяснялись по-разному. Одно из первых объяснений, связанное с биологическими факторами, было дано в работах Ч. Ломброзо о преступном типе человека и его биологической, в силу наследственности, предрасположенности к различного рода девиациям. Другое известное объяснение отклоняющегося поведения – психологическое, его первым наиболее обстоятельно, изложил З. Фрейд. В 1897 году один из основателей социологии как науки Эмиль Дюркгейм выпустил книгу «Самоубийство», где он изложил теорию аномалии. Это была одна из первых попыток социологического объяснения девиантного поведения человека.
В современной социологии за основу типологии девиантного поведения принято брать классификацию, предложенную Р. Мертоном в сборнике его работ, известном под названием «Социальная теория и социальная структура». Мертоновская типология строится на принятии или непринятии «культурных целей» и «институализированных средств», которые в случае перемены этих ценностей или возможных способов адаптации к институализированным ожиданиям определяют различные виды отклонений. Для Мертона определяющим фактором девиации является разрыв между культурными целями и институциализированными средствами.
В российской науке, в отличие от зарубежной, за редким исключением (Ц.П. Короленко-1991 год, В.В. Зайцев, А.Ф. Шайдулина – 2003 год), практически нет специальных разработок и публикаций, посвященных избавлению от азартно-игровой зависимости. В.В. Зайцев представил реабилитационную программу, в которой учитываются не только стадии игровой зависимости, но и описанные им фазы игрового цикла. Такой подход позволил создать на базе Санкт-Петербурского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева систему психосоциальной помощи, ориентированную как на обучение пациентов способам самоконтроля, так и на восстановление их личного, семейного и профессионального состояния.
Необходимо отметить, что профессионалы с сомнением относятся к обещаниям гарантированного излечения от азартно-игровой зависимости. Они лучше, чем кто-либо понимают, что единственная надежда на социальное восстановление возможна лишь при условии, что основные усилия будут приложены самим девиантом. Специалисты по излечению патологических игроков считают, что любые, самые лучшие, программы способны помочь лишь тем, кто принял три условия: честно признал свою беду и все возникающие по ходу лечения проблемы, открыт к новому и неизведанному, а также искренне хочет избавиться от зависимости и начать новую жизнь.
Заключение
На основании вышеизложенного мы пришли к выводу, что исследование игрозависимости, как нового социокультурного явления, подтверждает актуальность данной проблемы, необходимость и реальную значимость для социума практических методов возвращения игрозависимых индивидов к нормальной социальной и духовной жизни. Несмотря на естественность и неотъемлемость состояния игры для человека, в определенных социальных условиях игра имеет свойство перерастать в зависимое поведение, приобретая в результате деструктивные социокультурные качества. Начинает пагубно влиять не только на культурно-духовную сферу самого патологического игрока, его окружение, но и создает негативный поведенческий образ
Результаты, полученные на основе социологического опроса, исследовавшего соприкосновение населения с азартными играми, демонстрирует весьма не оптимистические перспективы, в первую очередь, подтвердив остроту проблемы распространения игромании как контркультурного явления на всё более широкиесоциальные слои общества и прежде всего на молодежь. Мы пришли к выводу, что на ранней стадии патологических игроков выявить крайне сложно, практически невозможно, более того, уже, будучи в стадии крайней девиации, очень немногие игроки признают свою проблему, а только при этом условии возможен процесс социокультурной и духовной реабилитации. Часть патологических игроков считает её проблемой прошлого, часть же принципиально отрицает её наличие. В любом случае, процесс распространения пристрастия к азартным играм и появление патологических игроков очень трудно контролировать.
Список литературы
1. Веселкова Н.В. Азартные игры в Росии// Социологический журнал. 2009. №3.
2. Журнал СОЦИС. № 10, 2009.
3. Журнал СОЦИС. № 11, 2008.
4. Журнал СОЦИС. № 12, 2009.
5. Журнал СОЦИС. № 10, 2009.
6. Журнал СОЦИС. № 10, 2009.
7. Журнал СОЦИС. № 4, 2007.
8. Кравченко А.И. Социология. Учебник М. 2005.
9. Каменский А. «Вне игры» // SmartMoneyот 16.07.2009.
10. Смелзер Н. Социология// Социологические исследования. 1990 №11.
11. Шепель Ю.Азартные игры как инструмент разрушения общества //Власть, №7, 2009 г. С. 61-65.
[1] Веселкова Н.В. Азартные игры в Росии// Социологический журнал. 2009. №3. С. 45.
[2]Там же.
[3]Каменский А. «Вне игры» // SmartMoney от 16.07.2009.
[4]Журнал СОЦИС. № 10, 2008. С. 34.
[5]Шепель Ю.Азартные игры как инструмент разрушения общества //Власть, №7, 2007г. С. 61-65.
[6]Шепель Ю.Азартные игры как инструмент разрушения общества //Власть, №7, 2007г. С. 61-65.
[7]Шепель Ю.Азартные игры как инструмент разрушения общества //Власть, №7, 2007г. С. 61-65.
[8] Шепель Ю.Азартные игры как инструмент разрушения общества //Власть, №7, 2009. С. 61-65.
[9]Там же.
[10]Там же.
[11] Шепель Ю.Азартные игры как инструмент разрушения общества //Власть, №7, 2009. С. 61-65.
[12] Там же.
[13] Там же.
[14] Там же.
[15] Шепель Ю.Азартные игры как инструмент разрушения общества //Власть, №7, 2009. С. 61-65.
[16] Журнал СОЦИС. № 4, 2007. С. 46.