Смекни!
smekni.com

Влияние образования и социализации личности на общество (стр. 1 из 2)

Содержание

Введение

1. Социализация как социокультурное явление

2. Связь образования и культуры общества

3. Концепция «значимый другой» в процессе социализации

Заключение

Список литературы


Введение

Далеко не все, что связано с развитием, может быть названо обучением. В него, например, не входят процессы и результаты, которые характеризуют биологическое созревание организма, разворачиваются и протекают по биологическим, в частности генетическим, законам. Хотя процессы созревания также связаны с приобретением организмом нового и изменением уже имеющегося опыта, хотя они также могут способствовать лучшему приспособлению организма к условиям окружающей среды, эти процессы, тем не менее, нельзя назвать научением. Они мало или почти не зависят от обучения и научения. Например, внешнее анатомо-физиологическое сходство ребенка и родителей, умение схватывать предметы руками, следить за ними и ряд других возникают в основном по законам созревания. Оно же, в свою очередь, может быть определено как биологически детерминированный процесс изменения организма и его функций, включая некоторые психологические и поведенческие признаки, изначально, вероятно, заложенные в генотипе.

Цель данной работы – проследить влияние образования и социализации личности на общество.

Задачи:

- рассмотреть процесс социализации;

- выявить связь образования и культуры общества;

- изучить концепцию «значимый другой» в процессе социализации.


1. Социализация как социокультурное явление

Социализация — это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, друзья, сверстники в школе, средства массовой информации и т. д.

Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов.

Социогенетический подход старается объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми.

Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни[1].

Другая теория в рамках этого подхода, теория научения, считает жизнь личности, ее отношения результатом подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скинер и др.).

Теория ролей, в свою очередь, исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми (У. Доллард, К. Левин и др.). Отечественная психология выделяет следующие факторы, влияющие на социализацию личности:

1.макрофакторы – страна, государство, общество, культура;

2.микрофакторы – семья, микросоциум, институты воспитания, религиозные организации;

3.мезофакторы – этнос, региональные условия, тип поселения, СМИ[2].

Социальное развитие – процесс социализации человека, освоение им социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия.

2. Связь образования и культуры общества

Связь образования и культуры является наиболее прочной, уже самые ранние стадии становления института образования связаны с культом, ритуалом: культура требовала постоянного воспроизводства. Одним из основных принципов существования и развития образования является «культуросообразность». Этот принцип пришел на смену выдвинутому чешским педагогом Я.А. Коменским положению «природосообразности» обучения. Как полагал Я.А. Коменский, учиться можно легко, только «идя по стопам природы», в соответствии с чем и были сформулированы основные постулаты обучения, отражающие принципиальные законы природы и человека как ее части[3]. Принцип «культуросообразности» сформулирован А. Дистервегом: «Обучай культуросообразно!», т. е. в контексте культуры, ориентируясь на ее характер и ценности, на освоение достижений и воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие.

Известный этнограф М. Мид по этому основанию выделяет три типа культуры:

- постфигуративную;

- кофигуративную;

- префигуративную.

При постфигуративной культуре (примитивные общества, маленькие религиозные сообщества и т. д.) дети, прежде всего, учатся у своих предшественников, и взрослые не могут вообразить себе никаких перемен и потому передают своим потомкам лишь чувство неизменной «преемственности жизни». Прожитое взрослыми — это «схема будущего для их детей». Этот тип культуры тысячелетиями характеризовал человеческие сообщества вплоть до начала цивилизации. Проявление этого типа культуры встречается и в наше время в диаспорах, сектах, диких племенах.

Кофигуративный тип культуры предполагает, что и дети, и взрослые учатся у сверстников. Однако этот тип культуры включает в себя постфигуративную систему в смысле следования более авторитетным людям в нормах, поведении и т. д. В чистом виде кофигуративная культура может проявляться в сообществе, которое остается без старших. На примере анализа жизни иммигрантов в США, Канаде, Австралии, Израиле М. Мид показывает, что новые условия жизни требуют новых методов воспитания. В этих условиях возникает ситуация объединения сверстников, идентификации со сверстником — ситуация, когда референтными, значимыми для подростка, являются не взрослые, не родители, а именно сверстники.

Префигуративная культура, «где взрослые учатся также у своих детей», отражает то время, в котором мы живем, отмечает М. Мид. Это культура, которую предвидят, это мир, который будет. Образование должно подготовить детей к новому, сохраняя и преемствуя то ценное, что было в прошлом, ибо связь поколений есть история цивилизации[4].

Очевидно, что разные подходы к проблеме внутренней связи культуры (её типов, парадигм, тенденций) и образования вскрывают накопившиеся в истории цивилизации противоречия между сложившимся «образовательным» стереотипом общественного сознания и накапливаемыми человечеством знаниями о ребенке, детстве и его мире. Современное образование характеризуется поиском решения этого противоречия.

3. Концепция «значимый другой» в процессе социализации

Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию «значимого другого». «Значимый другой» — это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и формирование их собственного «Я». В качестве «значимых других» могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые участники детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «значимого другого».

Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощущение человеком своего собственного «Я» и степень социализации личности, — это идентичность и самоуважение. Под идентичностью понимается ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей. Например, представитель определенной нации стремится к культурным образцам своей нации, сопоставляя их с культурными образцами других наций. Ощущение индивидом идентичности с группой в значительной степени зависит от индивидуальных или групповых потребностей, удовлетворение которых приводит к повышению его престижа в глазах «обобщенного другого». Часто люди определяют идентичность по признаку расы, национальности, религии или роду занятий. Наличие этих признаков у индивида может означать низкий или высокий престиж в глазах тех, кто имеет значение для данной личности, кто оказывает влияние на ее поведение.

В истории наблюдаются такие ситуации, когда индивиды ведут тяжелую и часто бесполезную борьбу на каком-либо поприще только из-за того, что они идентифицируют себя с другими индивидами и своим поведением стремятся заслужить их одобрение и повысить свой престиж. Чувство самоуважения также социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать себя недостойным и неспособным[5].


Заключение

Установлено, что процесс и результаты человеческого развития обусловлены совместным воздействием трех факторов: наследственности, среды и воспитания.

Наследственность — это отражение биологического. Носители наследственности — гены (в пер. с греч. «ген» — «рождающий»). Человек наследует видовые задатки, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, цвет волос, глаз, кожи. К наследственным относятся особенности нервной системы, обусловливающие характер протекания психических процессов. Психические расстройства (например, шизофрения), болезни крови (гемофилия), эндокринные расстройства (карликовость) также передаются по наследству.