http://tolks.ru/?to=2&what=view_word&file_id=57272&from=base
5. словарь С. Ю. Ожегова и Н. В. Шведовой
http://tolks.ru/?to=2&what=search&slv=all&file=%F1%EA%EB%EE%ED%ED%EE%F1%F2%FC&imageField.x=0&imageField.y=0&here=1
При определении теоретических основ предмета исследования необходимо указать те теоретические подходы, которые будут использоваться при описании свойств и характера их взаимосвязи в рамках предмета данного исследования.
Выбирая концепцию исследования, я принимаю теории, которые будут положены в основу построения исследования. Так, для изучения негативного влияние политики на межличностные отношения молодежи (предмета исследования) я выбрала следующие теории:
1. Книга Макиавелли «Государь».
2. Политическое сознание и политическая идеология .
Макиавелли «Государь». Представителем данной теории является Никколо Макиавелли, работа была создана в Средние века и в XXI веке привлекают внимание политиков, общественных деятелей, исследователей и любителей изящной словесности: его политические трактаты полны актуальных принципов и рекомендаций. Макиавелли выступал сторонником сильной государственной власти. Самоуверенность, смелость и гибкость сильного государя – вот от чего зависит, по мнению автора, успех проводимой им политики.
Макиавелли говорит, что у государя, унаследовавшего власть, меньше причин и меньше необходимости притеснять подданных, почему они и платят ему большей любовью. Своим изречением о том, что «Моисей не убедил бы народ Израиля следовать за собой, дабы выйти из неволи, если бы не застал его в Египте в рабстве и угнетении у египтян» Макиавелли хотел сказать, что людям неинтересны предложения со стороны других людей, пока они не попадут в трудную для себя ситуации, только тогда они могут прислушаться к кому-то.
Невозможно не согласиться с тем, что на народ можно надеяться тогда, когда они нуждаются в государе и в государстве. Государь должен побуждать граждан спокойно предаваться торговле, земледелию и ремеслам, чтобы одни благоустраивали свои владения, не боясь, что их у них отнимут, другие- открывали торговлю, не опасаясь, что их разорят налогами. Более того он должен располагать наградами для тех, кто заботится об украшении города или государства.
Понятия, используемые в теории:
- Государь
- Власть
- Народ
Вывод из теории:
Мы видим, что в своей работе Никколо абсолютно точно передал сущность настоящего государя. Она абсолютно точно описывает все необходимые истинному руководителю черты, включая в себя все аспекты управления и, являясь работой актуальной для любых временных периодов. Увы, не все государи в наше время таковы. Опираясь на данную теорию, можно говорить о неком идеале государя, последовательно выполняющего определенные функции, сбой в которых приводит к неблагоприятным последствиям в народе. Эту теорию я привела в пример, как теорию идеального государя, она содержит в себе безумное количество советов и последствий после неких действий. Однако, в теории, практически ничего не говорится о том, каким образом происходит само влияние на сознание народа, на их поведение и на их отношение друг к другу.
Поэтому, обращаюсь к следующей теории.
1. Политическое сознание и политическая идеология . Демидов А.И., Житенев В.А., Соловьев А.И.Данная теория была разработана несколькими авторами, включившими в нее свои работы:
1. Демидов А.И., Федосеев А. А. Основы политологии. М., 1995.
2. Житенев В.А. Политическая культура: опыт формирования и проблемы. М., 1990.
3. Политология: Учеб. пособие для вузов. / Сост. и отв. редактор А.А. Радугин. - М.: Центр, 1999
4. Соловьев А.И. Политическая культура // Вестник МГУ. Сер. 12. 1995. № 2-3.
5. Фарукшин М.К. Политическая культура общества // Соц. политические науки. 1991. № 4
Политическая культура имеет две стороны: духовную и практическую. Одной из базовых духовных основ политической культуры является политическое сознание.
Политическое сознание - это осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями, общественными классами). Оно выступает как совокупность соответствующих знаний и оценок.
Роль политического сознания в жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное отражение политического бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать огромное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества, а также на все другие сферы общественной жизни.
Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений.
По этим причинам состояние политического сознания как общества, так и составляющих его классов, слоев, групп крайне важно учитывать в практике политического управления общественными процессами. В этом плане власти, политические партии должны стремиться к формированию такого сознания, которое способствовало бы поддержанию социально-политического равновесия, наиболее полно выражало бы потребности социального прогресса государства.
Политическое сознание во многом является совокупностью политических представлений. Ведь духовная сфера мира политики состоит из представлений. А ничего политического без сознания нет.
Политическое сознание носит не только групповой, но и индивидуальный характер. В этом плане оно имеет три источника.
Первый источник - семейное окружение человека. Речь идет о совокупности идей и чувств, переданных воспитанием. Соответствующий социально-психологический багаж создает фундамент политического сознания. На его основе формируется личность гражданина.
Второй источник - это в широком смысле информация. Она поступает человеку как через общение, так и через средства массовой коммуникации (телевидение, прессу, радио).
Третий источник - это личный опыт индивида. Он опровергает или подтверждает полученное знание, но в любом случае существенно влияет на процесс формирования и развития политического сознания.
Названные источники образуют совокупность знаний, которые позволяют политическому "Я" анализировать мир политики и определяться по отношению к нему.
При этом знания, полученные от семьи, могут быть представлены как опыт, накопленный различными поколениями, но вместе с тем могут быть и тканью предрассудков. Информация тоже может быть истинной или ложной. Да и жизненный опыт человека, представляющий для него богатство пережитого, может оказаться нетипичным и не отражать политическую реальность.
В любом случае человек сам преобразовывает эти факторы в единую более или менее ясную и духовно структурированную политическую систему.
У большинства людей этот процесс происходит стихийно, случайно и даже отвлеченно. Более того: большинство людей склонные повторять те политически ориентированные рассуждения, которые им преподавали, или которые они узнали из других внешних источников.
Осознание политических проблем, представления о мире политики у людей тесно связаны с их политическими интересами, пристрастиями. Следовательно, действительность оценивается через политическое сознание не сама по себе. Ее восприятие зависит от предшествующих убеждений и интересов людей.
Многие политические учения и ценности, являющиеся продуктом политического сознания, имеют в современном обществе мировоззренческое значение. Поэтому они важны не только для совершенствования политической культуры людей, но и для духовного, цивилизованного развития человечества в целом.
В то же время реально несовпадение тех или иных позиций политического сознания в процессе политической деятельности отдельных государств и их объединений, общественных классов, наций, партий. Важно, чтобы обусловленная этим идеологическая и политическая борьба не перерастала в вооруженное противоборство, носила мирный, цивилизованный характер.
Политическое сознание выполняет целый ряд функций:
1. Регулятивная функция. Политическое сознание регулирует социальное поведение людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности вырабатываемых им политических идей, норм, представлений и убеждений.
С особой силой потребность в регулятивной функции политического сознания обнаруживается на переломных этапах общественного развития, в кризисные периоды. Именно от политического сознания широких слоев общества, от политических установок "верхов" зависят эффективность политических систем, ход развития событий, направленность социально-политических преобразований.
2. Познавательно-информационная функция. Люди рано или поздно, но неизбежно соприкасаются с миром политики. Даже если они не желают ею заниматься - политика "займется" ими все равно. Она влияет на жизнь и судьбы людей через государство, законы, партии, общественные организации и др. Она "проникает" в людей в виде политической информации.
Механизм современной жизни таков, что люди вынуждены постоянно делать выбор, в том числе и политический. Все это подталкивает их к познанию мира политики, к получению политической информации.
Политическое сознание в этом плане призвано помочь людям усвоить политические знания и информацию, определить свое место в общественно-политической жизни и правильно в ней ориентироваться.
3. Оценочная функция. Политическое сознание предназначено не только для осознания (отражения) социально-политической действительности. В его недрах в процессе осознания мира политики вырабатываются и оценки (отношения) к тем или иным политическим явлениям и проблемам.