Смекни!
smekni.com

Возможности библиотерапии и терапии художественными фильмами в профилактике девиантного поведения детей и подростков из неблагополучных семей (стр. 6 из 9)

Использование техники коллажа нередко помогает подросткам преодолеть робость, связанную с отсутствием «художественного таланта» и умений. Кроме того, использование уже готовых предметов и изображений для создания из них новой композиции даёт подросткам чувство защищённости, поскольку они не так отожествляют свои переживания с этими предметами и изображениями, как, например, при рисовании. Арт-технологию можно разделить на две основных группы: индивидуальная и групповая. Индивидуальные арт-технологии используются с широким кругом клиентов. Принято считать, что индивидуальные арт-технологии подходят, прежде всего, тем клиентам (подросткам), которые имеют неглубокие психические расстройства, преимущественно невротического характера. При индивидуальной арт – технологии в самом начале нужно объяснить подростку, в чём будет заключаться совместная работа, что подросток может и чего не может делать. В некоторых случаях подросток может попытаться уничтожить свою работу – как ту, над которой он трудиться в настоящий момент, так и одну или несколько ранее созданных. Это может отражать тот или иной травматичный для него опыт, который он не может пока интегрировать, либо очевидный внутренний конфликт. Как правило, не стоит этому препятствовать, но в то же время нужно попытаться выяснить, с чем связано данное желание клиента. Индивидуальная арт-технологическая работа может продолжаться довольно долго. Во многих случаях это несколько месяцев или даже лет. Нежелательно внезапное прекращение работы, оставляющее подростка «незащищённым». Завершение работы обозначает некий личностный «рост» совершившийся в подростке за тот или иной промежуток времени. О групповых формах арт-технологической работы можно сказать, что в настоящее время они используются очень широко. Как всякий коррекционный метод, групповая арт-технология имеет своей целью определенные изменения в состоянии и социальном поведении участников группы.

Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль как в восстановление роли организма, так в формировании духовного мира личности. В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. Так же особое значение придавалось театру. С помощью силы театрального воздействия проповедовались определённые идеи, формировалось мировоззрение народа. Театр давал зрителям живые уроки героизма, воспитания воли, верности своим идеалам.

В Европе практика использования изобразительного творчества в лечении больных, имеющих психические расстройства, относится к началу ХХв. В США в 1940-е гг. М. Наубург использовала в психотерапевтической работе с детьми рисуночные техники, рассматривая выражение ребёнком своих переживаний в изобразительной деятельности.

Суть арттерапевтического воздействия состоит в том, что эмоционально травмирующая ситуация при помощи разных средств искусства и художественной практики с помощью психотерапевта находит своё внешнее выражение, доводиться до катарсистической разрядки, вследствие чего облегчается состояние клиента.

Реабилитационные и коррекционные возможности искусства по отношению к подростку связаны прежде всего с тем, что является источником новых позитивных переживаний подростка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. А повышение эстетических потребностей детей и подростков, активизация потенциальных возможностей ребёнка в художественной практической деятельности и творчестве – это и есть реализация социально-педагогической функции искусства.

Социально-педагогическое направление реабилитационной, профилактической, коррекционной работы с подростками посредствам искусства осуществляется двумя путями:

· путём воспитания способности эстетически воспринимать действительность как непосредственно в жизни, так и через произведения искусства;

· путём деятельности, связанной с искусством (художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрализовано-игровой).

Искусство, являясь фактором художественного развития, оказывает влияние на эмоциональную сферу ребёнка, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Участие подростка в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает профилактику, коррекцию, реабилитацию нарушений коммуникативной сферы и девиантного поведения. Подросток в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира ребёнка с проблемами, Утверждению в нём чувства социальной значимости.

Все виды искусства, с которыми ребёнок с проблемами соприкасается в дошкольном и школьном возрасте, влияют на адекватность его поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции. Реабилитационный и коррекционный эффект воздействия искусства на ребёнка с проблемами выражается также в том, что общение с искусством помогает ему «очиститься» от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить в новый путь отношений с окружающим миром.

Основными функциями арт-технологий являются:

– катаристическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний);

– регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);

– коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирования адекватного межличностного поведения, самооценки);

– профилактическая.

В процессе арт-технологической работы нередко используются музыка, движение и танец, сочинение историй и драма. Такие формы с одновременным использованием различных способов самовыражения называют мультимедийными. Иногда их интегративный характер подчёркивается с помощью сложных словосочетаний: «арт-драма-технология», «арт-танцевальная» технология, «библиотерапия», «терапия художественными фильмами», «музыкотерапия», «оккупациональная терапия» и другие.

Музыка как терапевтическое средство, по данным исследований отечественных и зарубежных учёных (В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, К. Швабе), регулирует настроение, улучшает настроение, улучшает самочувствие, стимулирует волю к выздоровлению. Это обусловлено естественной потребностью человека в восприятии музыки, безвредностью, доступностью, простотой выбора музыкальных произведений. Отмечен положительный эффект при сочетании «арт» и танцевально-двигательных технологий. Безусловно, необходимо принять во внимание принципы и процедуры игровой психотерапии.

Игровой характер многих арт-технологических упражнений и техник позволяет обеспечить систему координат, отличную от той, что используется в реальной жизни.

Игры открывают возможность для непрямого обращения к актуальным проблемам, непосредственное обсуждение которых было бы слишком болезненным. Они могут быть источником радости и веселья, являясь в то же время серьёзным делом. Ещё одно важное обстоятельство – творчество самого социального работника. Сказанным подчёркивается высокая степень творческой свободы, гибкость в использовании времени, средств, материалов, приёмов и техник в арт-технологическом процессе. По существу, социальный работник каждый раз по-новому выстраивает свою работу в зависимости от проблемы.

Термин «арттерапия» ввел в употребление Адриан Хилл (1938), при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А. Маслоу.

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я».

Важнейшей техникой арттерапевтического взаимодействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.

С точки зрения представителя гуманистического направления,

коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими.

Цели арттерапии

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение.