Смекни!
smekni.com

Возникновение и предпосылки психологического течения в социологии (стр. 2 из 2)

Идея сведения социального к психологическому не была, конечно, новой. На "универсальные законы психологии" и "свойства человеческой природы" ссылались и Локк, и Юм, и французские просветители, и английские утилитаристы. Милль в полемике с Контом утверждал, что все социальные законы сводятся к "законам индивидуальной человеческой природы". "Соединяясь в общество, люди не превращаются в нечто другое, обладающее другими свойствами... В общественной жизни люди обладают лишь такими свойствами, которые вытекают из законов природы отдельного человека и могут быть к ним сведены". Поэтому социология как наука "о действиях масс людей и о различных явлениях, составляющих общественную жизнь", имеет своей основой психологию.

Сложные общественные явления ученые пытались объяснить, используя аналогии между явлениями биологическими и социальными. В конце Х1Х века идущий от Спенсера биологический редукционизм начал обнаруживать свою недостаточность и стал все чаще подвергаться критике со стороны представителей позитивизма. В поисках новых подходов биологический редукционизм пытаются смягчить, а затем заменить редукционизмом психологическим. Все это свидетельствует о том, что в процессе поисков новых подходов к социальным явлениям происходило уточнение предмета социологии.

Необходимость обращения к психологии стала осознаваться представителями разных философских и научных направлений задолго до того, когда психологизм как тенденция приобрела всеобъемлющий характер в общественных науках. В 19 столетии в Германии получает развитие особая область научного знания, известная как психология народов. В. Вундтом был издан 10-томный труд, посвященный этой теме. Немецкие ученые М. Лацарус и Г. Штейнталь, известные своими трудами в этой области, объявили "психологию народов" наукой, которая должна лечь в основу социологии. По их представлениям общественные науки нуждаются в обосновании природы социальной жизни как психического процесса, несводимого к сумме отдельных человеческих психик.

Работы Лацаруса и Штейнталя оказали большое влияние на развитие психологических исследований в социологии. У Михайловского, Кареева и других социологов можно встретить ссылки на труды немецких ученых-теоретиков (психологии народов). Так, Н.И. Кареев признавал, что мысль о необходимости основания социологии на психологии коллективной была ему подсказана еще так называемой "психологией народов" германских ученых Лацаруса и Штейнталя. Под влиянием Лацаруса и Штейнталя свои исследования в области психологии народов проводил также В. Вундт, который рассматривал содержание языка, мифов, обычаев, традиций, нравов с точки зрения выражения в них сверхиндивидуального явления - (души народа). Это научное направление отличалось односторонним характером и узостью, поскольку, как отмечал Н.И. Кареев, психология народов изучает не процессы психического взаимодействия, а лишь их результаты в виде языка, мифологии, поэзии, религии и т.п.

При всех различиях психологических направлений в западной социологии классического периода им, тем не менее, присущи и некоторые общие черты. И главное сходство состояло в том, что все они основывались на позициях психологического редукционизма, т.е. считали возможным сведение социальных явлений к действию тех или иных психических факторов.

В развитии тенденции психологизма в социологии много сделала ранняя американская социология. Лестер Уорд, одним из первых использовавший идею Спенсера о всеобщей эволюции и развитии общества как ее высшего этапа, пытался наполнить ее человеческим содержанием, т.е. представить процесс эволюции как "направленное развитие", в котором более важную роль играют психические (сознательные), а не чисто биологические факторы.

Другой американский социолог, современник Уорда, Франклин Гиддингс создавал задуманную им всеохватывающую социологическую систему на психологических основаниях. Именно психическое начало он рассматривал в качестве исходного момента в развитии социального организма. "Общество в первоначальном смысле слова, - отмечал Гиддингс, - означает сотоварищество, общую жизнь, ассоциацию, а все... социальные факты по природе своей - психические", в силу чего общество есть "психическое явление, обусловленное физическим процессом". Придерживаясь идеи психического эволюционизма, он считал, что в общественном развитии действуют две силы: сознательная и бессознательная. Поэтому главными факторами эволюции в его теории выступают, с одной стороны, объективно-природный, а с другой - субъективно-психологический.

Во второй половине 19 в. по мере изменения философской ориентации наблюдается ослабление рационалистических тенденций и в трактовке человеческого бытия. Формируется новая методологическая установка, согласно которой общественные явления осмысливаются в терминах неосознанных стремлений, инстинктов, импульсов. В социологии это получило развитие в теории инстинктивизма. Крупнейший представитель этого направления Уильям Мак-Дугалл, который считал социологию базисом всех социальных наук, основное место в своем учении отводил социально-психологической теории личности, в связи с чем он обратился к классификации социальных инстинктов, импульсов, эмоций. Поскольку инстинкты, как он считал, являются главной движущей силой поведения человека, то теоретической основой всех общественных дисциплин должна стать психология инстинкта.

Большое влияние на формирование и развитие психологических исследований в применении к социологии оказали французские социологи Габриэль Тард и Гюстав Лебон. Излишне психологизируя социологию, Тард обратил особое внимание на межиндивидуальное взаимодействие людей в поиске научно значимых фактов в сфере индивидуальной психики. Ядро его социологической теории составляли (законы подражания), т.е. он объяснял побуждения индивидов, а затем и весь процесс жизнедеятельности любого человеческого сообщества через стремление людей к подражанию. Лебон свои психологические исследования посвятил изучению поведения целых народов, больших масс людей. Проблемы толпы и расы занимали центральное место в его творчестве. Европейское общество, утверждал он на основании проделанного анализа, вступает в новый период своего развития - в "эру толпы", для которой характерно подавление воплощенного в личности разумного критического начала массовым иррациональным сознанием.

Для многих натуралистических концепций, как мы видели, биология тоже служила лишь методологическим образцом (органическая аналогия, принцип эволюции и т.п.), тогда как их содержательные предпосылки покоились на "житейской" психологии. Рождение экспериментальной психологии и ее институционализация в качестве самостоятельной дисциплины, независимой как от философии, так и от физиологии, высоко подняли ее научный престиж и способствовали экспансии психологизма в другие отрасли знания. Если в первой половине XIX в. психологию считали простой конкретизацией философии, то родоначальник экспериментальной психологии Вильгельм Вундт (1832-1920) пытается перевернуть это отношение, утверждая, что "вся наша философия - это современная психология".

В конце XIX в. психологизм как общая тенденция к психологическому обоснованию научного знания и объяснению самых разнородных явлений приобретает широкое распространение. Психологическое обоснование гносеологии (Я.Ф. Фрис, Ф.Э. Бенеке), логики (Ю. Липпс, К. Зигварт), эстетики (Г.Т. Фехнер, Г. Аллен, Л. Уитмер, Т. Липпс), лингвистики (Г. Штейнталь, Г. Пауль, К. Бургман), истории и литературоведения (И.А. Тэн) и других дисциплин стало научной модой. Психологизм - характерная черта "второго позитивизма" (махизма, эмпириокритицизма). Не избежала этого поветрия и социология.

Психология начала XIX в. была исключительно психологией индивида и не принимала в расчет социальных процессов.

В последней трети XIX в. положение изменилось. С одной стороны, психологи обнаружили, что высшие психические функции невозможно свести к физиологическим процессам, что здесь требуется учет сложных социальных факторов. С другой стороны, социологи, не удовлетворенные примитивными биоорганическими аналогиями, проявили растущий интерес к проблемам мотивации и психологическим механизмам социального поведения. В результате слияния этих двух встречных движений и сложилось то, что мы условно называем психологическим направлением в социологии.

Подобно другим идейным течениям этого периода психологическая социология отнюдь не была единым целым. Единственная черта, конституирующая ее как течение, - это стремление, не всегда осознанное, сводить социальное к психологическому. Но стремление это выражено у разных авторов с неодинаковой силой, да и тип психологии, к которой они апеллируют, неодинаков. В зависимости от характера выдвигаемых проблем и объяснительных категорий в ней можно выделить несколько более или менее самостоятельных ответвлений: психологический эволюционизм; инстинктивизм; "психологию народов", тесно связанную с этнографией; групповую психологию и, наконец, интеракционизм, делающий первичной единицей социологического исследования межличностное взаимодействие.

Литература

1. Гиддингс Ф.Г. Основания социологии. М., 1988.

2. Гибш Г., Форверс М. Введение в марксистскую соц. психологию. М., 1971.

3. Гилье Нейл. История философии. М., 1999.

4. Джеймс У. Научные основы психологии. СПб., 1992.

5. Канке В.А. Основы философии. М., 2000.

6. Кареев Н.И. Основы русской социологии. М., 1996.

7. Краткий политический словарь. М., Политиздат. 1989.

8. Кукушкина Е.И. Социологическое образование в России Х1Х начала ХХ в. М., 1994.