Существует достаточно большое количество факторов, которые оказывают влияние на гендерно–ролевую социализацию индивида. К специальным культурным приемам, содействующим закреплению «мужской» и «женской» идентичностей, относятся образование, общественное мнение, произведения литературы и искусства, реклама, средства массовой информации, телевидение и т.д. Весь этот арсенал средств направлен на воспроизводство традиционных представлений о ролях мужчин и женщин, и тем самым происходит поддержание и воспроизводство этих норм.
В основе традиционных представлений о ролях мужчин и женщин лежит утверждение о том, что их социальное поведение обуславливается биологическими различиями. Знаменитый психоаналитик Зигмунд Фрейд утверждал, что «анатомия - это судьба». Воспитание мальчиков традиционно носит агрессивный характер, поскольку мужчина должен быть сильнее, энергичнее и агрессивнее женщины. Мужчинам отводится роль творцов истории и культуры. Девочкам с детства предлагается роль будущей матери,
которая не должна иметь личных интересов, а должна посвятить свою жизнь семье - мужу и детям. С юного возраста девочкам прививается мысль об их некой неполноценности, внушается идея о пожизненной зависимости от мужчины. Девочки воспитываются как физически, так и психологически беззащитными, что становится благоприятным фактором принятия насилия над собой. Женщинам отводится роль домашних хозяек, которым доверено заниматься домашним трудом и воспитанием детей. Такой биологически определенный (детерминированный) подход к мужским и женским ролям сегодня подвергается критике со стороны сторонников идеи социального конструирования гендера.
Следует заметить, что биологический детерминизм оправдывает природной данностью не только существование гендерного неравенства, но и неравенство, которое веками складывалось между различными социальными группами. В частности, цвет кожи или происхождение в различных обществах предопределяло принадлежность человека к определенной социальной группе - царь, раб, представитель определенного клана, касты и т.д. Наиболее универсальной моделью стратификации, которая присуща любому обществу, является гендерная стратификация, когда иерархия складывается в соответствии с принадлежностью к полу и всегда в пользу мужчин.
Основные понятия теории конструирования гендера.
Биологический детерминизм, как подход в понимании отношений между полами, подвергся серьезной критике сторонниками социального конструирования гендера, которые утверждают, что воспитание разных навыков и психологических качеств у девочек и мальчиков в ходе социализации, разделение труда между женщинами и мужчинами, принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы представляют собой процесс конструирования гендерных различий.
Биологический детерминизм представляет собой подход, согласно которому отношения, складывающиеся между полами в обществе, рассматриваются как производные принадлежности к биологическому полу. Таким образом, закрепляется внеисторизм и эссенциализм (сущностная неизменность) сложившихся отношений между полами и вообще, социальными группами, различающимися по биологическим признакам. Богу - богово, человеку – человеческое, негру - рабство, белому – президентское кресло. Природа человека, с этой точки зрения, двойственна – все на свете делится на «мужское» и «женское».
Гендер присутствует, конструируется и воспроизводится во всех социальных процессах, которые оказывают влияние на мужчин и женщин. В теории социального конструирования гендера различают три ключевых понятия: пол, принадлежность к полу и гендер.
До начала 1970-х годов существовало сравнительно четкое представление о том, что пол - это анатомически и физиологически неизменная величина (константа), приписанный индивиду статус. Гендер же рассматривался феминистскими исследовательницами как «достигаемый статус, конструируемый психологическими, культурными и социальными средствами». Однако, то обстоятельство, что гендерная идентификация личности происходит в раннем детстве, уже к 5 годам жизни (а К. Миллер говорит даже о возрасте 18 месяцев), а в дальнейшем происходит процесс лишь ее укрепления и обогащения накапливаемым опытом, ставит под сомнение тезис о том, что гендер является достигаемым статусом.
Другими аргументами против восприятия пола, как врожденной анатомической константы, стали такие явления как гомосексуализм, транссексуализм, а также возникновение и осмысление новейших биологических открытий.
Те же процессы переосмысления происходят и в развитии социальных и гуманитарных наук. Явления, которые еще в недавнем прошлом рассматривались как антисоциальные, в современном понимании выступают как проявления многообразия социальных норм поведения.
Вывод заключается в том, что выявленные биологической наукой различия в наборе хромосом у мужчин и женщин, которые проявляются в период половой зрелости и в репродуктивной сфере, вряд ли также могут послужить сильным аргументом в пользу оправдания различий в социальных позициях женщин и мужчин.
Первая попытка разграничить понятия пол и гендер была сделана психологом Робертом Столлером в 1968 году, профессором Калифорнийского университета. Изучение проблем транссексуалов натолкнуло его на вывод о том, что легче хирургическим путем поменять пол транссексуала, чем его гендерную идентичность.
Появление новых открытий в науке вкупе с их теоретическим осмыслением, приводит исследователей к выводу, что пол - это совокупность биологических признаков, которые являются лишь предпосылкой отнесения индивида к определенному биологическому полу, что «не только роли, но и сама принадлежность к полу приписывается индивидам в процессе взаимодействия».
По мнению Е. Гоффмана, универсальными инструментами идентификации пола человека являются внешний вид, голос, почерк, однако, практика показывает, что не существует таких признаков внешности, которые однозначно свидетельствовали бы о принадлежности к тому или иному полу. Черты лица, волосяной покров, размеры конечностей, голос, одежда, украшения, прическа не могут сегодня однозначно служить половыми идентификациями. При условии возникновения проблем идентификации пола возникает коммуникационный сбой, если же пол известен, то коммуникация работает, и этот процесс идентификации пола происходит в ходе повседневного взаимодействия и определяется культурным контекстом. Таким образом, «гендер - с точки зрения теории социального конструирования - это система межличностного взаимодействия, посредством которого создается, утверждается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском, как базовых категориях социального порядка».
Социальный порядок предполагает социальное воспроизводство «мужского» и «женского». Но как только происходит нарушение этого устоявшегося порядка и общепринятых норм, инициатор этого нарушения оказывается в ситуации гендерной проблемы. «Нетипичное» поведение начинает противоречить общепринятым нормам, а его автор может оказаться непонятым обществом. Социальный порядок в настоящее время устроен таким образом, что принадлежность к тому или иному полу содержит в себе элементы иерархии и власти, в соответствии с которыми мужчины считаются существами более высокого ранга по отношению к женщинам. Согласно этой иерархии те задачи, функции и ценности, которые принадлежат мужчинам, гораздо выше по значению, чем те, которые относятся к женщинам. В обществе четко прослеживаются элементы гендерной асимметрии – то есть проявления неравенства в социальном статусе женщин и мужчин, которые обнаруживаются в различных сферах.
При рассмотрении гендера как постоянно создаваемого взаимодействия особое внимание необходимо уделить средствам, при помощи которых происходит процесс воспроизводства обществом гендерного неравенства. Предметом исследования сторонников теории социального конструирования гендера становятся разные сферы социальной жизни – общественная и частная.
Общественная сфера условно подразделяется специалистами на политическую, экономическую и символическую. В каждой из этих сфер происходит процесс создания и воспроизводства отношений между полами.
В политической сфере четко просматриваются элементы гендерной асимметрии, поскольку женщины лишены полноправного участия в политической жизни общества. По данным мировой статистики на долю женщин в среднем приходится лишь 10 % мест в парламентах мира и 6 % в национальных правительствах. Это притом, что женщины составляют более половины населения планеты. Неравное положение женщин в политике по сравнению с мужчинами возникает не только потому, что женщины больше загружены в быту и семье, лишены достаточных средств для проведения избирательных кампаний или не видят социальной несправедливости в своем низком политическом статусе. Это происходит еще и потому, что в процессе социализации за женщиной прочно и труднопреодолимо закрепляется роль «матери», «труженицы» и «хранительницы семейного очага». С точки зрения теории конструирования гендера, важно изучение влияния имиджей политического лидера-мужчины и политического лидера-женщины. Проблема политического лидерства женщин требует серьезного изучения, общество очень трудно преодолевает существующие гендерные стереотипы и трудно свыкается с возникновением женского лидерства в политике.
В экономической сфере процесс гендерной стратификации привел к возникновению глубокой гендерной асимметрии, которая проявляется в воспроизводстве неравных возможностей для мужчин и женщин в сфере труда и занятости, замешанных на неприкрытой дискриминации женщин. В экономике, на рынке труда четко прослеживается деление на мужские и женские сферы занятости. Исходя из сложившейся ситуации, исследователи делают вывод, что «стереотипы о способностях женщин и их ролевых функциях в жизни мешают женщинам продвигаться как в нетрадиционных, так и традиционных сферах занятости».