В социальном составе русских городов преобладал военно-земледельческий класс. Посадское – торгово-промышленное население – занимало незначительное место по сравнению с Западной Европой. Важными торговыми городами были Москва, Новгород, Псков, Ярославль, Вологда, Кострома, Нижний Новгород, Астрахань, но население многих городов состояло полностью из служилых царских людей.
Семнадцатый век – время расцвета русских городов, особенно городов средней части России, но вместе с этим и время сильнейших социо-культурных потрясений. Все новые культурные явления, прежде всего, проявлялись в городах и затрагивали в первую очередь городское население. Сельская местность в этой эволюции всегда отставала. В течение этого столетия можно выделить две крупные перемены в сознании русского общества: Смутное время и религиозные реформы Никона.
В Смутное время произошло сильное изменение народного сознания, особенно в среде городского населения. В ходе постоянных политических и социальных столкновений сильно выросла гражданская активность горожан и всех слоев русского общества в целом. Русский народ осознал свою ответственность за судьбу страны и, проявив высочайший духовный и патриотический подъем, освободил ее, восстановив прежнее государственное устройство.
Реформы патриарха Никона вызвали глубокий кризис в духовной жизни русского общества. Он начал исправление в богослужебной практике Церкви отклонений от первоначальных греческих обрядов и текстов.В народе, в подавляющем большинстве своем не отличавшемся тогда большой религиозной образованностью, было распространено «обрядоверие», то есть верующие не воспринимали сути религии, а только выполняли набор обрядов. Это стало причиной того, что незначительные коррекции ритуала вызвали появление национально-церковной оппозиции во главе с протопопом Аввакумом. Противостояние вылилось в ожесточенную борьбу и привело к тяжелому внутреннему расколу Церкви – расколу духовной основы существования общества.
На смену внутренним противоречиям пришли более радикальные перемены – реформы Петра I. Благодаря деятельности этого императора произошел стремительный подъем до европейского уровня градостроительства и социальной жизни. Петр принимал меры для предоставления городскому сословию самоуправления, чтобы поднять активность и социальный уровень русского торгово-промышленного класса. Но в отличие от европейских стран в России не было развитого класса буржуазии[4], поэтому городское самоуправление не могло быстро укорениться. Но эти нововведения дали толчок для роста благосостояния городского населения, что увеличивало его отрыв от деревни.
Кроме того, по западноевропейскому пути шло развитие градостроительства. Русские города постепенно из деревянных перестраивались в каменные, возрастали масштабы монументальных сооружений. Но вместе с внешними происходили и внутренние перемены – характер построек все чаще являлся светским. Об этом заботился сам Петр, активно поддерживая процессы секуляризации – отделения Церкви от государства. Это дало начало для развития исключительно светской культуры в городах, которое продолжалось позже в XVIIIи XIX веках.
Время исторического развития городов России после смерти Петра I вплоть до XX века можно охарактеризовать как развитие в продолжение импульса, данного обществу императором-реформатором. Успешно развивается в среде интеллигенции светская культура, отодвигая на второй план религиозную. Русские императоры заботятся о росте городского класса, примером тому является «Грамота на права и выгода городам Российской Империи», данная Екатериной II. Но городское население так и не достигает уровня буржуазии европейских стран. Вместе с тем увеличивается пропасть между городской и деревенской культурой. Радикальным образом дифференцируются слои общества, что породило многочисленные социальные проблемы, связанные с крепостным правом и необходимостью его отмены. Раздробленность общественной жизни в городе и ее разрыв с деревней набирают ускорение к началу XX века, ознаменовавшемуся стремительной динамикой общественных процессов.
2.2. Социальные перемены в городе в ХХ веке
Двадцатое столетие осуществило революции во всех сферах человеческой деятельности: как политической, экономической, так и социальной. Коренным образом изменились не только условия жизни людей, но и идеологическая основа. Прежде всего, начало советской власти ассоциируется с разрушением многовековой русской культуры: начинаются гонения на православную веру, которые по жестокости можно сравнить только с первыми веками существования христианства. Насильственным образом из сознания русского народа вытесняется духовная основа и заменяется принятой партией идеологией. В этих условиях проявляются черты городской и деревенской культур в необычном свете. Город, легко принимающий нововведения, быстро перестраивает культурную жизнь под требования советского правительства. Деревня, напротив, удивительно долго сохраняет традиционную православную культуру. Деревенское население очень болезненно реагирует на попытки внедрения искусственно созданной идеологии и по-прежнему, тайно или явно, исповедует привычные ценности. Мы видим, как недостатки существования деревенского населения – инертность, консервативность – становятся его преимуществами на переломных исторических этапах.
Согласно планам советского руководства, внедрению новой идеологии должно было способствовать изменение внешнего облика среды человеческого обитания. Разумеется, это в первую очередь проявилось в облике городов. Причем, эти изменения происходили не столько конструктивным, сколько деструктивным образом. Сначала необходимо было разрушить прежнюю основу жизни общества, а именно – разрушить храмы и монастыри, монастырские помещения переоборудовать под бытовые, засыпать святые источники, сделать невозможным доступ к святым местам. На фундаменте этих разрушений сроилось сознание нового социалистического общества, в котором сложилась традиция переименовывать города и городские объекты в честь общественных деятелей, создававших новую идеологию. Позднее это вылилось во многие недоразумения, связанные с разными именами одного объекта, как, например, до сих пор смешиваются названия Санкт-Петербург и Ленинград.
Таким образом, общественные перемены двадцатого столетия отражались на существовании русских городов. Советская власть просуществовала относительно недолго, но успела оказать значительное влияние на общественную жизнь. Последствия этих перемен мы наблюдаем и пытаемся разрешить в настоящее время.
Современное состояние городов в России
Последние годы существования российского государства являют собой абсолютно уникальную историческую картину, подобной которой никогда не встречалось в истории русского общества. После разрушения Советского Союза в обществе не оказалось главенствующей идеологии – ни теистической, ни атеистической. Годы реформ, революций, насильственных перемен не прошли бесследно: они оставили глубокую внутреннюю раздробленность общества. В результате этого внешний облик и духовная жизнь русских городов демонстрируют причудливое состояние эклектичного смешения различных явлений. Как в культурных ландшафтах городов соседствуют постройки абсолютно несовместимых стилей, так и в общественном сознании сосуществуют различные идеологии и религии, вера и суеверие, законопослушание и беззаконие в крайних проявлениях.
Это становится очевидно на примере различных субкультур, развивающихся в крупных городах. Эти течения, возникающие в среде официальной культуры и пытающиеся от нее отделиться, имеют самые различные характеры: от миролюбивых фольклорных до радикальных сектантских организаций. Таким образом, городская среда исполняет свое предназначение – обеспечить разнообразие в единстве, но никогда это разнообразии не было столь полифоничным. Последние годы знаменуются всплеском индивидуальной активности, которая в средние века была бы отнесена к ереси. Задекларированная «свобода совести»[5] создает непреодолимые пропасти между различными группами общества, а часто – между отдельными людьми. «Так называемый ролевой стресс возникает у горожанина именно вследствие того, что он постоянно сталкивается и вынужден считаться с носителями конфликтных для него норм»[6].
В этих условиях все больше внимания уделяется размышлениям над принципами так называемой толерантности – терпимости к различным проявлениям человеческой деятельности и различным социальным и национальным группам. Но, чем чаще провозглашается необходимость толерантности, тем нетерпимее становится друг к другу члены общества. Проявляется это непременно в крупных городах, где соседствуют различные национальные и религиозные общины. В последние годы все чаще возникают столкновения и конфликты между группами, исповедующими разные ценности, все острее становятся этнические и религиозные разногласия. Все это создает нездоровую атмосферу существования городского общества.