МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Дисциплина: Социология права
по теме : «Девиантное поведение»
Подготовил:
доцент кафедры Г и СЭД
подполковник милиции
И.С. Городовой
Белгород
2008
План реферата
Вступительная часть
1. Социальная норма и девиантное поведение
2. Социальные факторы девиантного поведения
3. Негативные формы девиантного поведения
4. Позитивная девиантность
Заключительная часть (подведение итогов)
Поведение человека есть результат взаимодействия его внутренней природы и процесса социализации, в качестве составных элементов которого выступают другие индивиды. Следовательно, можно сказать, что в социальном поведении человека проявляются генетические и биологические особенности, а также то, что он освоил в процессе воспитания и своего жизненного опыта.
Поведение можно определить как реакцию человека на внутренние и внешние «раздражители», в числе которых могут быть как другие индивиды, так и различная опосредованная информация, затрагивающая интересы человека. Поведение может быть как осмысленным, так и инстинктивным, когда мы, например, оглядываемся на звук шагов идущего за нами человека. Однако для общества небезразлично, какими средствами, методами и действиями пользуется человек (группа, общность), чтобы достичь своих целей.
Важными детерминантами уровня дозволенного, так сказать, санкционированного обществом поведения являются социальные нормы, закрепленные в культуре, образе жизни общества, общности, групп и индивидов; отклонения от них мы рассматриваем как патологию.
С понятием нормы мы уже знакомы. В широком смысле оно означает правило, руководящее начало. Однако не все правила могут рассматриваться как социальные нормы, а только такие, которые регулируют общественное поведение людей и их взаимоотношения с обществом. В этом поведении проявляется социальная сущность индивида, отражающая общественное бытие и предъявляемые обществом (или другими группами) требования к поведению личности или социальной группы.
Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от каких-либо норм.
Для того чтобы говорить о содержании девиантности, необходимо иметь хотя бы общее представление о норме, ее сущности.
Норма рассматривается различными науками.
В социологии ей уделяется значительное место.
Понятие нормы считается социологами едва ли не центральным, ключевым в социологической науке.
Социальная норма понимается как исторически сложившийся в данном конкретном обществе предел, мера, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций.
С точки зрения субъекта формирования норм их разделяют на:
- официально установленные нормы
- фактически сложившиеся нормы.
Официально установленные - это те нормы, которые создаются законодателями либо другими уполномоченными на то лицами.
Нормотворчество воплощается здесь в:
- своде юридических законов,
- административных актах,
- должностных инструкциях,
- правилах внутреннего распорядка в организациях и учреждениях,
- уставах общественных организаций и т. п.
Фактически сложившиеся нормы - это те правила, которые возникли стихийно либо в процессе исторического развития общностей, либо под воздействием какого-либо стечения обстоятельств.
К разряду подобных норм относятся:
- обычаи,
- традиции,
- нормы морали,
- нормы этикета.
Под влиянием жизненных обстоятельств возникают нормы временного действия.
Они, впрочем, могут закрепиться в нравах людей, если неблагоприятные обстоятельства перманентно повторяются.
К нормам, появившимся как следствие обстоятельств, относятся, например, так называемые «возникающие нормы», которые формируются в ходе взаимодействия индивидов в толпе.
Это сиюминутные нормы поведения, действующие лишь до тех пор, пока толпа не рассеется или не получит импульс к трансформации, т.е. к новому образу действий и норм.
Социальные нормы также можно классифицировать по механизму оценки и регуляции поведения индивидов, групп и социальных общностей.
В этом случае можно выделить:
- нормы - идеалы;
- нормы - образцы поведения;
- профессиональные нормы;
- статистические нормы.
Известно, что идеал недостижим.
Однако его ценность его заключается в свойстве быть ориентиром, примером с абсолютным значением для индивидов или групп, которые стремятся совершенствовать себя или свою деятельность.
Образец вотличие от идеала играет роль средства для достижения какой-либо цели.
Имеется немало образцов поведения, отступление от которых не вызывает осуждения окружающих.
Индивид волен выбирать средства, сообразуясь с собственным опытом, знаниями, склонностями.
Например, не все выпускники школ следуют хрестоматийному образцу, согласно которому необходимо поступить в вуз.
Профессиональные нормы регулируют отношения между коллегами, облегчают выполнение служебных обязанностей.
Статистические нормы выражают некие свойства, присущие большинству людей, событий.
Например, для большинства супружеских пар России является нормой иметь одного-двух детей.
Каждое общество имеет средний показатель рождаемости, смертности, дорожно-транспортных происшествий, самоубийств, браков, разводов и т. д.
Подобные нормы никто не предписывал, и в этом смысле они также оказываются фактически сложившимися.
Существует диалектика норм общества, их взаимный переход и противоречие.
Например, официально установленные нормы и нормы фактически сложившиеся могут не соответствовать друг другу.
Скажем, повсеместно не соблюдаются правила дорожного движения пешеходами; игнорируются нормы выгула собак в городах, запреты посещать лес в засуху и т.п.
Фактически сложившиеся нормы могут получать статус официальных.
Так произошло в нашей стране на рубеже 80- 90-х годов, когда перепродажа товаров народного потребления была узаконена.
Большинство социальных норм складывается как результат отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества.
Нормы облегчают индивиду вхождение в группу, социальную общность, помогают взаимодействию людей, способствуют слаженному выполнению функций социальных институтов.
Однако отражение объективных закономерностей может оказаться неадекватным, искаженным, вообще противоречивым.
В этом случае установленная норма окажет дезорганизующее действие.
Выходом из ситуации станет отклонение от нормы.
Получается, что анормальной является норма, а отключения от нее - нормальны.
Иногда такое происходит вследствие волюнтаризма законодателей, когда официально закрепленные нормы нарушают функционирование системы.
Это, например, антиалкогольные кампании в США (20-е годы) и СССР (80-е годы), когда возникли подпольные организации по продаже алкоголя.
Это также попытка некоторых теоретиков оправдать взяточничество (конец 80-х - начало 90-х гг. в России) и трактовать его как нужную плату за дополнительную услугу, что способствовало еще большему росту коррупции.
Нормы общества, равно как и другие элементы культуры, имеют тенденцию к консерватизму.
Однако социальные системы под воздействием внешних и внутренних процессов изменяются.
Нормы, адекватно отражавшие социальные отношения в прошлом, уже не отвечают запросам изменившейся системы.
Только отклонение от них дает возможность выйти из затруднительного положения.
Проходит время и отклонение превращается в норму, норма - в отклонение.
Теперь непосредственно переходим к анализу девиантного, т. е. отклоняющегося, поведения.
Средства массовой информации обращают внимание чаще всего на крайние формы девиаций: убийства, изнасилования, проституцию, наркоманию, самоубийства.
Однако диапазон девиантности значительно шире, чем перечисленные негативные явления.
Об этом ниже.
Сейчас обратим внимание на то, что девиантность - оценочное понятие.
Одни формы поведения одобряются, другие, наоборот, осуждаются группой или обществом.
Представления людей о «позитивном» и «негативном» не являются постоянными величинами.
Они меняются как во времени, так и в пространстве.
Изменения во времени означают, что у одного и того же народа один и тот же поступок может расцениваться в одну эпоху как позитивный, а в другую - как негативный.
Например, отток евреев из СССР воспринимался большинством как проявление непатриотизма, приспособленчества.
Сейчас же отношение к эмиграции стало более терпимым, как, впрочем, и к женщинам, вступающим в брак с иностранцами из развитых стран.
Изменения в пространстве необходимо рассматривать в контексте культур.
Изменения в физическом пространстве касаются различия культур народов.
Например, американский социолог Н. Смелзер утверждает, что
- в небольшом городе Канзасе проституция считается нелегальной и девиантной,
- в Рено она узаконена, но не вызывает одобрения,
- в Париже - легальная и не вызывает осуждения.
Различие оценок девиантности в социальном пространствепонимается как различие культурных представлений групп и слоев, составляющих одно общество.
Например, мелкое хулиганство в подростковой среде считается едва ли не доблестью, проявлением «истинно мужских» качеств, а взрослые имеют совершенно иное мнение об этом.