Показатель рождаемости является важнейшим критерием (не только демографическим, но и социально-гигиеническим) оценки жизнеспособности и воспроизводства населения. Судить о социальном, демографическом и медицинском благополучии на той или иной территории (область, республика, страна в целом) лишь по показателям рождаемости нельзя. Для определения положения в регионе необходимо учитывать и показатели смертности. Взаимодействие между процессами возобновления новых поколений и замена одних поколений другими обеспечивает непрерывное воспроизводство населения. Уровень смертности обусловлен сложным взаимодействием многих факторов, среди которых доминирующее влияние оказывают социально-экономические (уровень благосостояния, образования, питания, жилищные условия, санитарно-гигиеническое состояние населенных мест и степень развития общественных служб здравоохранения).
Первую приближенную оценку смертности можно дать на основе общего коэффициента смертности (отношение годового числа умерших к среднегодовой численности всего населения, умноженное на 1000). Однако он мало пригоден для каких-либо сравнений, т.к. его величина в большей степени зависит от особенностей возрастного состава населения. Так, рост общего коэффициента смертности, отмечаемый в настоящее время в большинстве экономически развитых стран, не столько свидетельствует о действительном росте смертности, сколько отражает снижение рождаемости; при этом в составе населения увеличивается доля пожилых людей, у которых вероятность смерти, естественно, больше. Значительно более точными являются показатели смертности, рассчитанные для отдельных возрастно-половых групп населения. На их величину особенности возрастной структуры уже почти не оказывают влияния. Кроме того, анализ возрастных коэффициентов (для мужчин и для женщин в отдельности) позволяет изучать структуру причин смерти, которая отличается в разных возрастных группах мужского и женского населения. Такой анализ имеет важное значение для борьбы за дальнейшее снижение смертности и улучшение здоровья населения.
На основе возрастных коэффициентов смертности вычисляют показатель средней продолжительности предстоящей жизни (гипотетическое число лет, которое предстоит прожить данному поколению родившихся или числу сверстников определенного возраста при условии, что на всем протяжении их жизни смертность в каждой возрастной группе будет такой же, какой она была в том году, для которого производилось исчисление). Этот показатель характеризует жизнеспособность населения в целом; он не зависит от особенностей возрастной структуры населения и пригоден для анализа в динамике и сравнения данных по разным странам.
Средняя продолжительность предстоящей жизни по отдельным экономически развитым странам различается в гораздо меньшей степени, чем общие коэффициенты смертности. Рост средней продолжительности жизни в большинстве стран сильно замедлился, а в некоторых странах почти прекратился. При этом чем выше достигнутый уровень средней продолжительности жизни в стране, тем менее значительно ее дальнейшее увеличение. Существенным демографическим показателем, влияющим на изменение жизнеспособности населения и на величину общих коэффициентов смертности и показателей средней продолжительности жизни, является смертность детей в возрасте до 1года — младенческая смертность, ранее называвшаяся детской смертностью. Показатель младенческой смертности — это отношение числа умерших в возрасте до 1года к общему числу родившихся живыми в определенном году, умноженное на 1000. Младенческая смертность служит важным индикатором состояния здоровья населения, поскольку она непосредственно отражает социально-экономические условия жизни и степень развития здравоохранения.
В основном рост средней продолжительности предстоящей жизни в экономически развитых странах в последние два десятилетия происходил лишь за счет сокращения уровня младенческой смертности. Некоторым странам (Дания, Нидерланды, Норвегия, Франция, Швеция, Япония) удалось сократить его ниже отметки 10 на 1000 родившихся живыми. Это явилось результатом почти полного искоренения смертности на первом году жизни от инфекционных и паразитарных болезней, а также от пневмонии, которая в развивающихся странах и даже в ряде экономически развитых стран продолжает оставаться серьезной угрозой для жизни детей раннего возраста.
В числе демографических показателей нередко называют материнскую смертность. Однако средняя величина этого показателя (2—3 случая на 10000 родов) настолько мала, что она не оказывает заметного влияния на демографическую ситуацию. Для целей планирования и организации здравоохранения весьма важно знание возрастно-полового состава населения и степени выраженности процесса постарения населения. Демографическое постарение населения — это увеличение доли лиц пожилого и старческого возраста (старше 60 лет) во всем населении. Оно оказывает серьезное влияние на состояние здоровья населения и на его потребности в различных видах медпомощи. Степень выраженности демографического постарения населения характеризуется процентным соотношением числа детей, лиц молодого и среднего возраста и пожилых. Доля молодых контингентов в составе населения определяется уровнем рождаемости на протяжении предшествующих 15—20 лет, а доля пожилых — уровнем рождаемости, который был 60 и более лет тому назад, и доживаемостью этих поколений до пожилого возраста.
Решающее влияние на демографическое постарение населения оказывает не столько увеличение продолжительности жизни, сколько снижение рождаемости в течение предшествующих двух-трех поколений.
Медико-демографические показатели свидетельствуют о замедлении прироста населения в России. В последние годы в большинстве городов страны отмечается отрицательный прирост (убыль около 6 на 1000 жителей) населения. Выражен процесс снижения рождаемости до 810‰, преобладает ориентация на однодетную семью. В Санкт-Петербурге показатель рождаемости к 1996 г. составил около 7 на 1000 жителей. В Европейских странах уровень рождаемости также низкий, а в Юго-Восточной Азии более 25 на 1000 жителей.
В России показатели смертности населения возросли до 15 на 1000 человек (в Санкт-Петербурге около 17‰). Младенческая смертность снижается, однако недостаточными темпами. В России и в Санкт-Петербурге младенческая смертность в 1,52 раза выше, чем в экономически развитых странах, и составляет около 1517 на 1000 родившихся живыми. Материнская смертность составляет в Санкт-Петербурге 58,4 на 100000 родившихся живыми. Не увеличивается, а наоборот, уменьшается средняя продолжительность ожидаемой жизни.
Процессы социально-экономического реформирования, охватившие все сферы жизнедеятельности населения России, в значительной степени изменяют медико-социальную ситуацию, формы социального обеспечения, критерии и показатели работы медицинских учреждений, социальной работы. Появляются новые данные о показателях общественного здоровья, факторах риска окружающей среды и образа жизни. Новую интерпретацию получают изданные ранее законодательные и нормативные документы.
В настоящее время показатели и нормативы медико-социального обеспечения все еще не стабильны. Не отработана четкая стратегия развития здравоохранения на ближайшие и отдаленные сроки.
Своевременный и наиболее полный учёт населения по демографическим показателям способен дать достаточно полноценную картину демографической ситуации в стране, а следовательно, определить направления дальнейшей социальной политики.
1. Бедный М.С. Медико-демографическое изучение народонаселения.- М., 1979.
2. Боярский А.Я. Население и методы его изучения.- М., 1975.
3. Венецкий И.Г. Статистические методы в демографии.- М., 1977.
4. Лучкевич С. Медико-демографические показатели Российской Федерации // Социс.- 2005.- №4.
5. Новосельский С.А. Демография и статистика.- М., 1978.
6. Россет Э. Продолжительность человеческой жизни.- М., 1981.