Вместе с тем, неправильно строить демографическую политику и новое мировоззрение на основе снижения потребления, уровня и, тем более, качества жизни.
Неправильно отказываться от продвижения вперёд, от разумного прогресса, и, вместе с тем, нельзя утеривать ядро собственной культурно–исторической идентичности, собственную традицию. Именно поэтому необходимо неотрадиционное мировоззрение, которое лежит не в плоскости экономизма и социальной политики, а в сфере культурно–исторического призвания народов России и всемирных задач российской государственности.
Особое призвание и миссия России заключается в культивировании принципа личности. Именно принцип личности является тем фундаментальным открытием, который позволяет осуществлять в России цивилизационный сдвиг всемирного значения и организовывать в ближайшие полвека демографический «взрыв» или демографическую «волну».
Данный принцип устанавливает, что наивысшей реальностью каждого человека является его личность, достоинство и статус которой носят автономный характер и не могут быть нарушены каким–либо государственным или социальным учреждением, другим человеком.
Принцип личности закреплён в Конституции Российской Федерации — в части 1 Статьи 21 («Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления») и в части 1 Статьи 7 («Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»)[10].
Принцип личности прямо противоположен принципу индивидуализма. Личность проявляет себя в общественном творчестве и созидании и определяет обязанности человека как носителя личности. Личность, в отличие от индивида, требует ориентированных на мировое развитие сообществ, в которых и получает наибольшее раскрытие и полноту существования.
В таком мировоззрении выражается российский традиционализм, основа российской культуры и истории, которые связаны с культивированием универсального всеобщего масштаба человеческого достоинства в форме таких признанных и многонациональных явлений как русская литература, русская поэзия, русская песня, русская музыка, русская педагогика, русская архитектура и русское полководческое искусство.
Реализация принципа личности возможна через создание особого рода цивилизации — цивилизации личности, где все материальные и социальные условия жизни будут ориентированы на возрастание и защиту достоинства личности.
В цивилизации личности жизнь каждого человека как носителя личности становится универсаль ной и абсолютной ценностью. То же самое касается и жизни каждого российского народа.
Цивилизация личности имеет все необходимые условия для того, чтобы выступать основой демографического развития и даже демографического «взрыва» в России. Это связано с переменой массового восприятия детства и отношения к человеку.
Во–первых, каждый человек как носитель уникальной личности выступает ключевым ресурсом общественного благосостояния и развития, поскольку государственная мощь организуется вокруг личности и её возможностей. Во–вторых, полнота выявления личности каждого взрослого человека становится напрямую связанной с рождением детей и полнотой выявления их личности.
Дети в цивилизации личности становятся обязательным моментом выявления личности родителей и родных, а также необходимым условием для воспроизводства своей родовой истории, родительской идентичности и собственной личности. И обязательным для проявления личности родителей становится наличие у них нескольких, не менее двух–трёх детей.
Цивилизация личности (или, в другой формулировке, персоналистская цивилизация) создаёт систему, которая заинтересована в максимальном выявлении личностного потенциала детей и самих родителей и которая для удовлетворения задач личности требует от общества и государства цивилизационного сдвига, включая прорыв в новые социотехнологические уклады, и решительного развития.
2.2. Решительное развитие
Дети нужны стране, у которой есть ясный образ будущего и перспективное место для каждого человека в этом будущем. Отсюда главным инструментом решения демографической проблемы является организация решительного сверхдолгосрочного развития страны. С этой точки зрения, у руководства Российской Федерации есть только два возможных сценария действия.
Первый сценарий — закреплять за Россией и дальше положение сырьевого придатка экономически более развитых стран. Согласно этому сценарию, демографическая катастрофа заключается не в вымирании населения России, а в том, что оно идёт медленно, низкими темпами. В ориентированной на экспорт сырья России даже сегодняшнее сокращающееся население является избыточным и, в соответствии с требованиями сырьевой экономики, должно быть сокращено ещё минимум в 2 раза. Закономерно, что даже в условиях сокращения населения сырьевая модель существования страны не в состоянии обеспечить полноценного и перспективного развития для подростков и молодёжи и задаёт для них ситуацию предельной нестабильности и неустойчивости, напрямую влияя на решение родителей иметь детей.
Второй сценарий — восстанавливать страну как мировую державу, которая способна быть лидером в решении ряда общезначимых мировых проблем. Согласно второму сценарию, необходимо сверхинтенсивно создавать новую национальную промышленную систему, которая должна обеспечивать российскому населению мировое качество жизни.
Для реализации второго сценария в Российской Федерации необходим положительный демографический рост в виде значительного увеличения численности населения — не менее чем на 8–10 процентов каждое десятилетие — и повышение качества российского населения, т.е. общего уровня универсальных способностей, готовности к овладению самыми современными знаниями в полном необходимом объёме, мирового уровня квалификации в ключевых профессиональных областях (инженерия, педагогика, медицина, военное дело, градостроение, региональное развитие, наука, управление и др.).
Речь должна идти и о переходе государства к амбициозным национальным программам развития в области расселения, градостроительства и домостроения, биотехнологий и электроники, авиации и космонавтики, машиностроения, ядерной энергетики, безопасности и обороны и др. Без большого интересного и тяжёлого для молодёжи дела, без настоящих Дел, люди не будут хотеть рожать и воспитывать детей[11].
В конечном счёте, в основе развития страны лежит интеграция науки, образования и промышленности (триада развития) по нескольким ключевым направлениям развития, требующим приоритетных вложений со стороны государства и создания условий для частных инвестиций. Решительное развитие требует организации стратегического планирования, которое будет опираться на демографические расчёты — прежде всего, на использование в ближайшие годы примерно 70 миллионов квалифицированных и здоровых людей в России — и проведения соответствующей бюджетной политики.
Решительное развитие может быть осуществлено, прежде всего, собственным, а не недавно прибывшим на постоянное место жительства населением. Субъектом развития всегда является народ.
Будущее России должно строиться всем населением и через включение в развитие всего населения, в том числе будущего, поскольку развитие является долгосрочным процессом, требующим планирования, как минимум, на одно–два десятилетия.
Более того, нефиктивное развитие традиционно является в России процессом поколенческим, поскольку для организации развития требуется подключение и целенаправленное образование молодёжи на срок до 25 лет.
Только в системе развития становятся возможными процессы развития, поскольку естественные традиционные механизмы воспроизводства не работают. Воспроизводство в настоящее время требует для своего осуществления долгосрочного и полномасштабного цивилизационного развития[12].
Только амбициозный сценарий «Россия как мировая держава» позволит реально обеспечить положительный демографический рост и устойчиво наращивать численность населения страны[13].
2.3. Альтернативная урбанизация
Однобокая урбанизация индустриального типа, которая началась в стране с 1930–х гг. прошлого века, выступает одной из главных причин нынешней депопуляции страны. В настоящее время процессы урбанизации данного типа не только не ослабевают, но и резко усиливаются и, вдобавок, соединяются с процессами деградации базовых инфраструктур жизнеобеспечения и ключевых систем деятельности, что в итоге приводит к скоплению основной части населения в немногих «разбухающих» мегаполисах и быстрому запустению провинции и села. Российский тип расселения и урбанизации всё больше напоминает мегаполисный вариант, характерный для стран «третьего» и «четвёртого» мира Африки, Азии и Латинской Америки.
Мегаполисный тип урбанизации усугубляет типичные последствия индустриальной урбанизации: превращение полноценной семьи в малодетную, резкую интенсификацию труда наряду с ростом временных затрат на получение минимально необходимого дохода и обеспечения быта, плохую экологическую обстановку в месте проживания, индивидуализацию и многообразное отчуждение индивидов и семей друг от друга с разрушением соседств, дворовых и уличных сообществ, непосредственного общения и разнообразия способов взаимного признания.
Убогость и бесперспективность урбанизации такого типа особенно очевидна для такой страны как Россия — с её обильными незанятыми пространствами и простором.