Если многие школы закрываются, то число средних специальных заведений остается неизменным на уровне 156 (в 1995/96 учебном году их было 149), а количество учащихся в них даже выросло за год на 5,1 тысячи человек, составив 155,4 тысячи (6 лет назад их было 122,4 тысячи).
За последний год вузов стало на один больше (за 6 лет - на один меньше). Число студентов растет довольно быстро: в 1995/96 учебном году - 197,4 тысячи, 2000/01 году - 281,7 тысячи, 2001/2002 году - 301,8 тысячи человек. Число студентов на 10000 жителей составляет 303, что на 10% превышает российский уровень.
Но самую большую тревогу вызывает то, что по показателям наркомании и алкоголизма, по количеству абортов Беларусь занимает первые места в мире. Согласно статистическим данным, в Беларуси ежегодно абортируется более 60 тыс. детей, а за послевоенный период (с 1945 по 2007 годы) это число достигло 8,5 миллиона. Это количество сравнимо с населением Беларуси, которое сейчас составляет 9,6 миллиона. В 2007 году, по данным Министерства здравоохранения Беларуси, в стране было сделано 38 784 абортов, в 2006-м — 58 351.
В Беларуси с 1990 года количество абортов снизилось практически в пять раз и составляет сейчас 22,2 на 1 тыс. женщин детородного возраста. В 2003 году число родов и абортов было почти одинаковым, в 2006 году соотношение абортов к родам определяется как 1:2.
При этом специалисты отмечают, что хотя в Беларуси наблюдается снижение абортов, становится все больше женщин, которые прерывают первую беременность. Если в 1995 году свою первую беременность прервали 14,8% женщин, сделавших аборт, то в 2006 году — 19,4%.
Большая часть абортов приходится на женщин до 30 лет. Негативным является тот факт, что еще значительное число женщин старше 30 лет, которые должны иметь опыт профилактики нежелательной беременности, все-таки прибегают к аборту как к методу регулирования рождаемости.
Основными причинами абортов, по мнению медиков, является в отдельных случаях недостаточная информированность населения в вопросах сексуальной культуры, недостаточно ответственное отношение большинства женщин к своему здоровью, крайне низкая ответственность мужчин за предотвращение нежелательной беременности[5].
В 2008 году в Беларуси было зарегистрировано 2.800 самоубийств, 60% из них совершены в нетрезвом состоянии.
Согласно официальной статистике, продажа алкогольных напитков в Беларуси составляет 10,6 литра чистого спирта на душу населения, включая стариков и детей. При этом не учитывается количество употребления самогона и различных суррогатов спирта. Это один из самых больших показателей в мире. Это количество находится уже за гранью того, что Всемирная организация здравоохранения называет деградацией нации. Специалисты говорят, что около 30% белорусов в той или иной форме страдают от алкогольной зависимости. Алкоголизм — причина половины разводов и количества сиротств.
Глава 3. Демографическая политика
Социальная защита населения – одно из приоритетных направлений социальной политики государства в повседневно-бытовой сфере. Она направлена на формирование и реализацию государством совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых правовых, экономических и социальных мер, направленных на компенсацию и минимизацию последствий изменения социального положения, как отдельных граждан, так и социальных групп вследствие социально значимых обстоятельств. Однако, в Белоруссии в начале 90-х гг. ХХ в. она формально считалась важнейшим элементом реформирования экономики и общества, а реально недооценивалась в качестве фактора трансформационных преобразований. Негативное влияние на систему социальной защиты оказали, с одной стороны, глобальный социально-экономический кризис, а с другой, – консервативное или узко понимаемое представление о социальной защите (главным образом в сфере пенсионного обеспечения), отнесение ее к низко разрядным и низко приоритетным системам в условиях отсутствия должной государственной социальной ориентации. Обострил проблему социальной защиты и демографический фактор – рост численности и удельного веса лиц пенсионного возраста, снижение рождаемости.
На государственном уровне Белоруссия одной из первых на постсоветском пространстве поставила задачу преодоления проблем, связанных с растущей депопуляцией и демографическим кризисом, что отражено в Законе Республики Беларусь "О демографической безопасности Республики Беларусь" (4 января 2002 г.). Хотя в определенной степени этот документ носит декларативный характер, тем не менее, он открывает широкие правовые и организационные перспективы для решения демографических проблем в деле обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. Демографические проблемы с принятием закона "О демографической безопасности Республики Беларусь", рост общественного интереса, внимания политиков и ученых разного профиля к демографическому прошлому, настоящему и будущему страны свидетельствуют, что демографический фактор входит в круг приоритетных для социальной политики, аналитических и прогностических разработок. Однако их качество требует улучшения.
Демографическая политика представляет взаимосвязанную и общепринятую на уровне властных структур систему идей и концептуально объединенных средств, как часть общесоциальной политики страны, с помощью которых общество в тот или иной исторический период ставит задачу достичь определенные цели. Демографическая политика включает Концепцию и Программы решения этих задач. Демографическая концепция представляет правовое и идеологическое пространство комплекса основополагающих принципов по формированию программных документов решения проблем демографического развития страны. Программы представляют комплекс идеологических, правовых, экономических и организационных мероприятий, с помощью которых предстоит решать демографические проблемы. Практика формирования в Белоруссии Национальной программы демографической безопасности свидетельствует о значительных проблемах на этом пути, которыми являются цели демографической концепции и обеспечения демографических программ средствами.
На взгляд большинства экспертов, для преодоления негативных демографических тенденций и дальнейшего упрочения позитивных изменений должны быть поставлены три целевые поэтапные ориентации. На первом этапе (в течение 10–15 лет) должна быть поставлена цель торможения, а затем и преодоления процесса уменьшения численности населения страны. На втором этапе (в течение 40–50 лет) целью должно стать восстановление численности населения Белоруссии докризисного периода на основе его роста (условно – достижение 10-миллионной численности населения). И на третьем этапе (последняя треть ХХI столетия) – на их основе добиться дальнейшего роста численности населения страны[6].
В демографических программах политиками на первое место ставится материальный фактор по стимулированию рождаемости. В настоящее время различные материальные пособия и льготы на родившегося первого и второго ребенка в Белоруссии за первые три года их жизни составляет более двух тысяч долларов, а за третьего и каждого последующего – свыше 3,5 тыс. долларов. Эти льготы, представляющие материальную социальную защиту матери и ребенка, состоят из единовременных пособий при рождении (на первого родившегося в пересчете на доллары по текущему курсу) – 158 у.е., 79 у.е. на родившегося при условии постановки женщины на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, а также ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет – около 52 у.е. Впрочем, подобная социальная защита есть и во многих других странах постсоветского пространства, как тот социальный капитал, который остался от советского периода. Но вряд ли выплаты будут стимулировать рост рождаемости. Как показывает отечественный опыт начала 80-х гг. и других зарубежных стран, они несколько сдвигают график рождаемости, давая ее кратковременный рост, а после опять происходит снижение показателей рождаемости. В 2005–2006 гг. в Белоруссии наблюдалось увеличение рождаемости (на 1,4 тыс. чел.), что политики восприняли как поворот от снижения рождаемости к его росту. На самом деле увеличение количества родившихся в 2005–2006 гг. (90,3 тыс. чел.) не достигло даже уровня 2001 г. (93,7 тыс. чел.). Мы имеем дело с явлением, называемым в демографии "тайминговым" ростом рождаемости, что связано со вступлением в активный демовоспроизводственный возраст поколения, родившегося в середине 80-х гг. ХХ в., в период некоторого роста рождаемости. После 2008 г. наступит совсем иная ситуация. Детородного возраста начнут достигать малочисленные контингенты родившихся в начале 90-х гг. ХХ века, а в возраст, для которых характерен относительно высокий уровень смертности, уже ныне начинает входить многочисленное поколение, родившееся в послевоенные годы, когда действовали факторы компенсационного характера повышения рождаемости. С 2008 г. демографический потенциал рождаемости по сравнению с 2005 г. снизится на 11-12%, а с 2013 г. снижение демографического потенциала рождаемости по сравнению с периодом 2005-2006 гг. составит примерно 45 %. Так что роста рождаемости без активной демографической политики с большой вероятностью в ближайшие годы не предвидится.
Однако это не значит, что не нужно проводить активную демографическую политику или социальную политику по оказанию помощи молодым матерям. Но она может базироваться только на наличных материальных ресурсах. В советское время таким ресурсом была промышленность, характеризовавшая Белоруссию как "сборочный цех" тогдашнего СССР. До нефтегазового конфликта с Россией основу экономики Белоруссии составляла нефтяная "игла", что привело к тому, что за разговорами о необходимости развивать экономику, ее уровень (прежде всего промышленности, строительства, транспорта и сельского хозяйства) хоть и вышел из кризиса начала 90-х годов, но тем не менее не сумел достичь показателей 1990 г.