Смекни!
smekni.com

Диалектика преемственности поколений: от конфронтации к диалогу (стр. 2 из 6)

В переводе на язык нашей темы это значит: строя свои взаимоотношения, сосуществующие поколения должны быть максимально искренними друг с другом. В большом и малом, каждодневно и в любой сфере.

К числу главных принципов диалога поколений нужно отнести стремление и умение видеть друг в друге, прежде всего, положительные, светлые, добрые черты и качества. К сожалению, очень часто срабатывает другое: «Грехи людей мы чертим на скрижалях, их доблести мы впишем на воде». Как это ни прискорбно, во взаимоотношениях поколений тоже проявляется одна из наиболее негативных черт нашего менталитета — неустанный поиск «врага». Трудности, невзгоды, потрясения мы сплошь и рядом списываем на чей-то злой умысел, враждебные происки.

А ведь культура диалога поколений включает непременно и самокритичность, способность спросить себя: «А судьи кто?»

Полезно помнить, что молодые, полные сил и энергии, устремленные в будущее, максималисты, впитывающие как губка и хорошее, и плохое, непременно станут, увы, пожилыми, одолеваемыми хворями, брюзгливыми...

А пожилым полезно не забывать о временах, «когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли...». И тогда в их взаимоотношениях уютнее будут чувствовать себя Добро, Красота, Истина.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ДИАЛОГУ ПОКОЛЕНИЙ

Диалог в словарях определяется как попеременный обман репликами двух или более людей. Однако в последние годы он трактуется значительно шире и предполагает и диалог стран, и диалог культур, сюда входит понятие диалога с ЭВМ и диалога разных социальных групп. Многие говорят и о диалоге поколений.

Диалог поколений в процессе коммуникации предполагает установление межличностного согласия, способности решать совместно сложные проблемы, конструктивно созидая результаты своих совместных действий.

Диалог поколений в России осложнен нынешней социально-экономической ситуацией. Возникли проблемы, которые поставили пожилых особо трудное положение. Прежде всего, утрачены многие нравственные ценности, старшее поколение познало радость коллективной жизни, бесплатное образование и бесплатное медобслуживание. Ушли в прошлое романтика комсомольских строек, студенческих строительных отрядов, туристических походов и поездок, любовь к книгам и чтению. Мучительное выживание в период перестройки постепенно изменило взгляд на старшее поколение, которое молодежью воспринимается как обуза для общества.

В интересном социологическом исследовании польского ученого Хелмы Издебской собраны высказывания 200 студентов (возраст 19-22 года) на тему семьи: той, которую они хотят создать, и той, из которой вышли (родительской). Все единодушно указали, что в будущем они не хотят жить вместе с родителями и не представляют себе жизнь под одной крышей. В отношении бабушек большинство из них выразили неприязнь, отсутствие доброжелательности, уважения и чувства ответственности за них.

По мнению этой молодежи, старики не должны быть обузой для них, т.к. ими должно заниматься государство, общество, а не близкие родственники. Многие заявили, что наилучшим решением проблемы дальнейшего сосуществования дедушек и бабушек были бы дом престарелых.

В ошибках родителей Х. Издебская видит основной источник углубления эгоизма и эгоцентризма молодежи, причем родители не скрывают желания воспитывать своих детей людьми «твердыми», умеющими добиваться своего, пренебрегающими чувствами благожелательности, отзывчивости, доброты, деликатности, т.к. излишняя чувствительность делает человека «жертвой судьбы». Подобные ответы были получены в аналогичном исследовании среди студентов г. Орла.

Когда родителям предложили ответить на вопрос, какие качества характера они хотели бы видеть в своих детях, то понятию «доброта» не нашлось места в их ответах.

Результаты опроса, проведенного Х. Издебской, и наши российские тем печальнее, что они получены из высказываний студентов, т.е. будущей интеллектуальной элиты. Опросы и наблюдения показывают полное отсутствие привязанности и благодарности к людям, которые дали ей, молодежи, жизнь и воспитание, иногда даже перенося тяжелые лишения. Любопытно отметить, что свои будущие семьи опрошенные представляют весьма идеально, акцентируя необходимость верности сплоченности семьи. Однако для счастья в супружестве и семье только одних пожеланий и стремлений мало. Эгоизм разрушает это счастье с необыкновенной легкостью. Конечно, не вся молодежь такова. Но на пороге своей пенсионной жизни пожилой человек должен понимать, что в случае надобности помощи, он не гарантирован от встречи именно с такой позицией. Пожилой человек никогда не должен льстить молодым, унижаясь, добиваться их расположения, стараясь войти в их круг в качестве «друга».

Диалог поколений возможен только в гуманном обществе. А является ли наше общество гуманным? Кризис ценностей, крушение идеалов, падение уровня культуры, связанные с переходом к другим сторонам общественной жизни, обострили проблему гуманизации общества. Часто, говоря огуманности, имеют в виду мягкость, доброту или сердечность по отношению к людям. Это в какой-то мере справедливо. Но в трактовке современных философов проблема гуманизации — это, прежде всего, проблема совершенствования личности, гармонизации отношений человека с окружающей средой, людьми, разумного отношения к природе. И вполне закономерно возникает вопрос: возможен ли диалог поколений, если люди не способны бережно относиться друг к другу? И, несмотря на призыв церкви возлюбить ближнего, как самого себя, это чувство редко возникает у людей. Наша российская ментальность способствует «вымыванию» из жизни целого поколения, которое считается как бы людьми второго сорта, с ними не считаются, забывая об их большом жизненном опыте, их ратных и трудовых подвигах, когда для многих людей девизом жизни был такой — прежде думай о Родине, а потом о себе. Возникли барьеры между поколениями, которые носят характер экономических, психологических, социально-культурных разногласий. Решение этой проблемы предполагает использование системного подходак проведению политики ориентированности на старшее поколение. Только система, где наличествует цель, где есть компоненты, являющиеся ее функциональны единицами, может быть основным средством объединения поколений на основе социального и культурного диалога.

В последнее время наметилась тенденция решения этой проблемы. Образование для третьего возраста разрабатывается на научно-теоретическом и практическом уровнях. Такой подход характерен для деятельности Орловской областной общественной организации обществом «Знание» России.

Практика подтверждает, что диалог поколений возможен, если сближаются ценностиориентации пожилых людей и молодого поколения. По нашему мнению, можно выделить несколько групп ориентации, среди них наиболее выраженнымиоказались:

· на познание и духовной ценности жизни;

· на опеку детей и внуков;

· на продолжение жизни в любых сферах приложения сил;

· на продолжение профессиональной деятельности;

· на прикладную деятельность (шитье, рукоделие, огородничество, домашние поделки и др.);

· погружение в прошлое;

· накопительская ориентация;

· социальная активность;

· уход в религию;

· уход в болезни;

· на активный отдых и получение радости от жизни;

· жить сегодняшним днем.

Если говорить о диалоге поколений, то данные ценностныеориентации позволяют выделить четыре группы пожилых людей, которые наиболее близки к молодежи, те, кто заинтересован в общении и сотрудничестве с молодым поколением.

Первая группане намерена вести диалог с молодежью, она самодостаточна и редко обращается к другим людям. Высокий уровень культуры и образованности этих людей дает им возможность самим выступать в роли арбитра и редко апеллировать к общественному мнению. Они имеют всегда собственную ориентацию и по собственному желанию читают книги, посещают театры и выставки, смотрят телепередачи. Кроме того, они не приемлют молодежную культуру и не хотят общения с ее представителями.

Вторая группа, ориентированная на детей и внуков, наиболее расположена к диалогу. Выросший из традиций русской крестьянской дореволюционной семьи и получивший дополнительную поддержку в годы советской власти «институт бабушек» существует и в наши дни. Однако часто диалога с молодежью не происходит по вине последней, поэтому эта категория находится в сложной психологической ситуации, названной современными философами как синдром покинутости, который рождает ощущение ненужности, незащищенности, одиночества. Эта категория людей остро нуждается в психологической помощи.

Третья и четвертаягруппы способны вести диалог со своими молодыми коллегами. Они удовлетворены, прежде всего, рабочими контактами, ощущением сопричастности к общему делу. Но не во всех рабочих коллективах бывает здоровая психологическая обстановка. Особые переживания вызывают у работающих пенсионеров невнимание и неуважение со стороны молодежи, которая часто говорит о людях пенсионного возраста как о конкурентах, занимающих место молодых. Многое в данной ситуации зависит от руководителя коллектива, его отношения к старшим, его умения объяснять молодым, что работающие пенсионеры часто это делают не только из-за материальных условий жизни в современной России, но и из-за целого ряда социально-психологических преимуществ, которые дает профессиональная деятельность.

Люди, ориентированные на прикладную деятельность, легко вступают в диалог с молодым поколением, но, к сожалению, часто эти связи носят прагматический характер, молодые используют результаты их работы для своих нужд.

Пожилые люди, испытывающие тоску по социалистическому прошлому, наименее расположены к диалогу, к общению с молодым поколением. Для них характерны нетерпимость, отчужденность, угнетенность, ворчливость, недоверчивость, некоммуникабельность. Для этой группы необходима психологическая служба, способная оказать помощь в предотвращении конфликтов с окружающими. Психологи помогут преодолеть чувство одиночества и покинутости.