Университет третьего возраста при Орловской областной организации общества «Знание» России проводил массовый опрос среди пожилых на тему: «Ваше отношение к себе, семье, обществу», используя страницы газеты «Орловская правда». Аналогичные вопросы спустя некоторое время, в конце 1999 года, были заданы молодежи — студентам 1 —5-х курсов Орловского государственного института искусств и культуры по теме «Пожилые глазами молодых». Респонденты (152 человека) анонимно отвечали на вопросы: какими они видят пожилых, как они живут, проводят свободное время, какую роль играют пожилые в семье, востребованы ли обществом их опыт и знания, что они ждут от нынешнего общества?
Ответы были разнообразны, но по ряду вопросов мнения молодых людей совпали. Так, все студенты видят в пожилых «хранителей времени, традиций, обрядов», «знатоков ремесел, сегодня забытых». «К ним надо прислушиваться», «опыт нужен, но его не надо навязывать», «если представители старшего поколения были авторитетом для детей, они им останутся и для внуков». «Дедушка у нас в семье самый главный человек, он охотно дает советы (когда даже и не надо), но мы и не в обиде, это же наш дедушка». «Мы мало слушаем советы старших, отсюда и ошибки, конфликты в семье». «О старших быстро вспоминают, когда в семье грянет беда: развод, нужна крупная сумма денег, нужна нянька».
В одной из анкет приведена легенда, когда племя решило истребить стариков как ненужных. И лишь один юноша спрятал своего отца. Неожиданно нагрянула беда, а молодым не с кем было посоветоваться. Вот тогда-то и пригодился единственный оставшийся в живых старик...
Из анкеты студента-первокурсника Д. (так он сам себя обозначил): «Мы, молодые, должны уважать и беречь престарелых людей, быть к ним снисходительнее, ведь и мы будем такими же со временем, и как мы относимся к старшему поколению, так и к нам будут относиться дети и внуки, все возвращается бумерангом».
Были и ответы (6 человек) такого плана: «Пожилые — обуза, не захочешь их ветеранской пенсии, суют свой нос, куда не следует», «Они все психи, брюзжат, ноют», «Целый день катаются бесплатно в городском транспорте», «...сварливые, капризные, недоверчивые», «Занимают рабочие места, не дают дороги молодым».
Два человека высказались категорично; «Их советы нам не нужны, они жили в другое время», «Пожилые — это разжигатели конфликтов в семье».
Прозвучало и потребительское отношение к пожилым: ожидание наследства, квартиры, дачи, машины, драгоценностей бабушки («если дождетесь, скорее сама умру»).
Пожилыми молодежь считает людей по достижении пенсионного возраста, некоторые из респондентов высказали мнение, что «и в 80 лет можно выглядеть достойно, а некоторые 30-летние — уже старики…»
Практически все опрошенные считают, что молодежь в долгу перед старшим поколением: «Пожилым нужно, прежде всего, доброе слово», «Государство должно обеспечить достойную старость, чтобы не было нищих среди пожилых, чтобы они не собирали бутылки», «Пожилой человек не должен один на один оставаться со своими болезнями и нуждой», «Пожилые живут бедновато, но мы можем, поучиться у них аккуратности и терпению», «Прожив нелегкую жизнь, пережив войну, голод, пожилые нередко содержат молодых, своих детей и внуков».
Молодежь считает, что и в пожилом возрасте можно оставаться привлекательным: нужна специальная, удобная и красивая одежда для пожилых, чтобы она была гигиеничной, не стесняла движений. «Нельзя одеваться в обноски молодых», «пожилым надо делать скидки на товары».
В то же время молодые категорически против молодящихся дам с вульгарной косметикой, декольте, старичков-селадонов.
Из анкет: «Грустное зрелище представляют молодящиеся не в меру старики и старухи».
87 процентов высказались за совместное проживание в семье представителей разных поколений, против помещения в богадельни престарелых: «Современные дома-интернаты для одиноких пожилых не выдерживают никакой критики», «Неправильно, что в интернатах рядом живут молодые инвалиды и престарелые, ведь у них разные интересы», «Грешно отдавать своих старых и больных родственников в дома-интернаты».
В ответах студентов от первого курса к пятому (по мере взросления) исчезает категоричность по отношению к пожилым и престарелым. Только среди первокурсников звучали высказывания: «Старые не любят молодых, они осуждают наш образ жизни, считают, что мы «зелень». Старшекурсники заявляют: «Пожилые должны быть ухоженными, хорошо одетыми, чтобы им было тепло и комфортно, это дает пожилому человеку чувство собственного достоинства», «Пожилые люди ждут от общества будущего без унижения».
83 процента считают, что знания, опыт пожилых не востребованы, что многие ушли на пенсию, так и не реализовав себя, живут с ощущением собственной ненужности. И это — мнение молодых. Что уж говорить о самих пожилых... Все опрошенные считают, что необходимо создавать клубы ветеранов, клубы общения для пожилых, особые бюро по трудоустройству опытных пенсионеров: «Из них выйдут прекрасные репетиторы, няни, гувернеры, сиделки», «Пусть работают, кто может и знающ, ведь до пенсии они были и врачами, и бухгалтерами, и операторами ЭВМ», «Опытный врач всегда лучше начинающего».
Итоги проведенного анкетирования позволили создать условную таблицу.
Плюсы и минусы представителей разных поколений
Молодые | Пожилые | ||
+ | - | + | - |
здоровье,энергия,задор,мягкий переходот одного видадеятельностик другому,умение некомплексовать,готовностьдействовать | большаяподверженностьвредным привычкам,нигилизм,бескомпромиссность,максимализм,ослабление институтапродолжения рода,стремление«пожить для себя» | жизненный опыт,умение учитьсяне только насвоих ошибках,терпимость(толерантность),готовность понятьи простить,стремление кздоровому образу жизни,более бережное, чемв молодости,отношение к здоровью | ослабление здоровья(возрастной характер),категоричностьв суждениях омолодежи, состояниефрустрации («неоценили»,«не востребовали»),консерватизм,нередко высокомерие и агрессивность поотношению к молодежи |
Таблица поможет представителям разных поколений грамотно выстраивать отношения друг с другом.
Пути преодоления противоречий во взаимоотношениях поколений:
· знание представителями разных поколений возрастных индивидуально-психологических особенностей друг друга, настрой на содружество, воспитание у молодого поколения умения сочувствовать и сопереживать;
· формирование с раннего возраста уважительного отношения к старшим, пожилым, престарелым;
· преодоление иждивенческих настроений у молодежи (свадьбу делают родители, они отправляют молодых путешествовать, пенсия дедушек и бабушек отдается безоговорочно внукам, пожилым в семье – что проще из одежды и т.п.), инфантилизма, презрения к труду, страсти к «легким» деньгам;
· формирование у старшего поколения бескорыстного отношения к детям, внукам («я всю жизнь положила на вас, а что вы мне?», «молодые обязаны»), преодоление подозрительности, мнительности («ждут наследство, дом, квартиру» и т.п.);
· установка на многодетную и многоуровневую семью, забота о сохранении семьи, создание родословной каждой семьи в стремлении сохранить корни, ненавязчивое внимание к жизни молодых;
· совместная деятельность творческого характера: самодеятельное художественное творчество, освоение забытых ремесел, работа клубов любителей поэзии, изящных искусств, музыки, книги, работа творческих объединений по интересам — филателистов, нумизматов, кинологов, совместные вечера ветеранов и молодежи, например, для полемики на тему: «Да, были люди в наше время...»;
· содержательная досуговая деятельность (рыбалка, охота, моржевание), создание совместных клубов выходного дня, любителей туризма и путешествий, компаний единомышленников и т.п., участие в развлекательных программах типа «Поле чудес», «Мама, папа, дед и я — спортивная семья»;
· семейные праздники, переходящие в добрую традицию (дни рождения, юбилеи, полные даты, чествование новобрачных, золотые и серебряные свадьбы, свадьбы фарфоровые и бронзовые, смотрины, помолвки, обручения и многое другое);
· единение на почве религиозных убеждений, единство вероисповедания, совместное отправление представителей разных поколений религиозных культов и обрядов (крещение, соборование, венчание, всенощные бдения, религиозные праздники Рождества Христова, Пасхи, Троицы у православных христиан);
· обязательное осуществление программ по реализации идеи непрерывного образования с юных лет, включая образование пожилых как непременное условие формирования атмосферы эмоционального благополучия пожилых людей, представляющих сегодня едва ли не треть населения, содержательной, плодотворной жизни, а не «доживая», .для максимальной реализации творческого потенциала личности;
· воспитание у молодого поколения чувства благоговения перед семьей, культа семьи;
· изучение опыта работы по данному направлению у коллег за рубежом, его критическое осмысление и использование, обобщение и распространение передового опыта работы с молодежью и пожилыми как представителями полярных полюсов у себя, в России;
· возрождение наставничества, в процессе которого происходила не только передача профессиональных изменений, но молодые люди получали уроки нравственности от представителей старшего поколения.
Прожив долгую и содержательную жизнь, люди старшего поколения стремятся поделиться накопленным опытом, своими наблюдениями. С письмом к молодежи обращался великий ученый И.П. Павлов, призывая молодежь к бережному отношению ко времени. Открытое письмо молодому человеку адресовал известный французский писатель Андре Моруа: «Зачеркнуть прошлое невозможно, пытайтесь лучше создать настоящее, не отвечайте ненавистью на ненависть, не будьте злопамятны, черствы... Не презирайте мастеров прошлого; если слава их дошла до нашего времени, значит, они это заслужили... Цель не только в том, чтобы преуспеть, добиться «бренных вещей» (Плутарх), но в том, чтобы иметь право, заглянув в свою душу при свете совести, убедиться, что сделанным можно гордиться или, по крайней мере, не краснеть за него. Приятно на старости лет пожить в почете, старики немощны и нуждаются в моральной поддержке. Цель жизни не в том, чтобы стяжать себе бессмертную славу. Она в том, чтобы превращать каждый день в маленькую вечность». Увы! Мало кто из молодых знаком с содержанием этих писем. А жаль!..